АвтоПраво
Портал города Самара samru

Чтоб без сучка и без задоринки

С 12 декабря покупатели получат право вернуть или поменять технически сложный товар, если в нем обнаружится даже самый незначительный брак. Одни продавцы опасаются, что это усложнит их бизнес, другие не видят для себя принципиальных изменений.
Поправки в действующем законе «О защите прав потребителя» и 2-й части Гражданского кодекса РФ были подписаны президентом 25 октября и опубликованы 27-го. Согласно внесенным поправкам, потребитель вправе вернуть, поменять технически сложный товар на такой же или на другую модель с соответствующим перерасчетом цены при выявлении любого недостатка в течение 15 дней со дня покупки. По истечении этого срока возврат или обмен товара возможен при условии обнаружения существенного недостатка или при несоблюдении установленного законом срока ремонта. Отрадно для потребителей и то, что теперь нельзя устанавливать срок ремонта в зависимости от наличия запасных частей и оборудования. Кроме того, можно вернуть покупку, если в течение гарантийного срока ею невозможно было пользоваться более 30 дней вследствие неоднократного устранения ее недостатков. Единственная существенная уступка предпринимателям в принятой редакции закона - увеличение с 30 до 45 дней предельного срока гарантийного ремонта, который должен быть указан в документе, заключенном при сдаче товара.
Поправки обеспокоили некоторых продавцов. Так, генеральный директор ООО «Самураи Моторс» Алексей Аржевикин говорит, что в любом автомобиле без пробега можно найти недостатки, поэтому новый закон «очень сильно усложнит автомобильный бизнес». В то же время он отмечает, что с учетом нашего менталитета первая волна изменений в связи с поправками закона пойдет не раньше, чем через несколько месяцев». «Российское общество, в силу своей инертности, в правовом смысле достаточно пассивно. Думаю, 90% населения еще о законе и не знают», - добавляет он.
Менее болезненно поправки закона восприняли продавцы компьютерной техники. По мнению генерального директора компании «КРИТ» Александра Крита, новый закон вполне логичен и адекватен, потому что в сфере продаж . приоритет всегда за покупателями. «За 15 дней техника однозначно не устареет, а дефекты во всех компьютерных фирмах устранялись и раньше в течение двух недель», - заметил в разговоре с корреспондентом «Времени» сотрудник фирмы ООО НПП «Радиант» Юрий Голубятников. Генеральный директор компании «Сателлит» Олег Долгов также полагает, что поправки в законе не приведут к изменениям в работе его компании. Единственное неудобство, с которым столкнутся продавцы оргтехники, по мнению Юрия Голубятникова, - «бумажная рутина». Возврат товара, проведенного через кассу, прибавит хлопот в плане отчетности перед налоговыми службами. Однако такие случаи участникам рынка компьютерной техники не представляются фатальными.
В то же время есть игроки рынка, которые опасаются новых проблем в связи с принятием поправок. «Потребители и так злоупотребляют теми правами, которые у них сейчас есть. При малейшем дефекте очень часто возникают судебные процессы, - заявил «Времени» Алексей Нефедов, директор компании «Автоповолжье» (дилер Renault). - Между тем закон «О защите прав потребителя» крайне слабо защищает продавца и производителя от недобросовестных покупателей». По словам Нефедова, в России общество еще не готово к той демократии, которую в стране культивируют. «Демократия не подразумевает хамства или негативного отношения к людям, у которых вы что-то приобретаете. Брак или неполадки бывают в любом деле. Это нужно воспринимать разумно», - отмечает Нефедов, подчеркивая, что особенно трудно придется именно автомобильному рынку.
А вот по мнению Александра Крита, беспокойство о возможном злоупотреблении приобретателями своим положением необоснованно. «Люди с подобными мотивами были всегда, но это не имело и не будет иметь массового характера», - замечает Александр Крит. Директор по связям с общественностью сети «Техносила» Надежда Сенюк также говорит о единичных случаях авантюристских намерений покупателей. По ее словам,- как и раньше, вопрос намеренного причинения вреда товару для получения компенсации решается проведением независимой экспертизы. «Для покупателя такие законодательные поправки - весьма положительный момент. Это свидетельствует о том, что мы движемся в сторону цивилизованного рынка, обеспечивающего покупателю «полный сервис», - считает Надежда Сенюк. С ее точки зрения, приход к такому законодательному урегулированию торговых отношений - закономерный рыночный процесс.
По словам председателя Ассоциации защиты прав потребителей Раисы Лавреновой, сейчас заметно уменьшилось количество обращений со стороны потребителей. Это связано с тем, что продавец заинтересован в разрешении спора до суда. «Иск обходится продавцам в два-три раза дороже, чем возврат или обмен товара. Продавцы идут на компромисс, лишь бы не судиться с нами», - говорит Раиса Лавренова. Не исключено, что в связи с этим число общественных организаций по защите прав потребителей станет сокращаться. Судебные разбирательства приносят общественным организациям доход на развитие, а судебных дел становится все меньше. Возможно, основную часть проблем покупателей возьмут на себя бюджетные защитные организации.
К сожалению, получить комментарий о том, как должен работать новый закон, у представителей Росгютребнадзора по Самарской области «Времени» не удалось: закон ими еще не изучен в той мере, чтобы его можно было анализировать и разъяснять.
Что можно теперь поменять в течение двух недель?
Перечень технически сложных товаров, требования потребителя о замене которых подлежат удовлетворению в случае обнаружения в них существенных недостатков, утвержден Постановлением правительства РФ №575 от 13 мая 1997 года. В перечень включены:
- автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;
- мотоциклы, мотороллеры;
- снегоходы;
- катера, яхты, лодочные моторы;
- холодильники и морозильники;
- стиральные машины автоматические;
- персональные компьютеры с основными, периферийными устройствами;
- тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Игорь СТРУКОВ,
адвокат коллегии адвокатов «Струков, Рыбаков и партнеры»:
- Любое изменение законодательства может привести к злоупотреблению, которое есть сейчас. Чтобы этого не допустить или, по крайней мере, уменьшить их число, продавцам необходимо тщательнее вести предпродажную подготовку товара, доводить наиболее полную информацию до сведения потребителя, заниматься более детальной юридической разработкой договоров, а также иметь квалифицированную юридическую службу.
Екатерина ШУЛЕПОВА, «Время»

13.11.2007



на теплоходах из Самары, бронирование


19 апреля 3:56


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Авто Самара - помощник автомобилиста города. Новости, правила дорожного движения, обзоры, автосалоны. Сервис Продажа Авто - объявления о покупке, продаже автомобилей: Рено в Самаре, Cузуки в Самаре, ВАЗ в Самаре, Хонда в Самаре, Форд в Самаре, Шевроле в Самаре.

Рубрика Дороги Самары содержит сведения о маршрутах городского транспорта Самары. Ситуация на дорогах Самары в сервисе Пробки. Автошколы: цены, условия, обучение, места.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru