На прошлой неделе в Областном художественном музее открылась выставка самого модного фотографа Самары Олега Давыдова. Нашумевший проект «Беременность как творчество» предстал перед глазами жителей города - беременные в бассейне, беременные на стадионе под палящим солнцем, беременные в купальниках и полностью обнаженные... Оценить итоги двухлетней работы фотохудожника с самыми неспокойными и эмоционально нестабильными моделями в мире можно вплоть до 27 февраля.
- Расскажите поподробней о выставке?
- Проект «Беременность как творчество» я готовил целых два года. Конечный его результат - вот эта фотовыставка. На протяжении двух лет я работал с беременными женщинами, съемки проходили в виде масштабных арт-акций в Мраморном зале Художественного музея, в бассейне отеля «Ренессанс», под открытым небом на стадионе Локомотив. Наша съемка на стадионе, кстати, попала в Книгу рекордов России и стала номинантом для попадания в Книгу рекордов Гиннеса как съемка, в которой приняло участие самое большое количество беременных женщин в мире.
- Сколько беременных девушек прошло через проект за все это время? Подсчитывали?
- Порядка 250-300 человек, точно сказать не могу. Около 150 девушек зафиксированы на фото, а на часть фотографий мы не получили разрешения со стороны моделей - не все мужья дали добро. Иногда женщины совершают какие-то поступки, а потом выясняется, что она в них, на самом деле, не вполне вольна. Соответственно, около 300 детей родилось на свет за период работы над проектом, у некоторых девушек были даже двойни.
- Как вы находили женщин для съемок?
- Три источника - три составные части Марксизма. Первый: женское радио - один из самых надежных маркетинговых рычагов современности. Второй: прямая реклама в СМИ - люди читали и звонили мне сами. И, наконец, третий: совершенно замечательный, на мой взгляд, метод, когда добросовестные студентки выходят на улицы и раздают флаеры в местах скопления беременных - около женских консультаций, торговых центров. Рекорд России мы установили именно таким способом.
- Какие съемки вам особенно запомнились?
- Немножко цинично прозвучит, но я с этим «материалом» впервые работаю - тема редкая, а значит, интересная. Впервые в жизни у меня была подводная съемка. Очень изматывающими оказались съемки на стадионе Локомотив - это же вопрос безопасности. Перед фотосессией весь стадион обыскивали с собаками, я подключал УВД города. Работы сделано очень много, запомнилась каждая съемка.
- По итогам проекта уже выпущена книга?
- К сожалению, пока нет. Мы рассчитывали в этом плане на некоторую поддержку, но еще не смогли ее получить. Надеемся, что сейчас, в тот период, когда проект работает сам за себя, говорит сам за себя, найдутся какие-то спонсоры, инвесторы. Хотя, признаться, особой трагедии в том, что книга до сих пор не выпущена, я не вижу. С моего сайта в Интернете ежемесячно скачивают десятки гигабайт фотографий. Интернет-аудитория - огромная, гораздо больше, чем книжная.
- Что дальше? В какую сторону планируете двигаться, какие проекты реализовывать?
- Уже практически готова первая часть проекта «Цирк. Секс. Мода», который я готовлю совместно с самарским цирком. А вообще, в ближайших планах пока продвижение проекта «Беременность как творчество».
Я был бы рад сейчас устроить акцию, которую давно задумал, но не успел организовать за два года работы над проектом, потому что она очень трудоемкая - снять беременных в зале ожидания вокзала. Двойное звучание: ожидание ребенка, ожидание поезда. Но тут нужно разрешение руководства железной дороги, а это очень много забот и суеты. Хотя, после Локомотива меня уже ничего не пугает, было бы разрешение - я бы нашел и спонсоров, и организаторов. Эту акцию многие готовы были бы поддержать. Нам нужна ответная реакция на наш проект. Если сейчас ее не будет, то я и копья ломать не буду. Сейчас вот собираемся поехать показывать проект в Москву, на программу «Пусть говорят» - уже какой-то резонанс.
Пока не всем, на мой взгляд, очевидна глубинная сущность этого проекта. Тема-то настолько красивая, конструктивная, объединяющая людей. Она имеет действительно европейское звучание. Здесь нет никакой пошлости: да, есть голые тела, и их довольно много, но это не выглядит пошлым. В людях не должно быть ханжества по таким вопросам. Пока у многих оно есть. Но я смотрю на тех, кто посетил выставку, и вижу, что некоторая эволюция во взглядах у них все же происходит. И это приятно.
Ирина Якоби