Бизнес - элита Самары
Портал города Самара samru

Юрий КОРЯКИН: «Генплан – это не икона будущей Самары»

В середине августа наконец-таки был опубликован генеральный план Самары, а буквально через две недели должны начаться общественные слушания по этому проекту. В преддверии открытого обсуждения одного из самых важных для областного центра документов Репортер встретился с руководителем группы разработчиков генерального плана Самары заместителем руководителя городского департамента строительства и архитектуры Юрием Корякиным.
- Какие принципиально новые подходы к разработке генерального плана Самары применялись творческим коллективом, работавшим над проектом? Что было заимствовано от генплана Куйбышева образца 1987 года?
-Во-первых, следует заметить, что любой город обладает огромной инерцией архитектурно-планировочной структуры. Это не пустое пространство, на котором можно с нуля строить все что пожелаешь. Поэтому, на мой взгляд, речь нужно вести не о генеральном плане строительства, а скорее о проекте реконструкции города Большая часть Самары уже застроенаи имеет свою функциональную, архитектурно-художественную и общественную ценность. Во-вторых, не следует забывать, что у нас с 2001 года на территории города действуют правила застройки и землепользования, описывающие назначение тех или иных территорий, и применяемые для них градостроительные регламенты. Правила эти утверждены Самарской городской думой и фактически являются местным законом. Поэтому при разработке нового генплана не учитывать их мы не могли. Но это не означает, что мы не можем давать предложений по изменению существующей ситуации и по освоению новых территорий.
Как использовался предыдущий генеральный план? Конечно, анализ этого документа проводился, и ему посвящен целый раздел в новом генплане, с которым, я думаю, после утверждения проекта с удовольствием ознакомятся специалисты, изучающие историю градостроительства Если говорить о конкретике, то практически все принципиальные моменты, связанные с тем, что не было реализовано из прежнего генплана, конечно же, перешли в новый проект. Те моменты, которые объективны, законны и подтверждаются жизнью. Это, в первую очередь, развитие дорожной сети. Если мы вспомним историю города за последние 20 лет, то вряд ли кто назовет нам новые автомагистрали, путепроводы, мосты, дорожные развязки, построенные за это время. Их просто нет. В течение 20 лет у нас почти ничего не делалось. Поэтому, естественно, этот груз неисполненных проектов предыдущего генплана перешел в нынешний проект.
Вы имеете в виду такие проекты, как магистраль "Центральная"? Она у нас, по-моему, строится с середины семидесятых?
- Еще раньше. Этот проект начинает просматриваться с 30-х годов, а в генплане 65-го года магистраль уже заявлена как необходимый объект. То есть над "Центральной" работают уже больше 40 лет и все никак не построят. И это не единственный проект. Их много. А то, что когда-то не было исполнено, каждый день влияет на нашу жизнь, создавая массу неудобств. Возьмите, к примеру, дорожные пробки или коммунальные аварии. Поэтому предыдущие разработки обязательно учитывались, но при этом адаптировались к новым реалиям.
Самое главное, что мы сейчас, по сравнению с 1987 годом, живем совсем в другую эпоху. И те подходы, которые использовались при проектировании социалистического города, сегодня не совсем подходят. Поэтому нам пришлось искать новые методы при разработке генерального плана. Вот вы упомянули об использовании мирового опыта. Сразу оговорюсь, что в некоторых развитых странах в крупных городах вообще отсутствуют генеральные планы. В городах с устоявшейся собственностью на землю и сложившимся инфраструктурным каркасом генплан просто не нужен. Там все определяют правила застройки и землепользования, которые диктуют собственникам земли, что и как на своих участках строить и как их развивать. У нас пока далеко не вся территория города находится в частной собственности, поэтому мы еще можем что-то преобразовать в глобальном смысле, и поэтому генеральный план Самаре необходим. В то же время подходить к планированию нужно очень осторожно.
Если говорить о новых подходах, то новой была сама методика разработки генерального плана. Предваряло проектную стадию научное обоснование концепции генплана. Эта работа была выполнена по гранту Российской Академии архитектурно-строительных наук. В основу методики проектирования положено определение положительных тенденций, заложенных уже практикой развития Самары, комфортности проживания на территории города и прогноз развития роста Самары. Самое главное, что на первое место при современном проектировании города выходят не интересы государства, как было раньше, а интересы людей. Раньше у нас действительно пирамида была перевернута, и города развивались исходя из потребностей военно-промышленного комплекса, экономики страны, а людей селили возле предприятий в дома, мало приспособленные для нормальной жизни. Теперь на первый план выходят интересы людей, а это значит, что нужно в первую очередь думать о комфортности проживания человека, семей, социальных групп. О соблюдении их пространственных интересов. Ну и, конечно, нельзя совсем забывать и об интересах государства В итоге на этом стыке интересов и рождается компромиссный прогноз пространственного развития города в виде конкретных чертежей и разделов нового генерального плана Самары.
Естественно, мы изучали опыт разработки генпланов других российских городов. По крайней мере, тех, которые были разработаны в последние пять лет. Это генпланы Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга, Тольятти и др.
Какие конкретно перемены влечет за собой так называемое перевертывание пирамиды в интересах человека? Надо полагать, что со временем все производства из центра города будут удалены?
- Не нужно так буквально ставить вопрос: "Если это мешает жить, то обязательно надо убрать". Нет. Это как раз разговор о правилах застройки и землепользования. Ну почему не может в центре города существовать завод? Это место приложения труда Это, в конце концов, может разнообразить городскую среду. Если завод не несет вреда окружающей среде и человеку, то почему бы нет? Тем более что у нас сейчас почти все предприятия находятся в частной собственности, и владелец должен решать, что ему выгоднее - продолжать производство и тратить огромные деньги на удаление вредных выбросов, снижение шума и т.д. либо построить на этой площадке жилье и торговый комплекс, а производство перенести в другое место. Это как раз те самые новые отношения. Раньше все диктовалось свыше, на государственном уровне. Теперь работают рыночные механизмы. И даже если государство скажет частнику убрать предприятие, тот может ответить - ладно, я уйду, но платите мне компенсацию и упущенную выгоду за последующие 20 лет. На месте государства я бы крепко задумался.
А генеральный план - он как раз по-крупному задает взаимоотношения частного и общественного интереса В нем отражаются все потребности нашего городского сообщества и потом представляются на суд общественности и утверждение думе.
- Назовите наиболее проблемные места, существующие сейчас в Самаре, с точки зрения градостроительных перспектив. Иными словами, что сегодня сдерживает развитие города?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться к методике проектирования города Она состоит из двух частей. Первая - это подробный анализ существующей ситуации, в том числе состояние инженерных сетей, коммунального хозяйства, жилой застройки и т.д., и вторая - это выявление проблем с последующими предложениями по их разрешению. Поэтому в генплане содержатся и все предложения по исправлению существующих проблем (магистральные инженерные сети, дорожная сеть), и предложения по новым территориям. Кстати, за городскую черту мы не выходим. Все разработки генплана касаются только границ Самары. Все проектные детали и технические вопросы инженерами обсчитаны и на бумаге решены. А дальше все -будет зависеть от привлечения в город инвестиций и от создания благоприятной экономической среды для реализации основных разделов генерального плана. Приток же инвестиций зависит не только от качества проектной документации, но и от многих других параметров. Поэтому вопрос привлечения инвесторов всегда является одним из самых важных. Сейчас, например, мы можем рассчитывать на федеральные деньги, выделяемые на национальные проекты. Есть и частные инвесторы. Допустим, у самарского Заречья. Решается вопрос по инвестированию застройки других территорий - в районе радиоцентра и близ ТЦ "Мега".
- Какие мероприятия, предусмотренные генеральным планом, вы считаете наиболее сложными для реализации и затратными?
- Канализационная система, "ливневка", строительство новых мостовых переходов, реконструкция дорожной сети. Все это дорогие работы, на которые требуются серьезные средства И без частных инвесторов здесь никак не обойтись. Поэтому городским властям нужно очень грамотно выстроить схему взаимоотношений с потенциальными инвесторами. Чтобы выгодно было всем. Вот, например, в Уфе в свое время работало целое управление, которое отслеживало, какую при-. быль получает инвестор, чтобы с него дополнительно к инвестициям можно было взять определенную сумму на развитие городского хозяйства.
-  Считаете ли вы предложенный проект гибким, способным оперативно изменяться под воздействием внешних факторов?
-       Вы задали фактически ключевой вопрос. В этом как раз и есть основное отличие нового генерального плана Самары от старого. В отсутствии жесткости. Он нам не рисует икону, которой должен стать город через несколько лет, а является гибким инструментом, необходимым для городской управляющей системы, определяющей развитие Самары. Это как вариант стратегии развития, который предполагает корректировку в зависимости от складывающейся ситуации, и дополнения и изменения. Поэтому это инструмент и стратегии, и тактики. Почему мы с самого начала и говорили, что одной из основных задач разработки генплана было создание системы мониторинга развития и изменения городской среды. Кстати, проведение мониторинга закреплено сейчас и в новом Градостроительном кодексе. Если раньше указывался срок генплана - 20-25 лет, то теперь этого срока нет. То есть на федеральном уровне хорошо понимают, что в условиях малопредсказуемой рыночной экономики планировать какие-то изменения на определенный срок и жестко закреплять их на бумаге - просто абсурд. Поэтому в кодексе и закладывается понятие генплана как документа гибкого, который должен иметь план реализации на 2 года и программу реализации на 5 лет. И ежегодно нужно подводить итоги по ходу выполнения намеченных мероприятий.
-       Сейчас генеральный план вынесен на всеобщее обсуждение. Можете спрогнозировать, какие разделы проекта будут подвергаться наибольшей критике? Или вы считаете, что разработали максимально удобный проект?
- Мы хотели сделать максимально разумный проект. Исходя из соблюдения общественных интересов и паритета их с частными и государственными интересами. Не могу сказать, что он будет удобным для всех. Этого добиться просто невозможно. Он, безусловно, в каких-то частях неудобный, поскольку некоторым людям придется переселяться с обжитых мест, но самые острые вопросы, касающиеся типа застройки, мы сняли во время предварительного обсуждения. Серьезные споры шли по зонам частного сектора на территории Самары - Сад-город, Томашев Колок, где мы предлагали проводить многоэтажную застройку, но в итоге решили по просьбе общественности оставить здесь зону домов малой этажности. Обсуждалась судьба территорий садово-дачных массивов, которые предлагается отвести под индивидуальную застройку. Но это не значит, что туда придут бульдозеры и начнут сносить участки. Все дачники могут разработать проект планировки территории и построить себе нормальные дома.
Еще один спорный участок -завод им. Масленникова. Мы предлагали сделать его общественной территорией и построить там новый городской стадион. Очень удобное, на наш взгляд, место. И с Волги смотрелся бы стадион прекрасно. Но опять же собственники настояли, чтобы на месте ЗиМа были построены жилой микрорайон и объекты общественно-делового значения. Вдоль Волги, естественно, расположится еще одна очередь набережной. Это неоспоримый момент.
Может быть, во время общественных слушаний появятся и еще какие-то замечания, но, думаю, их будет не очень много.
- Кто-либо из независимых экспертов знакомился с проектом генерального плана? Если да, то каковы их отзывы?
- В самом начале работы над генпланом мы проводили конференцию "Генеральный план и город", где обговорили принципиальные подходы к разработке проекта, выслушали мнение коллег из других городов ПФО. Общались с голландскими специалистами в области урбанистики и градостроительства. Показывали проект в НИИ градостроительства и т.п. Все отзывы были довольно благожелательными. К тому же не стоит забывать, что методика разработки генеральных планов городов в новых российских реалиях сейчас находится в стадии становления. Это раньше - брали инструкцию по разработке генплана, брали план экономического развития страны, утвержденный очередным съездом КПСС, и начинали разрисовывать инфраструктуру городов. При этом в то время расчет населения города велся методом трудового баланса За основу брали перспективную планируемую численность работающих людей на крупных предприятиях. Эти цифры давали плановые органы на 5,10 и 20 лет вперед. Исходные значения проставлялись в специальные формулы, и рассчитывалась численность населения на определенный год. Потом ее делили в процентном соотношении на служащих, рабочих, ИГР и пр.
Теперь формируются совсем другие подходы к разработке генпланов, и каждый город в силу своей специфики должен определить для себя самую приемлемую методику. Я считаю, что очень - важно досконально знать свою территорию, принципы изменения ситуации, силы, которые движут этими изменениями. Тогда можно грамотно прогнозировать развитие города на несколько лет вперед.
Мы, например, серьезно исследовали связь городских территорий с так называемой внешней зоной. И увидели, что Самара уже давно, и достаточно интенсивно, связана и с Новокуйбышевском, и с Чапаевском, и с Кинелем, и даже с Тольятти. Поэтому вся эта большая территория со временем может стать одним большим городом Самара. По аналогии с большим Парижем.
- К новому году план будет утвержден?
- Мы на это надеемся. По срокам его можно будет утвердить уже в середине ноября.
А что дальше?
- Нам бы очень хотелось, чтобы городская дума выделила средства на разработку проектов межевания территорий. Это важная градостроительная работа. Это путь к системной застройке, к созданию ТСЖ, к развитию территориального самоуправления. Эти работы нам покажут четкие границы объектов и определят территориальный градостроительный резерв. То есть завершится, наконец, процесс разделения города, но именно разделение, как это ни парадоксально звучит, ипозволит нам объединиться для решения стратегических задач по развитию Самары.
Алексей ГОЛЕВ, «Репортер»

31.08.2007




Новости Самары



25 апреля 15:17


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.

Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. Сервис Работа предлагает соискателям вакансии предприятий города, имеется возможность разместить свое резюме.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru