Новости бизнеса Самары
|
|
Отрезал по живому. Президент группы «АвтоВАЗ» Владимир Артяков сделал то, на что не мог решиться Владимир Каданников. Руководитель ВАЗа санкционировал вывод с баланса завода его социальной инфраструктуры, сотни объектов которой будут проданы, сданы в аренToп-менеджмент ОАО "АвтоВАЗ" определился с перечнем своих непрофильных активов, которые будут выведены из структуры предприятия. В конце мая письмо со списком предварительного распределения объектов соцкультбыта и других непромышленных активов было направлено на согласование президенту группы "АвтоВАЗ" Владимиру Артякову. По информации "СО", в настоящее время перечень отчуждаемых активов утвержден.
Как стало известно "СО", руководство ВАЗа готовит приказ об изменении финансово-хозяйственной структуры предприятия, предусматривающий вывод из его состава подразделений вспомогательного производства, а также непрофильных активов. В частности, 30 мая 2007 года вице-президент по кадрам и связям с государственными органами группы "АвтоВАЗ" Виктор Баунов направил письмо на имя президента группы Владимира Артякова с предварительным перечнем объектов непромышленного назначения, которые будут выведены из состава ОАО "АвтоВАЗ". Предполагается вывести из состава компании объединение дошкольных и образовательных учреждений, комбинат общественного питания, объединение бытовых учреждений, центр социальных программ, технический музей, управление службы безопасности и ряд других. Всего в списке фигурирует порядка 80 аффилированных ВАЗу структур. Ряд из них будет передан в муниципальную и федеральную собственность с прекращением финансирования их хозяйственной деятельности со стороны завода, другие планируется выделить в дочерние общества и некоммерческие организации, три объекта и вовсе предлагаются к списанию.
Интересно, что до прихода на ВАЗ команды "Рособоронэкспорта" финансирование и содержание социальной сферы и ее инфраструктуры - в том числе строительство жилья, детских садов, объектов соцкультбыта - активно поддерживалось прежним руководителем завода Владимиром Каданниковым. Тогда такая позиция ВАЗа мотивировалась тем, что разнообразные социальные льготы и гарантии, программы помощи работникам, наличие собственных баз отдыха и санаториев позволяют привлекать и удерживать на предприятии ценные кадры. С приходом новой команды управленцев был взят курс на повышение эффективности бизнеса компании за счет сокращения затрат на "социалку".
Эксперты считают такие меры вполне оправданными и своевременными, поскольку сейчас ВАЗ переживает очередной кризис сбыта, и ему просто необходимо срочно принять меры по сокращению издержек. По информации источника "СО", в настоящее время на ВАЗе рассчитывают стоимость имущества, которое предполагается вывести в дочерние общества, однако пока конкретных цифр названо не было.
В пресс-службе ВАЗа "СО" сообщили, что руководство завода продолжает заявленный курс на вывод всех активов, не имеющих непосредственного отношения к выпуску автомобилей. "Реализация непрофильных активов позволит нам сфокусироваться на нашей главной задаче - производстве качественных автомобилей", -пояснили в пресс-службе, отметив, что пока готов только предварительный список непрофильных активов. Создана группа, которая должна его окончательно согласовать и составить график распределения объектов. По словам представителей ВАЗа, планируется, что передача объектов должна завершиться до конца года, а наиболее сложных - до конца первого квартала 2008 года. Все объекты социального назначения будут использоваться прежде всего в интересах реализации социальных обязательств предприятия перед работниками, поэтому ни о каком росте социальной напряженности говорить не приходится. В пресс-службе тольяттинского завода также отметили, что объекты, выставленные на реализацию, будут продаваться на конкурсной основе, а квартиры в бывшей гостинице "Лада" передадут жильцам-сотрудникам автозавода по остаточной стоимости. Приказ об этом уже подписан президентом группы "АвтоВАЗ" Владимиром Артяковым.
ОАО "АвтоВАЗ" по-прежнему остается единственным крупным предприятием легкового автомобилестроения, сохранившим еще с советских времени сложную вертикально интегрированную структуру. Между тем другие автопроизводители уже давно приступили к реорганизации собственной структуры и системы управления. Первым в этом списке стал Ульяновский автозавод, входящий в холдинг "Северстальавто". Избавление от непрофильных активов он начал в 2002 году. Чуть позже о реорганизации производства объявил ГАЗ, входящий в корпорацию "Руспромавто". Программа по снижению издержек была разработана на ВАЗе еще два года назад. В опубликованном в сентябре 2005 года информационном меморандуме предприятия раскрывались приоритетные направления по сокращению издержек. Базовым пунктом программы значился отказ от финансирования непрофильных активов. Однако реальное воплощение этого пункта начинается только сейчас. По оценкам аналитиков Банка Москвы, если ВАЗ реально начнет отказываться от непрофильных структур, это позволит ему задействовать весьма значительный ресурс сокращения издержек.
По мнению аналитика ИК "Проспект" Дмитрия Кипы, принятая руководством ВАЗа схема по выводу непрофильных активов вполне адекватна, поскольку позволит компании значительно снизить издержки на содержание социальной инфраструктуры, которые, по самым скромным оценкам, составляют не менее 1 млрд рублей в год. В случае же вывода непрофильных учреждений и предприятий из числа дочерних структур ОАО "АвтоВАЗ" у завода заметно снизятся затраты на оплату труда персонала, налоги, закупку оборудования, модернизацию и т.д.
"Сложно оценивать, насколько это своевременно. Если бы отказ от этих структур произошел раньше, ВАЗ уже давно мог бы пускать освободившиеся денежные средства в производство, что положительно сказалось бы на сегодняшнем состоянии предприятия. Однако принимая во внимание то количество аффилированных структур, которые находились в ведении компании, можно предположить, что это достаточно длительный и трудоемкий процесс, поскольку требует множества согласований. И если сейчас дело сдвинулось с мертвой точки, это уже можно считать определенным прогрессом", - отметил Дмитрий Кипа. Аналитик ИК "Финам" Денис Горев полагает, что к настоящему моменту команде "Рособоронэкспорта" удалось пролоббировать принятие положительного решения по выводу объектов непромышленного назначения на достаточно высоком уровне, а также убедить представителей муниципалитета, что передаваемое городу имущество при грамотном подходе может стать весьма выгодным приобретением. "Насколько нам известно, ряд объектов соцкультбыта, от содержания которых ВАЗ планирует отказаться, обладает достаточно привлекательной прилегающей территорией, которая вполне может использоваться под застройку, что повлечет за собой значительные финансовые вливания в бюджет города. К тому же если учитывать, что некоторые объекты будут отданы муниципалитету безвозмездно, выгода очевидна. Единственный минус для ВАЗа в передаче объектов соцкультбыта на баланс муниципалитета заключается в том, что для работников звода может значительно возрасти стоимость пользования социальной инфраструктурой, поскольку цены вряд ли останутся на том же уровне", - отмечает Денис Горев.
Как именно будут выглядеть организационно-правовые формы передачи непрофильных организаций ВАЗа, пока не совсем понятно, поскольку, по информации "СО", некоторые объекты еще не прошли регистрацию права собственности.
В мэрии Тольятти говорят, что на сегодняшний день переговоры о передаче объектов ВАЗа в муниципальную собственность приостановились. Исполняющий обязанности вице-мэра Тольятти Владимир Иванов связывает прекращение переговоров с тем, что не решена проблема внутри самого коллектива соцкультбыта ВАЗа. Депутат Тольяттинской городской думы Александр Довгомеля полагает, что реформирование социальной сферы может быть негативно воспринято трудовым коллективом, поскольку вновь образовавшиеся структуры могут поднять цены на свои услуги.
Купи «Слона»
АвтоВАЗ намерен продать спортивный бизнес экс-топ-менеджера автозавода Николая Ляченкова
Спортивный центр "Слон" начал работать в 1992 году и был организован как структурное подразделение сварочно-кузовного производства (СКП) ВАЗа. До недавнего времени "Слон" входил в группу компаний, подконтрольную бывшему топ-менеджеру АвтоВАЗа Николаю Ляченкову. В 2006 году новый менеджмент АвтоВАЗа потребовал от "Слона" освободить занимаемые им помещения, посчитав, что "Слон" занимает их незаконно. Так и не сумев прийти к консенсусу, стороны перешли в стадию судебных разбирательств. В апреле 2007 года суд принял решение в пользу АвтоВАза, обязав ФОК "Слон" освободить занимаемые площади. Несмотря на то, что на АвтоВАЗе предпочли не раскрывать планов дальнейшего использования помещений физкультурно-оздоровительного комплекса, сейчас стало очевидно, что спортивный центр выставлен на продажу. Эксперты оценивают стоимость этого актива примерно в 85 млн рублей. Как отметил аналитик ИК "Финам" Денис Горев, несмотря на то, что в масштабах АвтоВАЗа эта сумма не столь значительна, тем не менее, возвращение ФОК "Слон" в ведение завода не только вопрос престижа для нового руководства, но возможность выручить определенные средства от продажи непрофильного актива.
Владимир АРТЯКОВ,
президент группы "АвтоВАЗ"
- ВАЗ сегодня, к сожалению, имеет огромное бремя непрофильных активов. Конечно, это влияет на доходы предприятия. Сегодня у нас существует программа вывода непрофильных активов, и как только эта программа начнет работать, освобождающиеся средства будем пускать на производство, что даст нам возможность более эффективно работать и повышать заработную плату. При этом мы придерживаемся той позиции, что медицина должна остаться заводской. Конечно, это тоже непрофильный актив, но если и будет решаться вопрос о его выводе, то не завтра и даже не послезавтра. Мы понимаем, что такой большой коллектив, часть которого к тому же работает во вредных производствах, должен быть обеспечен грамотным, качественным и своевременным медицинским обслуживанием. При передаче непрофильных активов мы будем уделять особое внимание людям, которые работают на этих предприятиях. Они всегда работали в системе ВАЗа, и те льготы и социальные гарантии, которыми они пользовались, должны остаться. Это сложно осуществить, но мы поставили перед муниципалитетом именно такие задачи. Люди не должны пострадать. А что касается вариантов оформления передачи объектов, то они прорабатываются специальной комиссией. На особом месте - дошкольные учреждения. Мы будем передавать муниципалитету только объекты имущественного комплекса, при этом в договорах будем учитывать прежде всего приоритеты, которые должны быть у заводчан. Мы будем доплачивать персоналу, доплачивать за содержание детей, а расходы на содержание этих объектов будет нести город. Вся эта работа по передаче непрофильных активов не отразится на исполнении тех пунктов коллективного договора, где речь идет о социальных гарантиях.
Михаил ЛЯМИН,
аналитик Банка Москвы
- Решение вывести объекты непромышленного назначения из своего состава, безусловно, является весьма адекватным и долгожданным. В настоящее время на всех крупных предприятиях, обремененных непрофильными активами, происходит отказ от объектов соцкультбыта ради повышения эффективности работы по основному направлению. Вполне очевидно, что расходы ВАЗа на содержание оздоровительных лагерей, всевозможных оаз отдыха и спортивных комплексов баснословно велики, в то время как прибыли, которую в результате получает предприятие, едва хватает на покрытие этих расходов. В условиях ужесточившейся конкуренции на автомобильном рынке тольяттинский завод просто не имеет права позволять себе такую роскошь. Это неприемлемо.
Александр ДОВГОМЕЛЯ,
депутат Тольяттинской городской думы
- Реформирование социальной сферы может быть негативно воспринято трудовым коллективом, поскольку вновь образовавшиеся дочерние общества - базы отдыха, детские лагеря, санатории, общежития, комбинат общественного питания - могут поднять цены на свои услуги. Ситуация тревожная, особенно накануне выборов в Госдуму.
Владимир ИВАНОВ,
и.о. первого вице-мэра Тольятти
- Переговоры по передаче в муниципальную собственность объектов ВАЗа на сегодняшний день приостановились. Я думаю, что основная причина остановки в том, что не решена проблема внутри самого коллектива соцкультбыта ВАЗа. Процесс передачи социальных объектов действительно очень сложный. Кроме того, у работников Волжского автомобильного завода есть определенные социальные гарантии, которые выше, нежели у сотрудников муниципальных структур. Наверное, проблема в этом и в боязни социального взрыва.
Андрей КОЛЯДИН,
руководитель департамента по информационной политике и взаимодействию с институтами гражданского общества аппарата правительства Самарской области
- Речь идет о том, что ВАЗ будет передавать объекты соцкультбыта в муниципальную и федеральную собственность, идет уже давно. Весной прошлого года я присутствовал на встрече губернатора и топ-менеджмента завода, где обсуждались вопросы, касающиеся дальнейшего взаимодействия ВАЗа и областной администрации, и в частности передачи социальных объектов на баланс муниципалитетов. Хочу сказать, что наконец-то сейчас все это становится реальностью. На самом деле вывод из состава предприятия объектов соцкультбыта - это общепринятая практика всех промышленных предприятий Самарской области, поскольку вся социальная инфраструктура висит на них тяжелыми гирями, в том числе и из-за больших затрат на налоговые отчисления. Именно поэтому вполне логично, что они решились передать часть объектов в ведение муниципалитетов. Что касается областной администрации, то мы разделяем позицию ВАЗа в этом вопросе и будем действовать в рамках существующего законодательства.
Анастасия Денисова, «СО» 18.06.2007 |
11 декабря 16:50
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |