Обзоры по недвижимости
Портал города Самара samru

Свет как элемент городской культуры

Сегодня, когда три четверти населения нашей планеты живет в городах, огромные государственные ресурсы тратятся на обеспечение удобства и эффективности городской жизнедеятельности и комфорта горожан. И одним из главных элементов этого процесса является освещение. Искусственный свет в цивилизованном городе играет все большую эстетическую роль, становится таким же обязательным элементом городского дизайна и архитектуры, как озеленение и благоустройство.
   

   Стремление использовать свет как материал для украшения городской среды наряду с архитектурой и скульптурой имеет давнюю историю. Доказательство - история фейерверков, изобретенных китайцами более тысячи лет назад. Европейцы, выкравшие секрет фейерверка в XIV веке, строили настоящие фейерверочные театры, где живописные полотна подсвечивали огнем, а специальные помосты для статуй извергали языки пламени.
   В России «огненные потехи» приобрели особенно большую популярность при Петре I. В Петербурге, у стрелки Васильевского острова, в 1730 году соорудили открытый «театрум» для показа фейерверков. Среди авторов фейерверков упоминаются и сам Петр I, и Ломоносов, и Державин, и архитектор Казаков, и механик Кулибин. Невиданные огненные представления, длившиеся часами, демонстрировали всему миру роскошь петербургского двора. В дни праздников Кунсткамера и Петропавловская крепость освещались тысячами огней-лампионов, и здания превращались в огромные декорации сказочного спектакля, который возникал в центре темного города. В любимой загородной резиденции Петра I, Петергофе, на фоне прекраснейших фонтанов, архитектурных красот и статуй разворачивались прославившиеся на всю Европу празднества, ассамблеи и дипломатические приемы.
 

   С изобретением электричества фейерверки не ушли в прошлое, однако потеснились перед натиском стремительно ворвавшегося в городскую культуру искусственного света. Прожектора, гирлянды, неоновые огни, световые короба стали сегодня обыденным явлением. Новое значение свет приобрел в художественной подсветке зданий, памятников и других объектов городской архитектуры. В Европе с ее историко-культурным наследием давно это поняли, и многие муниципалитеты рассматривают свет как инструмент городского развития и увеличения международного влияния, призванного показать все архитектурные богатства. Так, ассоциация LUCI (Международное Сообщество Городского Освещения) ежегодно проводит Фестиваль Света во французском Лионе, организовывая при этом международные конференции и привлекая все новые технологии. Совсем недавно, в апреле 2006 года во Франкфурте-на-Майне прошла одна из крупнейших в мире выставок архитектуры и строительных технологий «Light+Building-2006», но которой были продемонстрированы новые возможности светового дизайна.
 

  Если говорить о России, то наиболее масштабно работа по городскому освещению поставлена в Москве и Санкт-Петербурге. По красоте подсветки зданий эти города претендуют на европейский статус. Все большие праздники сопровождаются иллюминацией, причем не спонтанной, а эстетически и художественно продуманной, от которой люди получают огромное удовольствие. В Москве работы по освещению начались еще десять лет назад при участии Siemens и затем выросли до уровня правительственной программы. Причем при составлении программы руководствовались не только эстетическими соображениями, но и такими задачами, как улучшение социальной атмосферы города, повышение безопасности и комфорта. Грамотно выстроенная подсветка зданий, улиц, набережных и мостов вызывает у горожан гордость за свой город, подчеркивает  архитектуру и  несет гармонию. Подсвеченные памятники и скульптуры производят неизгладимое впечатление на гостей города и надолго запоминаются.
   Многие частные организации сами занимаются подсветкой. Ведь подсветить в темное время суток здание - это значит придать ему определенный статус, имидж. Оно станет более привлекательным, и вместе с этим внесет свой неповторимый вклад в облик города. И неверно было бы думать, что это под силу только крупным компаниям. Современные электротехнические технологии позволяют подобрать варианты не только эффективного и красивого, но и достаточно экономичного освещения. Каждый владелец офиса, организации, здания может на свой вкус выбрать персональную, подчеркивающую особенности его фирмы подсветку.
 

   Самаре, конечно, еще далеко до уровня столиц. До недавнего времени даже простое освещение улиц было одной из самых острых проблем. В 90-х годах прошлого века уличному освещению Самары расхитителями был нанесен огромный ущерб. Это стало результатом отсутствия правовых норм, регулирующих прием цветного и черного металлолома. Тогда из 43 тысяч светоточек более половины была выведена из строя.
   Сегодня можно уже со вздохом облегчения сказать, что акценты этой работы у Администрации Самары сместились. Работа городских служб, занимающихся освещением города, направлена не только на ремонт светоточек, но и на создание светогого дизайна города.  В Самаре становится все больше примеров красивой и оригинальной подсветки зданий - Самарская Филармония, новый железнодорожный вокзал, здание управления Куйбышевской железной дороги, отель «Ренессанс», оперный театр, костел и многие другие примеры позволяют надеяться, что в самом ближайшем будущем ночной город засияет новыми неповторимыми огнями, от которых захватывает дух.
 

   Подтверждением серьезных намерений как городских властей, так и самарского бизнеса, превратить ночную Самару в сказочный город стал проходящий на этой неделе в Струковском саду первый в России арт-фестиваль «Праздник света», посвященный 420-летию города и 120-летию появления в Самаре электричества.
   Символично, что именно в Струковском саду в далеком 1886 году впервые в Поволжье был продемонстрирован электрический фейерверк. И сегодня это любимое место отдыха горожан, территория которого благодаря недавно прошедшему Фестивалю цветов была превращена в живописную композицию, обрел новый, ночной облик.
   «Праздник света», проходящий с 12 по 17 сентября - стал еще одной яркой страницей в истории «Струкачей», и что немаловажно - дал толчок к воплощению новых идей в световом оформлении зданий, улиц и площадей большого города. Бурно развивающееся строительство, разработка нового Генерального плана города настоятельно требуют новых решений в его светом оформлении.
   И фестиваль побудил многих авторов дать волю творческой фантазии. В течение недели в Струковском саду можно будет увидеть световые композиции, созданные разными художниками, крупнейшими предприятиями областного центра, уже отобранные конкурсной комиссией.
 

   Конкурс проводился в трех номинациях. Это «СВЕТоПРЕДСТАВЛЕНИЕ» - для свободных художников, «СВЕТоЭФФЕКТ» - где участниками были рекламные фирмы, и номинация «СВЕТлый Дом», в которой участвовали крупные промышленные организации - поставщики светового оборудования.
   Самый строгий отбор шел в номинации «СВЕТоПРЕДСТАВЛЕНИЕ». Ведь проекты художников поддержали ведущие предприятия города. И здесь фантазии победителей не оставили равнодушными членов жюри.
   Участники самарской студии «Угол зрения» представили проект «Волшебный фонарь» - это макет одного из старейших городских светильников «доэлектрической» эпохи, увеличенный в 10 раз. Макет изготовлен на базе фонаря, обнаруженного в фондах музея им. П.Алабина. Так называемые "стекла" фонаря  -  художественные панно, рассказывающие историю развития электросетей Поволжья. Движущиеся «волшебные картинки» хорошо видны лишь ночью, когда фонарь зажигается.
   Проект «Полет с фон Вакано» автора Ольги Ревенко посвящен энергии человеческой мечты, способной изменить мир. Одним из носителей такой энергии в Самаре конца XIX века был Альфред фон Вакано. Этот человек стал для города поистине «послом прогресса». Он не только построил легендарный пивзавод, но и участвовал в создании водопровода, канализации, первой ведомственной электростанции. Крыльями фон Вакано стал дирижабль - символ прогрессивной Европы конца XIX века. Пассажирский отсек дирижабля имитируют качели, которые дают возможность каждому посетителю усесться рядом со знаменитым самарцем и ощутить романтику полета.
 

   Автор Оксана Стогова представила проект «Осеняющие Вас деревья», основанный на работе светового реле, которое срабатывает при приближении человека и включает световые источники, расположенные на ветвях деревьев. Идея проекта состоит в преодолении детского страха перед ночным лесом. Архаический ужас первобытного человека перед обступающими его в темноте деревьями побежден при помощи современной технологии.
   Проект «Холодная газета», авторами которого стали Андрей Хорь и Алексей Воробьев, напоминает о том, что в прошлом и позапрошлом веках у горожан была возможность читать газеты, вывешенные на уличных стендах. Люди назвали их «холодными газетами», намекая на не слишком комфортные условия для чтения на улице. В центре экспозиции располагается трансформаторная будка городских электрических сетей, выполненная в виде афишной тумбы с газетами XX века.
   В основе проекта «Начало мира» Виктора Зотова и Евгения Стрижова лежит такое фундаментальное понятие, как «электрон», без которого не было бы электричества. Арт-объект представляет собой трехмерную модель атома углерода - главного элемента всего живого. При этом он олицетворяет также и человеческую цивилизацию: вокруг центрального большого шара - источника энергии - вращаются, подобно планетам, светящиеся шары, символизирующие науку, технику, культуру и религию - главные элементы цивилизации.
   Авторы Светлана Федотова и Майя Образцова представили наполненный иронией проект «Вечный светоч», посвященный В.И.Ульянову-Ленину. Проект реконструирует в развитии этапы отношения вождя мирового пролетариата к проблеме электрификации России. Интересно обыгрывается знаменитая фраза Ильича об электрификации: «Праздник света - это 120 лет самарского электричества плюс творчество масс!»
   Пожалуй, наибольшее скопление молодых и активных посетителей наблюдалось на экспозиции «Вело-синема» Вячеслава Белова. Проект объединяет три самых ярких достижения XIX века - электричество, лампочку и кинематограф. Гости праздника могут, покрутив педали велосипеда, соединенного с динамо-машиной, выработать электричество для демонстрации фильма о световых метаморфозах Самары.

На центральной площадке вне конкурса представлена эффектная композиция «Праздник света», представляющая собой комплексный электронный фейерверк из четырех фигур. Центральная - шар диаметром 6 метров, вокруг которого размещены три световых фонтана высотой 3 м и диаметром 2 м каждый. Целью создателей проекта было остановить мгновение красоты салютов и красочных фейерверков, которые вызывают восхищение у всех людей.
   На верхней площадке парка знаменитый фонтан с детьми получил новый облик благодаря разноцветным подводным огням. Рядом в синем сиянии расположилось большое световое панно «Светлый город», демонстрирующее световые проекты, реализованные в Самаре за последние 8 лет. Любой посетитель может оценить, насколько каждый из проектов делает наш город светлее, подчеркивает красоту его архитектурных достопримечательностей.
   На вечер 14 сентября намечена презентация очередного монументального светового проекта - подсветки здания Самарского областного художественного музея, имитирующей погружение здания под воду. Впервые такой эффект был продемонстрирован на международной выставке во Франкфурте-на-Майне в 2006 году.
   Вечером 15 сентября в Струковском саду состоится награждение конкурсантов. Обладатель гран-при фестиваля будет удостоен поездки на Фестиваль Света в Лион. Закончится праздник грандиозным рок-концертом и, конечно, фейерверком.
     
    Алексей Сергушкин, SAMRU.RU

 



все новости нашего города

на неделю, 14 дней


3 мая 17:48


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Раздел Дом - информация для владельцев недвижимости, дольщиков, инвесторов, риэлторов, строителей и архитекторов, словом для тех, кто тем или иным образом связан с недвижимостью в Самаре.

Раздел Дом: новости, советы по строительству, ремонту и дизайну. Объявления: по аренде и продаже квартир (комнат) в Самаре; продажа домов, коттеджей и земельных участков. Много предложений по аренде и продаже коммерческой недвижимости нашего города.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru