Новости Самары
Портал города Самара samru

Выбор профессии: Простые истины

Наши дети копируют нашу модель поведения. А значит, нужно подумать каким мы хотим видеть их будущее. Екатерина Мордвинова, главный специалист отдела профессиональной консультации Самарского областного центра профессиональной ориентации.

-Екатерина Львовна, скажите, на ваш взгляд, определится с профессией тяжело?

-Убеждена в том, решение о выборе профессии и своего будущего трудового поприща принимается достаточно Легко(!), если ... если человек в ладу с собой и миром. Предметом моего разговора будут именно вопросы тех основ жизненного благополучия, которые и позволяют НЕ стать клиентом Центра профориентации.

Не стану описывать технологии выбора профессии, так как это отдельная тема и не для всех. Я проговорю несколько азбучных для психолога- профконсультанта истин....

Я предпочитаю, чтобы люди, которые обратились ко мне за помощью,понимали суть вещей, тогда они легко поймут и сделанные мною выводы. Одно плохо, повествование от моих рассуждений делается порой длинным и где- то занудным. Но, поверьте, проблема того стоит. Этого же принципа я придерживаюсь и в работе с клиентами. Я не могу «вести» клиента всю жизнь, да и не хочу. Моя задача - научить их управлять своей жизнью.

По долгу службы и зову сердца я психолог - профконсультант - специалист по вопросам профессии, карьеры. Моими клиентами чаще всего являются дети и обеспокоенные за их личное и профессиональное будущее родители. Провожу индивидуальные и групповые консультации; тренинговые занятия, выступаю на родительских собраниях и ярмарках профессий. За каждым вопросом о профессиональных способностях чувствую тревогу родителя за будущее своего ребенка, желание защитить «раз и навсегда» и обезопасить хотя бы лет на .. .много. И первое «слабое звено», которое я вижу в данном восприятии мира взрослыми- отсутствие перспективы в отношениях с собственным ребенком. Такое ощущение, что и через 20 лет с родителем будет все тот же 16- летний подросток, и для родителей главное - создать оазис благополучия, «пока я жив(а)».
Мир изменился вокруг нас и продолжает меняться, а установки родителей своим детям («если не закончишь колледж, школу, то не найдешь хорошей работы. А как ты собираешься жить, быть богатым без хорошей работы?») остались прежними.

-Как вы проводите свои занятия?

В тренинге для 9 - классников «В поисках своего призвания» отслеживаю, какой образ жизни ценен для ребенка, естественен и реален в ситуации реализации, задаю вопросы:

-Нужны ли вам деньги?

-Легко ли вы делаете долги?

-Есть ли у вас способности, умения, которые могут вас прокормить?

-Устаете ли вы в школе?

-Можете ли вы сказать о себе «я легко обучаемый человек?

Эти же вопросы я задаю родителям и вижу, насколько они транслируют детям свои установки по финансовой культуре, профессиональной успешности, образовательным способностям и умениям. Это те вещи, которые не входят в компетенцию школы. И недовольства родителей учителями, уровнем обучения, пассивностью собственного ребенка, которого «не заинтересовали, не полюбили, не поняли» имеют только одну почву под собой - я жду, что меня и моего ребенка примут, таким, каков он есть и если я плачу деньги, то будьте добры услужите. Но ситуация становится от такой установки тупиковой - виноваты вы, вы и меняйтесь.

В школе произошли свои глобальные перемены по отношению к ребенку, к процессу обучения и не всегда в лучшую сторону. Взрослые в лице педагогов не всегда бережно подстраиваются к миру ребенка, а сразу ставят свои условия. Поэтому мира детства в школе, к сожалению осталось мало - прогматизм, информативность, схематизм, безэмоциональность в обучении - это малый перечень обвинений по отношению к кризисному положению в школе. Родитель должен задуматься над многими вопросами:

-Что я жду от обучения в школе,?

-Что я сам сделаю для своего ребенка в ситуации обучения?

-Чему я его сам научу?

-Для чего мой ребенок идет в школу?

-Какие мысли витают в его голове, когда он идет в школу?

- Каково его настроение и чем я ему могу помочь?- Потому что это мой ребенок, и он нужен мне, а не стране. И я, как эгоист, хочу иметь защищенную старость в лице собственного сына, дочери и поэтому я научу его получать знания. Помогу понять, что труд начинается со школьной скамьи- и это самый тяжкий и несвободный труд. И пусть мой ребенок узнает это от меня, а с остальным мы разберемся по мере поступления трудностей. Почему какая - то чужая тетя должна любить моего ребенка сильнее меня самого, что готова за деньги или по зову сердца отдать все свои знания, силы моему чаду. Такое часто слышится в родительских сетованиях - недовольствах - сказочные, нереалистичные ожидания, которые также не служат хорошую службу детям. Когда обвиняем, мы бездействуем сами, не делаемся режиссерами своей судьбы, а также лишаем собственных детей активности, жизни.

-Какой выход из сложившегося положения вы видите?

-Думаю, что не нужно готовить ребенка к жизни в мире, который уже не существует. Нельзя надеяться на пенсию от государства или от компании, ведь работа не бывает стабильной. Ребенка нужно обучить привычке жить в постоянно меняющемся мире. Рискованно советовать ребенку хорошо учиться и искать работу.

Образование - основа успеха, но не гарантия. В современном, быстро меняющемся мире имеет значение не только то, что знаете вы (эти умения и навыки быстро устаревают). Главное - то, насколько быстро ребенок учится и готов учиться. Усердие - это средство в обучении, а не цель, такая жизненная установка приведет в будущем к разочарованию (усердная работа за деньги -старая формула). Важна инициатива, активность, направленность на успех, личная предприимчивость. Очень важно уметь находить более быстрые рецепты делания себя в профессии, карьере. И у современных детей эти качества будут в наличии, если родители изначально позаботились об организации труда ребенка (дома, в школе, в мире). Творчество не рождается на голом месте, если человек не преодолел собственную лень, не испытал ни разу удовольствия от достигнутого в напряженном труде, не научился получать радость от общения с самим собой

«Мне не скучно с собой,- спокойно сказал мне юноша на одном из занятий, - есть чем заняться». Что еще более ценное могут подарить своему ребенку родители, как не интерес к жизни, причем не праздный, а активный, созидающий. Я постоянно пытаюсь донести родителям 6- ти, 9-ти летних детей ( к подростковому возрасту это бывает по- грустному поздно): обучайте ребенка конкретным вещам управления собой, людьми, делами, деньгами. Не говорите ему об этом, а делайте это поначалу вместе с ним. А потом... становитесь ровесниками в жизни и ....учитесь у собственных детей.

-Чему в первую очередь нужно научиться?

-У современного человека должны быть развиты качества управления, такие как:

-Управление личным временем (обучение ребенка скучным правилам распорядка дня - забытая «совдеповская» истина, которая ведет к формированию внутренней твердости и самодисциплине, трудолюбию. Школа здесь мало поможет, это личное «эгоистичное» родительское дело во имя своего и сыновнего (дочернего) светлого будущего)

-Навыки общения (ребенок потенциально должен уметь договориться, даже с «нелюбимой» учительницей, и это опять-таки миссия родителя, его установка на эффективное взаимодействие в мире).

- Навыки обращения с финансами ( финансовая культура начинается с освоения материального мира. Какова цена этого мира? За что платят взрослые? Как они управляют своей жизнью? Кому они платят в первую очередь - себе или другим? Человек в первую очередь должен платить себе. Не влезать в долги помогает внутренняя дисциплина. Современному подростку необходима финансовая компетентность для создания собственной разумной защищенной жизни. Учит этому жизнь, а начало должно быть положено в семье. Из школы большинство людей не выносит никаких знаний о деньгах. И работают на них всю жизнь.

Сегодня дети хотят стать спортивными звездами, компьютерщиками, киноактерами, королевами красоты, управляющими. Их тянет туда, где обитают слава, деньги и престиж (чего греха таить, не «тайная» ли установка родителей срабатывает о сказочном сценарии для своего необыкновенного ребенка?). Поэтому в наше время так сложно вызвать у детей желание учиться. Они знают, что профессиональный успех напрямую уже не зависит от успехов в учебе так, как раньше. Прямых линий в современном мире мало, больше зигзагов, кривых, ломаных. И чтобы не было ломаных судеб у детей, а побольше творческих зигзагов в карьере, современному родителю нужны не только деньги, а собственная семейная и личностная успешность Взрослого. Вот, пожалуй, и все те «нудные» истины, которые мне очень хочется, чтобы вы и ваши дети знали без меня. А дальше можно просто жить счастливо.

15:13 27.04.2007



Главные события

Новости Самары

  11:38  Выпущена в оборот монета «Город трудовой доблести», посвященная Самаре
  10:57  Участок в районе Вертолетки в Самаре выставят на торги для КРТ со сносом 6 домов
  10:34  Для благоустройства бульвара по Чернореченской в Самаре ведется монтаж теплосети
  09:52  Прямые авиарейсы из Самары в Алматы стартуют с 7 июня
  09:45  Филиал Третьяковской галереи откроется в Самаре в здании Фабрики-кухни 30 мая
  09:10  Места в детсадах Самары на новый учебный год получили почти 10 000 детей


Баки для воды на дачу Баки для воды на дачу
Какую дачную емкость для воды лучше выбрать
 
бочка для воды Емкости для воды на дачу
от 140 до 13 000 литров
складные, сборные, пластиковые

Новости Самары


21 мая 0:39


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru