Новости Самары
|
|
Приживется ли у нас Болонская система?Разделение российского высшего образования на два уровня, в полном соответствии с Болонской системой, все ближе. Сейчас этой проблемой вплотную занялись депутаты Государственной Думы. Не утихают споры в научной среде, так и не пришли к единому мнению руководители российских вузов. Сегодня с посетителями портала SAMRU.RU своими размышлениями делится ректор САМГПУ, Игорь Вершинин
-Игорь Владимирович, на Ваш взгляд, введение многоуровневого вузовского образования - это хорошо или плохо? -На мой взгляд, так ставить вопрос некорректно, потому что и моноуровневая, и многоуровневая подготовка имеют право на существование, каждая из них имеет свои преимущества, свою специфику. Думаю, что большинство разговоров о достоинствах, недостатках или разрушительности двухуровневой системы высшего образования («бакалавриат-магистратура») идут от непонимания сути изменений. Вопрос о переходе на двухуровневую подготовку - это вопрос решенный, поскольку Россия подписала Болонскую декларацию. На уровне Правительства прошло обсуждение целого ряда изменений законодательных актов. Вчера (16.05.2007г.) Госдума также одобрила в первом чтении законопроект о введении двухуровневой системы высшего профессионального образования. Споры о том, что переход на двухуровневую подготовку разрушит отечественную систему образования, приведет к снижению качества подготовки специалистов, ведутся давно. Особо много споров вокруг уровня бакалавриата (при этом главный вопрос - кем будет работать бакалавр?). Это в определенной степени и вызывает негативное отношение к бакалавриату как к первому уровню высшего профессионального образования. Вместе с тем важнейшими чертами бакалавриата являются: • фундаментальность; • глубокая теоретическая подготовка; • овладение современными технологиями сбора, обработки и хранения информации; • формирование готовности к продолжению обучения на следующем уровне. Полагаю, что при разработке механизмов перехода на двухуровневую систему нельзя не учитывать и сложившиеся традиции и потребности конкретной отрасли. Я имею в виду, в частности, педагогическое образование. Мы бы считали необходимым сохранить в педагогических вузах и специалитет, потому что только стандарты педагогических специальностей предполагают возможность получения двух специальностей. У сегодняшнего студента педагогического вуза, получающего диплом специалиста, гарантий социальной защищенности и свободы выбора, наверное, все-таки больше, чем у будущего бакалавра. Каждый из них имеет возможность углубить знания в своей предметной области за счет получения дополнительной специализации или пройти подготовку по двум смежным специальностям (например, «химия-биология», «математика-информатика»), что, действительно, было и остается актуальным, прежде всего, для сельских школ. Программа бакалавров педагогики, к сожалению, не предполагает двухпрофильного обучения. Отказаться от всего того, что у нас было, и на новом месте начать все строить заново нельзя. Нужно с осторожностью отнестись к тем изменениям, которые предлагаются, и только потом принимать решения, рассматривать возникающие проблемы следуетв совокупности. -Какие возможности дает «бакалавриат» и «магистратура»? -Уровень «бакалавриата» позволяет дать более глубокую в сравнении со «специалитетом» теоретическую подготовку, создать благоприятные условия для продолжения обучения на следующем уровне. Магистратура же позволяет более гибко учитывать запросы работодателей и потребности рынка. Другими словами, «магистратура» - штучная подготовка. Сложным и непонятным остается вопрос о соотношении бюджетных мест, выделяемых для приема в бакалавриат и магистратуру. Сколько выпускников бакалавриата смогут поступить в магистратуру на бюджетной основе? И не станет ли со временем магистратура платной? Встает вопрос: куда пойдут «бакалавры», надут ли они себе применение. Пока, например, в штатном расписании школы нет должности, на которую может сейчас прийти бакалавр. Не ясен вопрос и с оплатой труда бакалавров и магистров. Все это вызывает определенное недоверие к двухуровневой системе вузовской подготовки. Основные целями Болонского процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:
Основные положения Болонской декларацииЦель декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация содержит шесть ключевых положений:
09:43 18.05.2007 |
2 мая 10:35
© 2006 - 2024 ООО «Связьконсалт» г. Самара, ул. Мирная, 3 |
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с
известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.
Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели. |
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
| |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |