Новости Самары
Портал города Самара samru

Ефим КОГАН: «Округа в Самаре и Тольятти фактически были организованы без сферы деятельности». Самарский национальный университет - это дань заявленной моде

Реформирование образования в Самарской области порождало множество интриг и противостояний. Ряд реформ был начат еще прежним руководством областного министерства образования и науки, некоторые из которых пришлось заканчивать прежнему министру Валерию Путько. Свое видение сегодняшних образовательных процессов представил «Времени» экс-министр образования и науки, эксперт Национального фонда подготовки кадров Ефим Коган.
- Сегодня по уровню реформирования образования Самарская область во многом идет впереди других регионов. Большинство реформ было начато вами, в частности, создание образовательных округов. Радует ли вас результат, который есть сегодня?
- Во-первых, образовательные округа как форма организации управления региональным образованием были единственным разумным способом эффективного продолжения реформ. То, что мы делали в свое время и то, что сделано сейчас, в завершение этой эпопеи, проходило в разном правовом поле. Раньше законодательная база разрешала соучредительство, и мы совместно с муниципалитетом стали учредителями школ. Соучредительство и организация округов позволили нам разделить сферы ответственности, не только административной, но и финансовой: регион отвечал за качество или за образовательные результаты, а муниципалитет - за условия, которые этому способствуют. Соучредительство позволило ввести в норму совместное назначение и увольнение директорского корпуса. Потом федеральный закон разделил ответственность и финансовые обязательства, следуя нашей практике, но исключил принцип соучредительства и ввел муниципальную ответственность за организацию образования в ранг исключительной. И это принципиально изменило ту ситуацию, в которой можно было создавать такой эффективный способ организации управления, как образовательные округа.
На региональном уровне прямое управление осталось только в сфере профессионального образования, учредителем которого выступает министерство. Поэтому, когда в Самаре и Тольятти были организованы два новых управления образованием, они фактически были без сферы деятельности, без законных компетенций, кроме сферы профессионального образования.
- Почему же тогда, формируя бюджет 2007 года, депутаты приняли решение финансировать школы через управления министерства?
- Есть региональные законодатели, есть органы надзора за выполнением законов, всякая интерпретация законодательных коллизий - это их задача.
- То есть сегодня муниципалитет может оспорить создание округа?
- Закон не имеет обратной силы. Все, что создано до появления новых законов, остается и живет в рамках старых. Что касается новых образований в Самаре и Тольятти, то в соответствии с законодательством, региональное министерство имеет право создавать собственные структуры управления в муниципалитетах. Другое дело, какими функциями наделяются эти структуры, для чего они созданы. Поэтому вопрос не в созданных структурах, а в делегированных им правах. Ведь параллельно с ними функционируют муниципальные органы управления образованием, которые работают со своими образовательными системами, это сфера их исключительной компетенции. Что же остается на долю региональных структур, чем они занимаются, трудно понять.
- А аттестация и аккредитация образовательных учреждений разве не относится к функциям региональной власти?
- Сегодня это федеральная задача. По закону, Федеральная служба надзора и контроля в сфере образования создает с регионом совместную структуру, которая и будет выполнять эти задачи. До конца года такой орган должен быть создан во всех регионах. Мне не известно, как это решается на нашей территории…
- Пока министерство думает…
- Я понимаю, почему так долго и сложно решается эта задача. Потому что такая структура - это контрольный орган, который входит своей компетенцией практически во всю деятельность системы образования.
- Уже долгое время говорят о том, что нужно оптимизировать систему НПО и СПО. Проходила информация, что нужно включить эти учреждения в национальный проект. Однако реальных шагов и результатов пока не видно. Почему?
- Что касается национального проекта, то он реализуется, в нем участвуют 76 таких учреждений образования России. К сожалению, Самарская область не прошла конкурсный отбор. Идея национального проекта в том, чтобы создать учреждения, которые стали бы ресурсными центрами на своей территории. В принципе, в Самарской области мы в свое время эти задачи решали.
Я не согласен с тем, что реальных шагов не было сделано. Мы провели большую работу по изменению сети учреждений довузовского профессионального образования. В 95 году мы получили от федерального правительства примерно 100 учреждений, а 2004 году их было около 50. Мы не уменьшили количество учебных мест. Было создано несколько очень крупных учреждений, таких как сызранский, похвистневский, чапаевский колледжи, которые предлагали двухуровневую подготовку по широкому спектру программ. Я уже говорил, что важнейшей задачей было обеспечить прямое обслуживание предприятий и организаций региона кадрами данной квалификации. Для этого нужно было научиться разговаривать с работодателем, обсуждать с ним количественный и качественный уровень регионального заказа на подготовку кадров. С этой целью был создан совет по кадровой политике. Что касается оборудования, то оно в последние годы было очень серьезно обновлено. Это было сделано в рамках проекта «Развитие системы образования», который в народе называют проектом Мирового банка. Это был первый проект реформирования системы образования в новейшей истории России, в котором участвовали всего три территории страны, одна из них - Самарская область.
- С этого года вступает в силу закон о всеобщем полном среднем образовании. Насколько необходим этот закон? Не усугубит ли он и без того сложную ситуацию в учреждениях НПО и СПО?
- Сегодняшний уровень производства, технологий, социальной культуры требует повышения общего образовательного ценза нации. Такие шаги общество делало всегда. 100 лет тому назад обязательной нормой было четырехлетнее образование. Закон не принято обсуждать, его исполняют. И это потребует определенных подзаконных актов, которыми будет регулироваться и право, и обязанность. Нужно подождать появления этих документов, потом можно будет понять, что изменится в организации образовательных ресурсов.
Если размышлять об этом, то получение полного среднего образования - это не значит учиться все 11 лет в школе. Если будет предусматриваться только один способ получения общего среднего образования, то это приведет к серьезным изменениям в системе организации начального и среднего профессионального образования. Другое дело, если студент профессионального училища получает там образование, эквивалентное общему среднему. По-видимому, появится несколько стандартов, задающих уровень общего среднего образования и ориентированных на разные образовательные траектории. Очень важно, чтобы не наделали глупостей в способах реализации этого закона.
- После длительных переговоров с вузовской общественностью в Самаре на ассоциативной основе все же был создан Самарский национальный университет. Насколько такая форма эффективна?
- Я думаю, создание такого альянса рассчитано в значительной мере на внешний эффект, это дань заявленной моде. Создать национальный университет в Самаре в компетенции федерального правительства. В тех национальных университетах, которые должны быть открыты в Красноярске и Ростове, совершенно другая схема. Они построены на основе полного административного слияния. Это я могу понять, здесь одни цели, задачи, единые механизмы формирования ресурсов и управления ими. …
- А вообще есть необходимость создания национального университета в Самаре?
- Думаю, что не только в Самаре. Объединение ресурсов должно произойти. Вузы должны быть крупнее и не должны рвать на части рынок. А их благополучие следует определять только тем, насколько эффективно они участвуют в региональном и федеральном развитии. До сих пор наши вузы видят свое предназначение в подготовке кадров, это ошибочно. В вузах собран основной интеллектуальный потенциал страны. Это то место, где работает самое большое количество научных работников. Раз вы потенциал страны, давайте интеллектуальный продукт - научные разработки, проекты и т.д. Тогда создается и реальная база, на которой студенты обучаются.
- Совсем недавно родилась идея развития кластеров в Самарской области. Как вы считаете, будет ли у нее продолжение? Пойдут ли вузы на взаимодействие с предприятиями?

- Для того, чтобы эти кластеры заработали, нужно создать внутри них систему взаимосвязи. Это проблема, близкая к той, которая сдерживает развитие инновационной экономики в стране. Вуз никогда не станет заниматься никакими промышленными производствами, просто потому что у него другая задача, другие ресурсы, квалификации. Профессура не призвана общаться со сферой производства, убеждать в необходимости собственного участия и изучать его потребности. Между ними необходимо поставить квалифицированного посредника, который не обучает и не производит, но умеет выяснить, что необходимо производству для повышения эффективности, какие продукты и технологии имеют коммерческую ценность и, наконец, какие научные и технические разработки необходимы для получения новых продуктов. Кроме всего прочего, он еще должен быть грамотным маркетологом, который умеет разговаривать с теми и другими. Ни одна, ни другая сторона в этих посредников свои ресурсы вкладывать не хочет, поэтому во всем мире посредников создает государство за счет бюджетного ресурса, демонстрируя, что они нужны и левым, и правым. И тогда те и другие начинают их финансировать самостоятельно. Сегодня уже и законодательная база защищает данный путь. Это единственный путь, который делает осмысленной деятельность научных подразделений и задает направление подготовки кадров высшей квалификации.

Любовь ШРАМКО

Время. События. Мнения. Тенденции

10:26 19.09.2007



Главные события

Новости Самары

11:38   
Семьям с детьми в Самарской области предоставят новую выплату и льготу по налогу
10:42   
В Самарской области согласовали назначение Андрея Когтева вице-губернатором
09:43   
Новый автобус №88 пустят в Самаре от госпиталя «Мать и Дитя» до набережной Волги
09:23   
Жителям Самары раздадут 1000 георгиевских ленточек в Струковском саду
09:02   
Клещи укусили 159 жителей Самарской области с начала эпидсезона
08:49   
Подготовку к последствиям паводка обсудили в Самаре 23 апреля


Баки для воды на дачу Баки для воды на дачу
Какую дачную емкость для воды лучше выбрать
 
бочка для воды Емкости для воды на дачу
от 140 до 13 000 литров
складные, сборные, пластиковые

Новости Самары


24 апреля 17:19


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru