Новости Самары
Портал города Самара samru

Государство, как заказчик, должно формировать людей лояльных

В последнее время государственные структуры уделяют повышенное внимание преподаванию обществоведения и истории России. Казалось бы, источников для изучения исторической науки сейчас предостаточно, любой желающий может легко расширить свои познания в этой области.

Нужно ли в такой ситуации предлагать учителям и учащимся единую оценку историческим событиям, или стоит ограничиться изложением фактов и сделать ставку на самостоятельное осмысление этих фактов? Об этом - разговор с Вячеславом Парамоновым, профессором, завкафедрой истории Отечества СамГУ.

- Должно ли государство так плотно заниматься «историческим вопросом», как оно им занимается, или же его нужно отдать в руки науки?

- Государство, как заказчик, конечно, должно этим заниматься, от этого никуда не денешься, ведь школа государственная. Государство здесь заказчик, оно должно в любом случае формировать людей для начала хотя бы лояльных к стране, а, во-вторых, лояльных к государству. Это первое. Второе, я считаю, что наука работает не только с устоявшимися вещами, но она просто чисто творчески работает с тем, что развивает само знание, оно развивается постоянно.

А школьник при всем том, конечно, должен знать о последних достижениях науки, но какая-то часть учащихся может погружаться, скажем так, если она соответствующим образом ориентирована, в лабораторию исторического поиска. Но, в принципе, я считаю, минимум, который должен знать школьник, по крайней мере исторический, ведь все-таки это знание хотя бы первоначально об основных событиях и явлениях, которые происходили в его Отечестве, причем у нас ведь как бывает, говорят о России, а Россия формально существует с 1547 года. А в реальности, конечно, надо знать тогда и о древнерусском этапе, то есть, о корнях того, что происходило.

Вот этот объем знаний школьник должен иметь. Фактического материала, хронологического. Это такой базовый уровень. Второе, помимо знаний хронологического, фактического характера, школьник должен иметь представление о противоречиях, которые характерны были для нашего отечества и если он их не будет знать, то представление у него будет как мне кажется однобокое. Он будет нигилист - все плохо было, либо он будет представлять все в розовом цвете. Собственно стандарт, как мне кажется, сама методика должны быть нацелены на понимание неоднозначности явлений. Вообще, многомерность, многоцветность в истории она должна быть показана для школьников. Третье, мне кажется, что у нас мало пока эмоционального момента в исторических работах. У нас либо шараханье идет в сторону одних картинок, либо наоборот наукообразный язык.

А вот эмоциональный компонент, аксиологический собственно, должен сориентировать на понимание прошлого. Не только, скажем, формирование каких-то положительных или отрицательных оценок, а он должен понимать прошлое, он должен вот ту эпоху, которую изучает, хотя бы понять. Удастся в нее погрузиться или нет - уже, наверное, зависит от методики, и от учителя и от количества часов. Потом я считаю, что в рамках нашей методики, к сожалению, зачастую слишком много шараханий. У нас история отечества то растворяется в мировой истории, то наоборот, абсолютизируется наш путь. А все-таки должно быть показано, как меняются роль и место Отечества, вообще менялись в системе мирового сообщества. У школьника, например, спрашиваешь: «Ну хорошо, время Шекспира вы изучали по литературе, а что происходило в России в это время?».

Или наоборот, в России происходило установление крепостного права в 1649 году, но на Западе ведь тоже произошло тогда второе издание крепостного права. А об этом как-то забывают. Вот, мне кажется, синхронный метод - он должен показать целостность истории, и одновременно - как изменялись место и роль нашего Отечества в мировом сообществе. Вот если это школьник будет улавливать, я думаю, что тогда методика будет иметь результат. Ну и немаловажны такие моменты: как научить его искать информацию и сформировать любовь к, так сказать, малой истории, истории своей семьи, истории малой родины. Вот тогда у нас будет формироваться историческая культура. Потому что у студентов начинаешь спрашивать, вот были у вас деды, у кого-то прадеды - участники Великой Отечественной войны, что у вас сохранилось? Многие не могут сказать. Улицы называются Матросова, Фадеева, многие не могут расшифровать эти названия.

Что касается современных технологий, хотим мы того или нет, конечно, расширяется использование электронных ресурсов, в том числе интернет.

- Сейчас в школах историю изучают вплоть до последних событий. Правильно ли это?

Я не сторонник таких вещей. Я понимаю, что это больше политологический аспект. История больше имеет дело со свершившимися явлениями. Но я понимаю, что например, ельцинский период завершился, это такой своеобразный этап. К современности я двояко подхожу. С одной стороны, учащиеся должны ориентироваться в современной ситуации, за счет обществознания, основ права. Но говорить о нынешнем десятилетии как об истории я бы не стал.

Я думаю обзорно школьникам, конечно, можно говорить. Все-таки когда говорим о современном этапе, есть опасность политизации. Но это моя точка зрения. К сожалению, у нас так в истории образования сложилось, что доводят до современности. Я за то, чтобы имели дело со свершившимися явлениями. Лучше, когда они вообще отстоят от настоящего во времени. Чтобы отложилась информация, чтобы эмоции чуть-чуть поутихли. Споры и по сей день идут и в нашем сообществе, что включать в соотношение истории и современности.

13:24 22.10.2007



Главные события

Новости Самары

  18:05  В преддверии 9 Мая в Самарскую область прибывает «Поезд Победы»
  11:40  В майские праздники в Самарской области изменится график почтовых отделений
  10:46  Возле остановок в Самаре могут установить торговые аппараты с напитками
  10:21  Бассейн в Куйбышевском районе Самары на 116 км откроют для посещения в мае
  09:39  Третью очередь особой экономической зоны «Тольятти» построят в Самарской области
  09:05  На набережной Волги в Самаре к 1 мая помоют 26 скульптур и памятник Засекину


Баки для воды на дачу Баки для воды на дачу
Какую дачную емкость для воды лучше выбрать
 
бочка для воды Емкости для воды на дачу
от 140 до 13 000 литров
складные, сборные, пластиковые

Новости Самары


24 апреля 1:14


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru