Обзоры самарских событий
Портал города Самара samru

Наталья Филиппенкова: «Peйдерская наглость может доходить до абсурда!»

Теперь заработать на противозаконном использовании чужого раскрученного брэнда станет гораздо сложнее. По вопросам защиты прав интеллектуальной собственности «Время» побеседовало с патентным поверенным РФ - Натальей Филиппенковой.
- С 1 января в силу вступил новый закон, регулирующий основные объекты    исключительных прав - фирменное наименование,   коммерческое обозначение и товарный знак. Насколько адекватно и корректно законодатели   учли   все особенности и тонкости этой   непростой   сферы экономики?
- Урегулировано множество отношений, но, как выяснилось, многие аспекты   проблемы   оказались нерешенными. Что касается, например, фирменного наименования,    то    здесь особое недоумение вызвала статья 1474. Дело в том, что по этой статье все предприятия, осуществляющие аналогичную деятельность с тождественными или сходными до степени смешения наименованиями, за исключением внесенного в Единый Государственный Реестр Юридических лиц первым, пользуются своим фирменным наименованием незаконно. А таких фирм и предприятий до нововведений было создано десятки и сотни в той же Самаре. Вся проблема в том, что ЕГРЮЛ появился лишь в 2002 году согласно Постановлению Правительства РФ, а очень многие фирмы появились задолго до него, соответственно, они просто не могли быть зарегистрированы в этом реестре. Возникает интересная ситуация - согласно новому законодательству законным считается то предприятие, которое первым оформилось в реестре, причем абсолютно не важно, возникло оно только в 2002 году или же в девяностые годы. Поэтому в самое ближайшее время мы ожидаем лавины исков по фирменным наименованиям.
- Насколько сейчас, на сегодняшнем этапе развития страны в целом, люди отдают себе отчет в   важности   вопросов, связанных с защитой интеллектуальной   собственности - товарного знака, коммерческого объединения, к примеру?
-   Наверное, здесь еще пока рано говорить о зрелости в данном вопросе многих бизнесменов. Как правило, начиная свое дело, наши бизнесмены подобные вопросы относят на последний   план.   Трудно сказать, в чем причина такого положения вещей. Но сложности, которые испытывают компании при нарушениях их интеллектуальной         собственности, очень и очень впечатляющие. Это может быть как простая недобросовестная конкуренция, так и направленное действие некоторых рейдерских компаний. Как действуют рейдерские фирмы? Берется, например, название какой-нибудь более или менее известной самарской фирмы. Подается заявка в патентное ведомство по поводу регистрации какого-либо обозначения, и как только получается документ о присвоении номера данного заявления, рейдер с этим документом направляется в выбранную фирму и предлагает несколько вариантов дальнейшего развития ситуации. Первое - либо фирма прекращает использование того обозначения, на которое он получил регистрацию, либо рейдерская организация предлагает продать право на использование этого патента. Суммы данной «сделки» могут достигать нескольких миллионов рублей, в зависимости от размеров компании. Иногда дело может дойти до разорения компании. Как правило, предприятия соглашаются на такие «разводы», полагая, что выплата спасет бизнес.
На что обычно надеются рейдеры? В первую очередь, конечно же, на некомпетентность и неосведомленность бизнесменов в данной области. Иногда может быть так, что у компании вся документация на объекты исключительного права, на тот же товарный знак, например, - абсолютно в порядке. Но незнание каких-либо нюансов, на которые и рассчитывают рейдеры, преподносится как нарушение. Второй   -   не   менее   важный
аспект - психологический. Когда человек несколько лет создавал свое дело, когда это стало частью его жизни - он готов пойти на все, чтобы спасти свой бизнес.
Примеры рейдерской наглости могут доходить до абсурда! Одной самарской компании, производящей продукты питания, которая зарегистрировала товарный знак по всем правилам, была предъявлена претензия следующего рода. Что якобы фирма незаконно использует товарный знак на упаковке, а не на продукции, которую она выпускает! Дело в том, что есть несколько классов, по которым может регистрироваться товарный знак. Например, класс «молочные продукты, соки». Есть класс «упаковочные изделия». Фирмой-производителем, естественно, был зарегистрирован знак в классе производимой продукции. А рейдерская контора решила зарегистрироваться под этим же названием в классе «упаковка» и, соответственно, предъявить претензии за использование их обозначения. Весь комизм ситуации в том, что маркировка продуктов питания подразумевает, что все обозначения ставятся на упаковке! Просто нельзя, например, промаркировать сок или молоко!
Введение нового законодательства каким-то образом изменило эту ситуацию?
- Безусловно, прописаны некоторые статьи, которые ограничат деятельность подобных рейдерских фирм. Недавно на конференции в Нижнем Новгороде обсуждался данный вопрос. Более того, сейчас в ведомствах,   занимающихся   патентными вопросами,   ведутся так называемые «черные списки» рейдеров, которые занимаются шантажом и вымогательством. Но, к сожалению, полностью избавиться от этого пока нельзя, поэтому я советую бизнесменам просто серьезнее относиться к вопросам защиты своей   интеллектуальной   собственности. Тем более, что финансовые потери от деятельности «черных» рейдеров и предусмотренных штрафов просто на несколько порядков выше, чем добросовестное оформление всей документации по данным вопросам.
- Какие реальные примеры «грязной конкуренции» вы можете привести?
- Ярким примером может послужить ситуация всем известной и любимой марки мороженого   «Гигант»   производства самарской   фирмы   «СамПо». После того, как данный брэнд стал известен далеко за пределами области, некая нижегородская фирма выпустила мороженое не только с идентичной упаковкой, но и с таким же названием. Сначала никто не обращал внимания, настолько похожи были упаковки. Более того, нижегородский продукт даже   назывался   «Самарским Гигантом»!   Продажи продукции «СамПО» начали снижаться. При анализе ситуации на рынке всплыли вышеописанные факты. Начались разбирательства. И, благодаря всем формальностям, которые были соблюдены организацией при оформлении товарного знака, все завершилось благополучно. Хотелось бы отметить некую педантичность сотрудников компании, которые сохранили даже разработки дизайна упаковки и соответствующие документы, подтверждающие авторское право дизайна. Итогами разбирательства стало признание продукции нижегородского производителя контрафактом, закрытие фирмы конкурента и наложение штрафа. Подобные случаи - блестящий пример значимости правильного ведения вопросов, касающихся интеллектуальной собственности.
Есть и обратный пример, где самарская фирма откровенно нарушила права дальневосточной компании «Дальпико», производящей рыбную продукцию, в частности, кальмаров. Случай достаточно интересен, и даже можно в известной степени позавидовать находчивости «самарских умельцев». Дело в том, что на упаковке фирмы «Дальпико» изображена сюжетная картина с несколькими персонажами. Картина запатентована и на нее оформлены все авторские права. Самарская же фирма умудрилась запатентовать абсолютно такую же упаковку, но только оформив права отдельно на каждого персонажа картинки. Подобных случаев нарушения прав в Самарской области предостаточно.
ВАСИЛИЙ МАРИНИН, «Время»

15.04.2008




Новости Самары


19 мая 21:59


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru