Образование в Самаре
Портал города Самара samru

Кнохинов Ефим Михайлович :"В ряду приоритетов общества образование должно стоять первым"

Кнохинов Ефим Михайлович
- директор МОУ Гимназия №2 г.Самара,
- Заслуженный учитель России,
- кандидат педагогических наук, 
- недавно удостоен высокой Государственной награды - ордена «За заслуги перед Отечеством»
Без малого сорок лет, как закончились мои школьные годы. Как будто бы вчера вручал мне этот удивительный человек Аттестат о среднем образовании...
Ефим Михайлович, я в  свою школу каким-то внутренним волнением вошёл и порадовался свежей покраске,  начищенным паркетным полам, рамам оконным пластиковым новым..
Мы рамы в 51-ом окне  заменили. Это стоит миллион рублей. Использованы средства  фонда родительского комитета школы. У родителей наших учеников есть свои деньги и они это сделали. Рамы, которые мы заменили,  давно отслужили свой срок. Перед началом учебного года, как обычно, ремонт по всему зданию провели. Капитальный ремонт спортивного зала выполнили. Теперь спортзал не узнать!
Помню я этот зал спортивный, в полуподвале, на окнах ставни глухие, решётки…
Построен по сталинским   нормам и рецептам … Стены крепкие, а всё остальное пришлось менять. Обошлись в пятьсот тысяч рублей. Деньги  на ремонт спортивного зала дала Самарская городская администрация.
Ефим Михайлович, вы ведь в школе  директорствуете давненько?
В декабре будет сорок пять лет, как я здесь.. Многие годы - в школе № 88, а с 1991 года - в гимназии № 2..
            Удивительно! Это заслуживает занесения в книгу рекордов Гинесса. В Российскую книгу рекордов.
            Не возражаю, можно в любую… У меня ведь ещё одна дата. Я  работаю директором средней школы с августа 1953 года! Больше ведь никак другой работы не было. Год проработал учителем русского языка и литературы после литфака в Ново-Буянской средней школе и мне предложили возглавить…
            Руководство сразу заметило выдающиеся организаторские способности молодого словесника, выпускника Куйбышевского педагогического института.
            Не знаю, что они там заметили. Тогда в селе Узюково, это километрах в тридцати от Нового Буяна , «семилетку» преобразовывали в среднюю школу. И меня туда направили. Так с 15 августа 1953 года и веду свой директорский отсчёт. Как говорится, столько и не живут, сколько я работаю директором. Сотни моих учеников уже давным  давно на пенсии. И мне самому как-то всё это странно. Уже учу правнуков моих первых учеников.
            Я помню, как своего сына к Вам учиться приводил. Знаю и таких, кто внуков водит… Ефим Михайлович, да вы просто живая легенда!
            Я просто занимался своим делом. Делом, которому отдана вся жизнь. И ведь никуда меня больше не тянуло, не влекло…
            Как же,  не влекло?. Вы же защитили диссертацию, стали кандидатом педагогических наук.
            Это я просто обобщил один из промежуточных этапов развития. Мы в школе № 88 в силу острой необходимости занимались проблемой самоуправления.
            И на мне, в том числе, способы решения проблемы самоуправления отрабатывались. Весело было кувыркаться  в эпоху перемен..
            Занимались, жизнь заставляла.  Тогда нужно было заниматься самоуправлением, чтобы дети организовывали свою повседневную жизнь в достаточно большом диапазоне свободного времени…
            Проще говоря, чтобы не болтались отроки чёрте - где по Безымянским окраинам..
            Здесь же ничего не было, в начале шестидесятых годов, никаких очагов культуры. Где-то далеко-далеко  деревянный кинотеатр «Сокол»..
            Помню, бараки, частные домики, переулочки-закоулочки… Просто так не пройдёшь.
            Да, нужно было отвлечь детей от улицы. Мы поставили себе задачу, защитить от её много чего неприятного Вот, сейчас говорят, что творится? Что происходит с молодёжью? Да на кого она похожа? Просто люди забыли, что было с молодёжью в пятидесятые, шестидесятые годы прошлого века. Я очень хорошо помню и ножи в карманах у ребят, и наркотики… Помню, как Исай Львович Фишгойт, он французский язык преподавал, меня предупреждал: «Ты смотри, в классе ученик такой-то, очень нервный, и у него в кармане обычно нож!…» Что тогда творилось! На чердак ребята обычно уходили драться. В том числе и поножовщина была… Бегали к ним туда, разнимали…Всё это было.          Школа считалась новостройкой. Как водится, в новую школу отдают учеников по принципу «на тебе Боже, что нам не гоже». К нам пришло довольно много трудных ребят. Школу сдали в эксплуатацию в 1954 году. За семь лет школу разнесли в пух и прах. Всё было разбито. Двери, рамы, стёкла… Я тут, когда пришёл в 1961 году начал с капитального ремонта. И мы с коллегами довольно быстро привели школу в порядок.
            В истории советского образования были периоды, когда в школах были учителя, о которых мечтает директор. И я таких учителей собирал. Учитель математики был Столяров.
            Как же помню, Сан Саныча, изрядно наши ребята потели на его уроках…
            Герой социалистического труда, Столяров Александр Александрович, единственный в городе и области  получивший это звание за педагогическую деятельность. А может быть ты помнишь Егорову Досю Васильевну, учителя химии?.
            Такое не забывается, дым и пламя, грохот учебных взрывов… Хотелось натянуть противогаз, как по команде «Газы»
            Она была очень трудной для общения, но она была блестящим химиком. Предмет её знали все! И физики, и лирики… А такие замечательные учителя как Щепотина Лариса Александровна,  Ерёмина Людмила Ивановна, я могу многих назвать. В 88 школе были учителя -асы, два десятка учителей, которые могли сделать всё. И мы делали.
            Разные были случаи. Почти в каждом классе находились один-два неуправляемых ребёнка. Я приглашал классного руководителя, но в том лишь случае, если понимал, что он может что-то сделать. Я говорил учителю: «Вот, Серёжа есть в классе, проблема наша, что с ним делать будем?» Учитель отвечает: "Тяжёлый трудный ребёнок, с его семьёй не могу никак найти контакт…» Я говорю учителю: « Но вы же умеете работать такими детьми… Вы можете! Я понимаю, что не всегда хватает душевных и физических сил, чтобы добиться результата, но давайте попробуем…» И говорил: «Если удастся нам трудного ребёнка Серёжу выпустить или перевести в следующий класс, считайте, что ваш отпуск увеличится на месяц. Для того чтобы вам отойти от этой сумасшедшей нагрузки… Добьётесь результата, будете дополнительно отдыхать месяц.» Стимул оказывался немалым. А система отпусков в школе построена таким образом, что директор имеет возможность дать дополнительный оплачиваемый отпуск учителю.         И учитель начинал работать с трудным ребёнком, как со своим собственным. И не скажу, что из меркантильных соображений. Просто ставился эксперимент. Получится или не получится, выйдет что либо из этого или не выйдет. И когда выходило, чувство удовлетворения было огромное, и у меня, и у учителя. Об этом обязательно говорилось на педсовете, что вот учитель такой-то сумел добиться. Ведь можно же, оказывается, если захотеть и постараться.
            Многие трудные ребята оказались вовсе не безнадёжными. Должен сказать, среди них оказалось довольно много толковых.
             Очень много оказалось среди трудных ребят таких, на которых можно было положиться, только нужно было по нормальному начать с ними разговор.
            Помню эти Ваши разговоры в классах и школьных коридорах. От одного только звука Вашего голоса самые безудержные ученики тут же столбенели. Вы умели держать всех нас в повиновении, и никто при этом не обижался, не злился. И все учились. Вы у нас преподавали обществоведение, начала философии, этики, эстетики… Словом, «медведя лет пяти-шести учили как себя вести». Предмет был заумный,  не для каждой головы доступный.. Сидели ребята, внимали, в меру разумения, что-то вякали… Кто на пятёрку, кто на тройку, но выучились все.
            Да. Помню интересные, актуальные проблемы обсуждались. Были мальчики, которые вступали в активный спор со мной. Горячились: «Что вы говорите, что при социализме всё хорошо, когда на самом деле не так!». Были сложные моменты. История тогда переписывалась от съезда к съезду КПСС. Реальность очень серьёзно расходилась с тем, что навязывала пропаганда. Тяжко приходилось учителю обществоведения. И  прямо сказать нельзя, и не сказать нельзя.. Устраивал так, чтобы нужные мысли ученики сами высказывали, и доказывали их. Хотелось приготовить ребят к реальности. Что бы они всё-таки знали и понимали, что такое хорошо, и что такое плохо.
            Смотрю, Ефим Михайлович, на стене Вашего кабинета висят фотографии   поэта Роберта Рождественского и композитора Дмитрия Кабалевского. Я их помню, как гостей нашей школы.
            Это были золотые времена, когда мы имели возможность приглашать в 88-ю школу людей, которые оказывали потрясающее совершенно воздействие на детей. Когда Кабалевский приезжал мы собирали в актовый зал всю школу и он пол-дня с детьми разговаривал о музыке, это же было таким счастьем, таким сильным интеллектуальным воздействием!…
            Помню, завораживало… Мы даже про обед забывали.
            А выступления Рождественского! Несмотря на то, что он немножечко заикался, читая стихи, его принимали замечательно. Ты, Миша, наверное, помнишь у нас в школе побывали все барды первой волны
            Ещё бы, тогда у многих пробудился интерес к авторской песне.
            Каждую неделю кто-то приезжал. И  выступал, и поражал… Сейчас это к сожалению ушло Сейчас ведь чтобы заполучить в школу какую-то яркую творческую личность нужны очень большие деньги. Творцам стало неинтересно общаться с детьми. И очень жаль. Это обоюдные потери. А прежде творческие встречи пользовались поддержкой государства. Такие встречи приветствовались, такие встречи пропагандировались, о них писали, сообщали по радио и телевидению. Сейчас, если у нас что-то происходит, какое-то интересное мероприятие, то для того, чтобы об этом узнали, мы должны пригласить сюда телевидение, газеты и заплатить. Мне без конца по телефону предлагают: мы можем дать о вас солидный материал в таком-то журнале, это будет стоить столько-то… Мы можем вам предоставить час телеэфира, чтобы вы рассказали о своей гимназии, это будет стоить столько-то… Но, у нас нет на это денег. Все деньги, которые у нас появляются мы расходуем на  учебный процесс. Мы как-то привыкли, чтобы печать сама искала, говорю казённым языком, передовой педагогический опыт. Приходили, как ты сейчас, изучали, что мы делаем, потом писали.
            Должность директора школы, его работа - одна из самых напряжённых.
            Почему-то не все это понимают. это - прежде всего ответственность. Тут сразу два очень серьёзных фактора действуют. Один - ответственность за жизнь и здоровье детей. Потому что произойти в любую секунду может всё, что угодно.
            Дети - есть дети. Они и скакучие, они и прыгучие…И в щель залезут, и до потолка допрыгнут..
            В моей практике бывало всякое. Правда катастрофических событий -постучу по дереву- не происходило, но бывало всякое… Тут глаз, да глаз нужен. И второй фактор- для чего мы существуем. Нужно же  ребёнка научить. Надо же, чтобы дети отучившись в школе десять, сейчас одиннадцать лет, получили знания, почувствовали свои возможности определённые. Смогли в высшее учебное заведение поступить, или если есть желание  сразу работать - тоже что-то из себя могли представлять. Определённые знания и трудовые навыки должны быть  школой сформированы. Миша, я тебе скажу такую вещь. Сейчас мы гордимся, что у нас выпускники, все до одного поступают в институты и почти все на бюджетные места. У нас гимназия и статус обязывает именно так готовить детей.
            Но и раньше большинство выпускников 88-й школы поступало в институты, причём самые тогда престижные.
            Абсолютное большинство поступало. И это благодаря учителям, которые у нас были. Я считаю, что если бы работа учителя считалась престижной, во первых, и прилично оплачиваемой, во-вторых; то сегодня бы школа была совершено другой. Сейчас с качеством образования большие проблемы, которые начинаются с учителя., прежде всего. Кадры. Педагогические кадры - это основная проблема. Выпускники пединститута почти не идут сейчас работать в школу. Скажем, пятьдесят человек факультет заканчивают, любой факультет! Если десять человек идут работать в школу, - то это хорошо. Причина одна - недостаточная зарплата. Мы теряем толковых, я бы сказал талантливых учителей ещё за пять-семь лет до того, как они могли бы учителями стать. Самые яркие выпускники школ, и не просто яркие, а обладающие данными для педагогики, для наставничества, люди с призванием,  с педагогическим призванием… И они бесспорно пошли бы в университеты педагогические с целью стать профессиональным хорошим учителем. Но они не идут! Мы их теряем. Они, которые могли бы, они не получают профессию учителя. Потому что понимают, что в этом качестве не смогут обеспечить себя, свою семью материально.
            Но кто-то же всё-таки идёт в педагогику?
            Небольшой процент таких талантливых, с педагогическим призванием детей, всё-таки попадает в педагогические вузы. Идут, следуя зову души. Но, они не попадают в школу, даже имея диплом в кармане, потому что понимают, что они на эти три, четыре, пять тысяч рублей, сейчас будет десять - не проживут!. И они, обладая педагогическим талантом и хорошими психологическими знаниями, при этом, не плохими, как правило, организаторскими способностями и они со всем этим прекрасным набором, идут работать куда угодно, только не в школу!. Дипломированный учитель русского языка и литературе идёт в торговые, финансовые или административные структуры. Умный человек везде востребован. Он доучивается новому делу на месте. И очень быстро. Вот два рубежа, на которых мы теряем людей, которые могли бы работать в школе. Препятствие - деньги, вернее их недостаток.
            А где эти деньги можно найти? В бюджете  «пряников сладких всегда  не хватает на всех…»
            Дайте мне точку опоры и я переверну земной шар, дайте мне хорошую зарплату для учителей и я переверну систему образования. Сейчас секретарша в банке получает вдвое-втрое больше, чем учитель в школе. В каком-нибудь «Волготелекоме» или «Самаранефтегазе» рядовой, не хватающий звёзд с небес сотрудник получает вдвое-втрое больше учителя. Ему повезло, он оказался там в силу разных обстоятельств, знал нужных людей, Сумел договориться…  Моя знакомая учительница  недавно устроилась на работу в одно солидное учреждение. В школе она зарабатывала шесть тысяч рублей, там получает - пятнадцать. Её нынешние коллеги не устают спрашивать: « Как ты сюда попала?!» Абсолютно закрытая система, куда попадают только по рекомендациям, только по знакомству…Учительница, сменив работу, выиграла, а школа проиграла.
            Общество, по большому счёту тоже проиграло…
            Деньги найти можно. Я в этом не сомневаюсь. При нынешнем-то нефтяном дожде над Россией, при этом гигантском стабилизационном фонде…Чего их держать эти деньги? О государстве судят по тому, какое в нём образование. Поэтому сегодня разговоры о том, где взять деньги, они сегодня просто неправомерны.
            А как добывать деньги для учителей?
.        
            Как  добывать деньги для учителей? У меня лично есть люди, которым я поручил этим заниматься. Я лично этим поручил заниматься депутатам городской, губернской и государственной Думы. Я этим поручил заниматься мэру города, я его избрал, я этим поручил заниматься губернатору. Они должны это решать. И они решают. И Лиманский, и Титов. В Самарской области есть доплаты работникам школ, и областные, и городские. Явно недостаточные, конечно, но есть...
            Что вы ожидаете от новаций в оплате труда педагогов?
            Сейчас во всей России идёт в образовании эксперимент, переходят на отраслевые принципы оплаты труда. Мы уходим от единой сетки оплаты труда. Уходим от разрядов с первого до семнадцатого. Вводятся другие критерии, другие подходы в определении заработной платы учителя. И здесь два пути. Один - дополнительные суммы выделяются на заработную плату. И второй путь - это оптимизация. Нужно найти   критерии учёта работы каждого учителя, с учётом трудности изучаемого предмета, количества обучаемых детей и так далее, и так далее, что бы каждый учитель получал не обезличенно, не за часы, как сейчас - восемнадцать часов - недельная нагрузка.
 И учитель русского языка и учитель географии получали одинаково. Я не хочу сказать, что география - предмет второстепенный, но всё-таки значительно труднее научить ребёнка писать без ошибок, грамотно, писать и разговаривать, чем наполнить его головушку энным количеством знаний географических. А получали учителя  одинаково. Сейчас от этой уравниловки уходим и зарплата очень индивидуализируется. И в результате произойдёт значительное повышение заработной платы, почти вдвое с первого сентября заработной платы у учителей. Получал четыре, будет получать восемь, получал пять - будет получать десять. У нас  в гимназии есть учителя которые будут получать до двенадцати, четырнадцати тысяч рублей. Это всё здесь, и работа учителя и надбавки за классное руководство, за проверку тетрадей и все дополнительные его нагрузки…
 Почти у всех учителей зарплата удваивается! Это - некоторый сдвиг, но это не решение проблемы. Потому что сегодня для того, чтобы учителя пошли в школу, нужна зарплата в двадцать пять, тридцать тысяч рублей! Только в этом случае очень много способных  к педагогике людей пойдёт в школу. .
                        Ефим Михайлович,  несколько лет, как введён  Единый государственный экзамен.  Как гимназия выглядит в этом зеркале?
            Я должен тебе сказать, Миша что при всех сложностях, которые существуют сейчас, в рамках того, что нам дано, мы стараемся делать так, чтобы наши дети, наши ученики получили максимум того, что возможно им дать.. С тех пор, как ввели Единый государственный экзамен, появилась возможность сравнивать себя со всеми школами области. По результатам единого государственного экзамена наша гимназия входит в первую пятёрку по Самаре, и мы в первой десятке школ области. И есть ещё один (спасибо статистике!) уникальный показатель. По итогам этого года, так же было и в прошлом, и в позапрошлом году, в Самарской области есть всего три школы, пусть меня не обвиняют в нескромности, я их определяю как три лучшие школы Самарской области по очень интересному показателю. Есть два обязательных экзамена, которые обязаны сдавать все выпускники - русский язык и математика. По данным статистического сборника видно, по результатам двух обязательных экзаменов, впереди всего три школы - это гимназия № 2 , (бывшая школа № 88), это лицей информационных технологий и в этом году в эту лидирующую тройку вошёл университет Наяновой.  Это самый главный комплексный показатель. Мы и по другим предметам хорошо смотримся, где-то пятые, где-то десятые по области… И родители это знают. Они знают, что их дети выйдут из гимназии № 2 образованными людьми
            Единый государственный экзамен  позволяет сравнивать качество педагогической работы разных школ?
            Да. В принципе это хорошее дело. В статусе эксперимента это находится уже несколько лет. Но, я о другом хочу сказать. Когда не было единого госэкзамена, были государственные выпускные экзамены в школах. Это десятки лет происходило.Это было отработано. И практически на этих экзаменах в школах не было провалов. Двойки дети не получали. И не потому, что не было таких, которые двоек заслуживали.Но, понимаешь,  ученик отучился десять лет в школе. Это твоя кровинка! Ты в него вложил всё, что мог и постарался сделать из него какое-то подобие человека… Рука не поднимается поставить ему двойку.
            Поможем, чем можем,  но не дадим провалиться. Сдаём экзамен методом народной стройки?
            Казалось бы плохо, но я должен сказать, что среди таких детей, которым помогали на экзамене, оказывалось немало таких, которые довольно хорошо себя в жизни определили. Оказались, со временем, очень толковыми специалистами, которые и пользу приносят, и зарабатывают, и всё у них получается и у учителей совесть чиста, от того, что выпустили  «при помощи и при посредстве»…
А что происходит сейчас? Сейчас человеческий фактор на едином государственном экзамене отсутствует начисто. Всё механизировано. Тебе дают тесты, над тобой стоят надзиратели. Они может быть и хорошие люди, но тебе не дают пошевельнуться.
            Уж как заведено: шаг вправо,  шаг влево, считается попыткой к бегству…
            Да. И пиши, соображай в таких экстремальных условиях.  И результат: до двадцати процентов, почти каждый пятый! ,проваливается на едином государственном экзамене. Двойки получают и по обязательным двум предметам русскому языку и математике. И даже когда ученики сами выбирают экзамены, казалось бы раз выбрал, значит этот предмет знаешь лучше другого, идёт сдавать и получает двойку… И таких проваливших, до двадцати, а то и до двадцати пяти процентов. Это - реальная картина.
            Но это же катастрофа для человека!
            Да.И как государство, в лице министерства образования из этой ситуации будет выкручиваться, когда эксперимент закончится, никто не знает. Пока на стадии эксперимента действует такое положение Если у ученика предварительная оценка по предмету по итогам занятий за год - положительная - трока, а на едином государственном экзамене он получил двойку, то в аттестат можно поставить три. Закончится эксперимент и нельзя будет выдавать аттестат о среднем образовании, получившему  оценку «два» на экзамене. А таких горемык сейчас уже четверть!.
            И куда их, этих двоечников девать и что с ними делать?
            Основной вопрос тут, почему? Почему, человек, отучившийся десять лет в школе не может выполнить на тройку элементарное задание. Там есть уровни разные… И если более-менее прилично выполнил задания из уровней А и Б, то уже тройка тебе обеспечена. И к тройке государство предъявляет требования очень невысокие.. Государство наше лояльно к слабознающим. Но даже этим невысоким требованиям огромный процент выпускников не соответствует. Но об этом как-то молчат все. А ведь это катастрофа государственного масштаба!
            Ефим Михайлович ,мне   по личному и производственному, и армейскому, и по журналистскому опыту известно, что есть люди которых научить невозможно, они слов не понимают, а как-то реагируют только на физическое воздействие:  на удар по лбу, или  на пинок под зад … Может природа так устроила, что есть люди, которые не поддаются обучению?, В диком лесу, если волчонок не научится охотится, он же быстро загнётся, может быть в человеческом обществе есть похожие механизмы отбора?
            Я на это, Миша могу тебе сказать вот что, ты сталкивался в своей  практике с людьми, которых школа не выучила. Не смогла выучить. Научить можно любого! Если ребёнок не имеет психических отклонений или каких-то серьёзных патологий, то он может окончить не только первый класс, но и одиннадцатый! Ребёнка можно научить! И это проблема учителя! Нормальных необучаемых детей нет! Возможно, такой проблемный ученик и не будет звёзд с неба хватать, но минимальные  учебные стандарты он в состоянии освоить. Но заниматься с ним должен очень сильный учитель.
            Сильный не только в профессиональном плане.  Это должна быть сильная личность, умеющая взять в оборот…
            Даже чисто человеческие качества должны быть сильнее профессиональных! И опять мы подходим к проблеме учительского призвания. Если в человеке это есть, призвание, если он умеет находить общий язык со своими воспитанниками, своими учениками, он с любым проблемным договорится! Таких случаев в моей практике было сколько угодно. Я, естественно, не стану называть конкретные фамилии, дело доходило до парадоксов… У нас в 88 -й школе были случай, когда до девятого класса ученик был шалопай, абсолютный, от которого все плакали, и которому известно куда дорога… И этому проблемному парню потребовалось всего два года, чтобы окончить школу с медалью! Что-то у  него на пятнадцатом году жизни внутри щёлкнуло, какие-то многолетние количественные накопления перешли в изменения качественные! Он осмыслил, понял…И был и есть результат!
            Повезло парню.
            Возможно. Я по натуре оптимист. И хочется верить, что лет через сорок, может быть что-то изменится. И в педагогике, и в государстве. Во всяком случае надо быть готовым, что процесс будет длительным.. И в результате мы станем цивилизованной страной с правильно расставленными приоритетами. А для меня в ряду этих приоритетов на первом месте стоит образование. На втором - здравоохранение, а дальше всё остальное…
            Ефим Михайлович человек педагогики и  поэтому обучение ставит на первое место?
            Каждый год школа выпускает в жизнь десятки тысяч людей, они идут в ВУЗы, идут на производство, они вливаются в нашу общественную жизнь и очень скоро - через шесть-семь - десять лет этот слой людей становится определяющим во всём том, что происходит в стране. Как же сделать, чтобы они, выходя из школы были бы готовы к тому, чтобы взять на себя ответственность за то, что происходит в нашей стране?.
Как это сделать и кому это сделать? Это надо сделать учителям. Это мы в школе должны подготовить детей к этой жизни. Всё в детях подготовить. И мозги, и психику, и душу. И родителей детей нельзя забывать.
            Родители, как правило, школу уже закончили…
.
            На родителей тоже нужно воздействовать У нас в гимназии этот процесс идёт параллельно. Каждый родитель, приведший своего ребёнка в школу, проходит фигурально выражаясь, полный курс обучения в гимназии вместе с детьми. У нас организация жизни в гимназии такова, что даже те родители, которые не предполагали свою активную жизнь в гимназии, они втягиваются в эту нашу жизнь и начинают участвовать в процессах воспитания.
            Становятся педагогами поневоле?
            Мы много лет назад, ты,  Миша, это знаешь, выбрали единственно правильное на мой взгляд направление в учебно-воспитательном процессе. Мы объединили процесс учёбы в средней школе с параллельным учебным процессом, который называется музыкальное образование.
            Помню. Математика плюс музыка.
            Наша гимназия даже первоначально называлась музыкально-математической. А это означает, что мы перешли к таким формам воспитания детей, которые требуют постоянных коллективных действий. Вместе в классе на уроках, вмести на уроках сольфеджио, вместе на хоровых занятиях, вместе на репетициях всевозможных концертов и праздников. И ни одно из этих направлений не обходится без активного  участия родителей.
            А если у родителя нет ни голоса, ни музыкального слуха? Родители заняты на основной работе
            Находят время. Они начинают всем этим увлекаться. Им интересно Это важно. Есть хор первых классов, вторых, третьих и так далее классов. Есть концертные группы в каждой параллели классов. Поэтому, когда у нас проходит какой-нибудь музыкальный праздник, на нём обязательно выступают родители, почти все. Одни на сцене, другие в зале, одни заняты оформлением, другие заняты угощением… Родители действуют вместе с детьми. И выпускные вечера у нас также проходят. Мы снимаем кафе. В одном зале - дети, в соседнем зале отмечают выпуск - родители. Начинается всё это двумя залами, а через час продолжается единый выпускной вечер учеников и родителей. Вот почему я говорю: образование - это всё! Родители общаются, они за годы учёбы своих детей хорошо друг друга узнают. Занятия художественной самодеятельностью - это не просто увлечение, хобби. Это в рамках совместной деятельности с детьми и учителями идёт. Вот в чём дело!
            Образуется как бы временно-постоянный коллектив большой разновозрастный, «команда такая,  молодости нашей, команда без которой нам не жить»?
            Можно и так сказать. Один из примеров результативности этой работы
Мне выпускники об этом говорят, с которыми мы встречаемся, как с тобой. «Понимаете,- Ефим Михайлович,- проходит какое-то мероприятие семейное ли, корпоративное… Собираются люди, даже не важно по какому поводу, неважно где, общаются и вдруг чувствуешь в человеке что-то своё…Близкое… Похожу и спрашиваю: « Ты в 88-й школе случаем не учился? Учился. А ты? И я учился…И уже, как будто давно знакомы.»   Они могли в школе друг друга и не видеть, и не запомнить. Разница в один- два-три года или больше для общения в юности преграда серьёзная.  А вот, закончив обучение, встретившись во взрослой жизни,  они чувствуют некоторую родственность душ.
            Есть такое. Наблюдал.
            Это главный я считаю результат работы 88-й школы и второй гимназии. Наши выпускники отличаются интеллигентностью, какой-то лояльностью, умением общаться, коммуникабельностью, добропорядочностью, музыкальностью. Причём это не мои наблюдения, на это обратили внимание наши выпускники. . Я постоянно общаюсь со своими выпускниками, они меня учат, рассказывают о себе, о жизни. Говорят о том, что им помогло из школьных наук, а что нет. И знаешь, между прочим. чем большинство было недовольно? Они оказывается не были готовы к агрессивной внешней среде. В школе оказывается были настолько мягкие тепличные условия, что недостаточно сформированными себя ученики ощущают в бойцовском смысле
            Школа -всё-таки не оранжерея
            Тем не мене, столкнувшись с наглостью, столкнувшись с хамством в большой жизни, не всегда могли это преодолеть, не всегда хватало выдержки, потому что не привыкли к такой системе общения и обращения и это подчас сказывалось на карьере. «Вот, если бы вы нас научили брать своё нахрапом, - говорили мне выпускники, - умению за себя постоять, не бояться вступать в противодействие с теми силами, которые мешают жить. И если бы вы сумели нас в этом качестве воспитать, может быть мы смогли бы в жизни достичь большего»
            В окружающей жизни примеров хамства, панства и кабанства очень много. Шагу не ступишь, не вляпавшись. Не хочешь, а научишься сопротивляться.
            Мы не научили на хамство отвечать хамством, не вооружили приёмами борьбы с этим злом, не научили этому противостоять. Тут есть над чем подумать. Ребята учат многому. И не только взрослые, но учат и нынешние ученики. Какой-нибудь карапуз, от горшка два вершка и говорит: «Ефим Михайлович, а почему так?» Недоволен либо оценкой, либо учителем, из класса его видите ли удалили, родителей в школу приглашают.. Такой ученик начинает доказывать свою правоту учителю, потом идёт ко мне. И я очень часто, выслушав и разобравшись, беру сторону ученика. Раз он сумел доказать, что с ним поступили несправедливо необъективно… И не дай бог подавить в детях это! Сумасшедшая совершенно фраза «Учитель всегда прав». Бытовало же такое. Это же чушь собачья! Учителю тоже свойственно ошибаться.
            Если сравнить поколения учеников начала вашей работы и учеников нынешних, за кем преимущество?
            Я помню свой первый выпуск в Новобуянской средней школе, там были почти мои ровесники. Сельская школа и там во время войны многие дети не учились. И если я с 1930 года рождения, то там в классе были парни 1933, 1934 года рождения, даже 1932 года был один мальчик. Это были типичные сельские жители, но у меня нет ни малейших оснований говорить про них как про ущербных в человеческом плане. Обьективно они не были виноваты в том, что многого не знали А вот если говорить о человеческих, людских их качествах, о способностях и возможностях. Беру свой первый выпуск - июнь 1953 года и последний выпуск - июнь 2006 года, и если бы я их поставил рядом, то я ни в коем случае бы не осмелился сказать, какие из них лучше. И те были прекрасные, и эти были великолепные.
            Чувствуется, что вы любили и любите и тех и других.
            Вот именно. Это были настоящие, энергичные, очень порядочные, честные с хорошим нутром люди. И нынешние - тоже прекрасные ребята.
Михаил Кроз
SAMRU.ru

06.09.2006



Образование в Самаре
В олимпиаде по финансовой грамотности приняли участие 58 тыс самарских школьников В олимпиаде по финансовой грамотности приняли участие 58 тыс самарских школьников
26.04.24 17:28

23.04.24 Самарский политех получит корпуса для нового кампуса на ул. Антонова-Овсеенко
16.04.24 Строительство межвузовского студенческого кампуса в Самаре начнется в 2025 году
16.04.24 Три здания на улице Антонова-Овсеенко в Самаре передадут СамГТУ под общежитие
16.04.24 В Самарском университете им. Королева планируют провести капремонт общежитий
Обзоры
Интервью
Как уберечь ребенка от стресса во время подготовки к ЕГЭ Как уберечь ребенка от стресса во время подготовки к ЕГЭ
Светлана Карпухина, главный внештатный специалист минздрава Самарской области по детской психиатрии

Новости Самары


2 мая 4:14


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru