Образование в Самаре
Портал города Самара samru

В истории рождения и становления университета Наяновой я считаю себя матерью-одиночкой.

Авторское именное учебное заведения,  Самарский муниципальный университет Наяновой,  - организация уникальная.  Университет не имеет аналогов не только в Самарской губернии, но и во всей России тоже.

-Марина Венедиктовна, у Вас именное, авторское учебное заведение...Это что, у вас такая была мечта в детстве?

-Ни в коем случае! Это был заказ партии коммунистической. В 1988 году готовился Пленум ЦК КПСС, посвященный  пробуксовке реформы школы. А я к тому времени полгода как стала членом партии, была руководителем лаборатории ( тогда единственной в городе), лаборатории педагогических исследований в нашем Куйбышевском пединституте и получила вот такой заказ от партии.

-Партия знала кому поручать

-Продумала программу, как могла, учебный план. Кого, как, каким образом учить. Мы одни тогда были исследователи педагогики…Изучали опыт лучших, просеивали почти по Маяковскому, «единого слова ради, тысячи тонн словесной руды». Были уже и определённые соображения: что менять в преподавании, от чего отказываться, а что усиливать. В общем, «кипел наш разум возмущённый»… Я человек совестливый, продумала, предложила, как я это вижу. Мне сказали: «Действуй!»

-Но это же просто редчайшее, исключение из правил советской системы…Везение небывалое!

 -Я оказалась в нужном месте, в нужное время. Я сказала, что без денег, на одном энтузиазме сделать новое учебное заведение невозможно. Мало иметь хорошую описательную часть, научно выверенное основание. Нужна ещё и глубокая содержательная часть, штат, оборудование, помещение. Нужен официальный заказ на материальную базу. И они, тогдашние партийные руководители, и у нас, и в Москве дали такой заказ, через министерство образования губернии к лаборатории, которой я тогда руководила..

И мы стали выполнять этот заказ. Я собрала сорок человек учёных со всех вузов нашего города, собрала команду… И все эти люди, которым я очень благодарна, сделали учебную программу для университета, создали учебные планы, а я этим увлекательным делом, как могла руководила…Действовали на ощупь, по наитию…

И мы создали, открыли первые классы в школе № 63, замечательной школы. Мы там сделали филиал нашей лаборатории и начали работать.

-От теории Вы перешли к практике. И каким Вам показался этот переход?

-Я не собиралась быть руководителем, директором учебного заведения. Я не планировала становиться ректором университета. Я думала, что школа станет этим новым, прогрессивным учебным учреждением, в котором я буду научным руководителем. Не вышло. Мечту, как и ребёнка, мало выносить и родить. Дитё требовало ежедневного присмотра. Пришлось вставать к рулю самой

Когда идёшь на ощупь и сам не знаешь как следует делать... Объяснять - это очень долго и сложно, и ещё не известно, правильно ли тебя поняли…Пришлось самой действовать, и людям подсказывать

А там и партия ушла скоропостижно.  Как это в жизни бывает:  мать осталась, а отец ушёл, бросил.  И я считаю себя матерью-одиночкой. Заказ - то чей был? Партии. Она была отцом, выступала оплодотворителем.  Тут уж в сторону не уйдёшь! И я отца не скрываю, он у меня в паспорте прописан. А я - мать. И как всегда это бывает, матерям с ребёнком в полной мере достаётся. Мать оказалось совестливой, и дитё выросло.  А уж что выросло, то выросло… В процессе роста, сами знаете, всякие пелёнки-распашонки, сложностей выше крыши, а сегодня и одежда приличная нужна:  Университет таки! Оборудование, оснащение, много чего нужно.

- Со стороны вы выглядите учебным заведением очень успешным, привлекательным, элитарным, популярным.

- Так и есть. И это хорошо, что такой образ, но матери одной трудно. Ей нужно помогать. Отец тоже должен быть. Состоятельный, понимающий, надёжный... Где такого только взять? Проблема проблем для на - финансирование. И городу сложновато, и мне одной трудно тянуть. Чисто платным для студентов наш университет, - он же небольшой -тоже быть не может. Нужна помощь государства в лице министерства образования и науки. Университету нужна материальная база, нужна научная база.. У нас выросли очень хорошие кадры, у нас сформирован замечательный педагогический коллектив. Университет уже четырежды аккредитован. Мы серьёзное образовательное учреждение, у нас аттестована и школьная наша часть, и университетская..

-Представляю, чего это стоило. Ведь вы по сути капитан двух кораблей одновременно.

-У ректоров университетов нормальных есть ВУЗы, у директоров школ есть школы, а у меня и то и другое одновременно. И нужно вести работу так, что бы всё это соответствовало всем нормативам, которые выставляет система аккредитации и аттестации. Мы уже почти 18 лет действуем в двойном режиме, и школьном и университетском. Но я не могу сказать, что мы привыкли. Это, как на фронте, к переднему краю не привыкают. Это всё непросто. Мы ведь не очень подходим под многие сегодняшние нормативы, мы  впереди и многие нормативы отстали, за нами просто-таки бегут, мы вырвались вперёд…. И не всем это нравится. Многое сделано, но ещё далеко не всё.

-Значит, жизнь продолжается. Вы, я знаю, по итогам того же единого государственного экзамена  занимаете лидирующие позиции в губернии.

- Мы это знаем. И, как говорили в брежневские времена,  «испытываем чувство глубокого удовлетворения». Но на лаврах никто почивать не собирается. Чтобы не отстать, нужно постоянно двигаться вперёд. Администратору образования нужно видеть, как минимум, на двадцать лет вперёд. Когда родители приводят ребёнка в школу, они должны знать и быть уверенными, что через одиннадцать лет их ребёнок будет выпущен с достаточным объёмом знаний, чтобы поступить в ведущий ВУЗ и получить желаемую профессию. А после окончания ВУЗа он должен быть востребован на рынке труда, и это- основная задача организаторов образования нашего университета.

- А как вообще можно заглянуть так далеко вперёд?

- Мы все - родители, и хотим нашим детям добра. А во- вторых,мы все, в той или иной степени,- думающие родители. А думающий родитель будет делать всё, чтобы его ребёнок был и здоровым, и успешным. Чтобы стал развитой личностью, и овладел достойной специальностью.

 Когда начинался наш университет, не было этих всех интернетных радостей, современного изобилия информации. Возможностей быстрого к ней доступа. Ничего такого не было. Зато  были библиотеки, мы это всё изучали. Работала группа серьёзная по определённому плану. И потом время такое подошло, оно уже диктовало. И эти вызовы времени,  они были слышны отчётливо уже тогда. Хорошая российская школа, но она тоже должна реорганизовываться, потому что наступил переломный момент, и на новые вызовы времени нужно было отвечать по новому. И мы ответили, в меру своего разумения. И продолжаем отвечать. Время бежит вперёд и, хочешь не хочешь, а нужно всё равно ему соответствовать.

- А как? Меня всегда это живо интересовало. Это что,- угадывание?

- Нет, угадывать нельзя. Это ненадёжно. Нужно это чувствовать, нужно это понимать. Идут новые дети, за которыми нам, педагогам, ещё нужно успеть.Нужно видеть ребёнка, какой он сегодня. И видеть, насколько он опережает ту программу занятий, которую ты даёшь. И на него сегодняшнего нужно тоже подравниваться. Любая наука, она даёт возможность смотреть вперёд на основании того, что мы имеем сегодня. Нужно не позавчерашний и вчерашний день брать за основу, а видеть то, что есть сегодня. Всё время нужно работать на перспективу. Тогда, быть может, и не отстанешь.

-Вы всегда ориентировались на детей с высоким уровнем развития…

-И раньше к нам приходили дети необычные.  К началу девяностых годов уже проявляло себя поколение, которому скучно было в обычной школе, и ему, этому нестандартному поколению, нужно было дать нечто такое, чтобы его привлекло, заняло и дало возможность интенсивно развиваться. И мы к этому поколению приглядывались, и программу таким образом строили, чтобы ему интересно было учиться, весь расчёт строился на детях неординарных

- И сегодня молодой человек в массе своей рано читающий и рано считающий…

- Сегодня врачи в голос твердят:"Нужно меньше детей загружать, у них сплошные перегрузки, нужно дать ребёнку детство. Ребёнка обязательно нужно лишить экранов телевизоров, экранов компьютерных, это вредно!" А я скажу так: насильно прогресс не остановишь, нельзя это делать! Нужно больше денег вложить в совершенствование техники, чтобы экраны компьютеров были не вредны. Это первое. Второе: когда говорят, что нельзя лишать детства… И что это значит? Ребёнок представлен сам себе, бегает в стае сверстников, занимается чёрте чем, и домой его не загнать? Как это себе видит обыватель? Ребёнок, которого не лишили детства - это что, ребёнок предоставленный сам себе: ничего не делается и ребёнок как трава растёт? Но это же неправильно! Ребёнком нужно заниматься, нужно помогать ему познавать наш мир

Ребёнок изучает, познаёт мир,  и он видит всё, что ему мир предлагает. Скажем, из своей кроватки он видит обои в комнате. И ты, родитель, сделай так, чтобы на обоях появились буковки нормальные, большие, красивые. И обязательно, разговаривай с ребёнком! Называй эти буквы. Дальше больше, из буковок сложи слог. Есть масса коротеньких слов-слогов. Вот - «кот».Кот бегает… А вот «дом», ты в нём живёшь… Ты раскрывай перед ребёнком этот мир. Ты трудись, родитель! Ты оформляй эту среду,  в которой живёт твой ребёнок!  Ребёнок её видит, он её чувствует. Он в ней живёт. Человеку эту окружающую, обучающую среду нужно просто создавать. Какой ты её создашь, насколько яркой, раскрытой, познавательной, настолько он и вырастет.. Ребёнок всё равно играет. Он не может не играть. Он может играть абы чем. Даже мусором, что у дороги найдёт. А ты дай ему хорошие игрушки, те, которые развивают… И ребёнок станет играть развивающей игрушкой.  И ты обязательно должен объяснить как этой игрушкой пользоваться, как её в руках держать.  И не сюсюкай, не подстраивайся под детский язык. Не говори «масина», а говори правильно «машина»! И ребёнок ответит- своим развитием.

- Выходит, каждый родитель должен быть подкованным воспитателем-педагогом?

Должен, раз ребёнка своего родил. У нас в университете нет природоведения, у нас есть физика, потому что, изучая явления природы в детском возрасте нужно называть явления так, как это принято в настоящей взрослой жизни, называть всегда и везде. Ребёнку сразу нужно всё правильно называть, не коверкая, не упрощая до полного искажения. И этот принцип мы поддерживаем

Человек сразу полноценным рождается, просто у малыша мало информации, а соответственно и мало понимания. И нужно ему дать знания в соответствии с его возможностями.

-В своё время один мой преподаватель по авиационному вооружению любил повторять: «Вы - инженер, а я пионер. Объясните так, чтобы я понял!»

-Это возможно. И необходимо. Но это не просто. И над этим преподавателю нужно очень серьёзно подумать, чтобы серьёзно и предмет изложить, и чтобы его подрастающее поколение поняло.

С детьми нужно серьёзно заниматься. Так как это делают продвинутые интеллектуальные бабушки-дедушки. У их есть желание и есть знания, опыт жизни и определённые возможности в изложении материала.

Мы тоже стараемся, чтобы у маленького человека была информация исчерпывающая. Бабушки-дедушки… Это правильные люди, потому что они прожили жизнь, они имеют желание и определённое терпение общаться с ребёнком. И это очень хорошо. И спасибо им за это. Вот этот их подход в преподавании, в воспитании, мы считаем правильным.

Чем маститее педагог, тем лучше. Только маэстро педагогики сможет ребёнку объяснить простым языком то или иное сложное явление природы..

- В традиционной школе бытует убеждение, что с детьми следует разговаривать упрощёным языком, иначе - де не поймут.

- Когда нам говорят, что в начальной школе такая-то стоимость учебного часа, что есть универсальный педагог начальной школы, я с этим не согласна. Я считаю, что развитым, продвинутым детям в начальной школе должны преподавать самые-самые лучшие учителя, педагоги, преподаватели. И, конечно, предметники. Ну, не может с должной глубиной и обстоятельностью объяснить явление человек, который привык преподавать помаленьку и всё сразу. Предметник сразу заложит базовые знания ученикам. Как ты поставишь голову ребёнка, так и пойдёт его образование. Нужно сразу учить хорошо! Не нужно нам потом переучивать! Не надо, как это сейчас принято в высшей школе: собирать студентов-первокурсников и давать им по-новому базовые знания. Нужно сразу выставить программу, рассчитать её и по вертикали, и по горизонтали, наметить её эффективность. Чтобы люди знали, что за чем идёт, что как и когда включать

- Раньше это называлось ранней специализацией учащихся

-И по этому направлению мы идём вот уже восемнадцать лет. И вот сегодня мы видим подтверждение правильности этой нами избранной  концепции специализации. Это сегодня проявляется и в национальном проекте Российском «Образование». Мы создаём человека мира. И по этому пути пойдут и другие. Я это точно знаю, потому что нашим опытом интересовалось министерство образования и документы нам заказывали, мы и награды за это имеем.

Мы сразу пошли по этому пути. Сразу поставили образование на научную основу. А уж как поставишь дело, так оно и пойдёт

-Коллеги скажут: вам хорошо, вы занимаетесь способными детьми...

- Ну,  как вам сказать? Нет же критериев. Как определить способности ребёнка? По его умению читать или считать? Нет. Нельзя. Это может быть одно из проявлений развития интеллекта. Это инструмент, не более… Потом, кстати, раннее развитие этой способности может быть похоронено. Мы не можем при встрече с малышом за какое-то короткое игровое время, определить его таланты.

Сами посудите, ребёнок к нам приходит… Он демонстрирует чтение. Это что признак таланта? Я бы так не сказала. Это маленькое показание некоторого развития, наличие некоторого навыка. Мы это конечно учитываем. Мы предлагаем ребёнку развивающее обучение. Мы так строим его, это обучение, что оно срабатывает. И человек развивается.

И учебная наша литература такая. Она учитывает Прграмму, которую мы берём, даже само построение предметное, тоже нацелена на развитие, на становление головы. Я повторяю: нужно правильно поставить голову…

- Это как при обучении танцам: как стоять, как двигаться, как вести партнёршу...

-Да- да! Это непростая задача. Но она в основе такая. Чтобы быть физически крепким нужно тренироваться. Мускулы тренируются и укрепляются. Точно также и голова, мыслительные и познавательные способности. Вот вы говорите: мы собрали талантливых детей. Это не так, мы их растим, таланты! Мы их делаем такими. Мы создали механизм для этого - наш университет

-Для вас не секрет, что уровень здоровья многих наших школьников оставляет желать лучшего. И врачи считают, что это  из-за учебных перегрузок.

-Конечно же знаю. Но тут и обратная сторона: если ребёнка такого уровня не догрузить, ему станет скучно. А этого допустить никак нельзя. Нельзя застревать на одном уровне. Нужно постоянно стремиться улучшать свои результаты. Всё подлежит тренировке. И руки-ноги, и координация движений и интеллект. Всё должно находиться в процессе постоянного развития. И физическая, и духовная сфера. Это как при тренировках легкоатлетов. Планку нужно постоянно поднимать, тогда будет результат

Михаил Кроз

SAMRU.ru

 



Образование в Самаре
В олимпиаде по финансовой грамотности приняли участие 58 тыс самарских школьников В олимпиаде по финансовой грамотности приняли участие 58 тыс самарских школьников
26.04.24 17:28

23.04.24 Самарский политех получит корпуса для нового кампуса на ул. Антонова-Овсеенко
16.04.24 Строительство межвузовского студенческого кампуса в Самаре начнется в 2025 году
16.04.24 Три здания на улице Антонова-Овсеенко в Самаре передадут СамГТУ под общежитие
16.04.24 В Самарском университете им. Королева планируют провести капремонт общежитий
Обзоры
Интервью
Как уберечь ребенка от стресса во время подготовки к ЕГЭ Как уберечь ребенка от стресса во время подготовки к ЕГЭ
Светлана Карпухина, главный внештатный специалист минздрава Самарской области по детской психиатрии

Новости Самары


2 мая 4:13


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru