Обзоры самарских событий
Портал города Самара samru

Валерий МАТВЕЕВ: «Хаотичную застройку Самары нужно прекратить»

Назначение Валерия Матвеева министром транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области стало, пожалуй, самым неожиданным кадровым решением губернатора Владимира Артякова. Многих удивило, что работать в регион Валерий Матвеев приехал не из Москвы, а из скромного Новороссийска, где занимал пост вице-мэра. Однако и здесь новый самарский губернатор не изменил своему главному принципу - приглашать в кабинет министров исключительно профессиональных менеджеров, уже успевших поработать в подведомственных своим министерствам отраслях. В результате такого подхода новым министрам требуется минимум времени на изучение местной проблематики и вхождение в должность. Это наблюдение применимо и в отношении нового руководителя министерства транспорта, связи и автомобильных дорог, который менее чем через полтора месяца после своего назначения не только свободно ориентируется в министерской проблематике, но и готов предложить пути решения самых актуальных на сегодня вопросов. Об этом, собственно, и шла речь во время беседы Валерия Матвеева с Репортером.
-   От кого поступило предложение, и как решились на переезд из Краснодарского края?
- Предложение поступило от губернатора Владимира Владимировича Артякова. Конечно, это было достаточно неожиданно. В конце сентября мне позвонили и попросили о встрече с Артяковым. Мы встретились в Сочи во время экономического форума, и там губернатор пригласил приехать в Самару, чтобы на месте выбрать направление моей деятельности в правительстве. На тот момент я работал в мэрии Новороссийска и занимался разными проблемами: строительством, недвижимостью, ЖКХ, транспортом. В итоге я прилетел, и Артяков мне предложил заняться как раз решением транспортных проблем и строительством дорог. Мне эта тематика была знакома, и я дал согласие. Было это 3 октября, а 5-го, как вы помните, меня уже официально представили.
- То есть вы приняли предложение, даже предварительно не познакомившись с ситуацией на месте?
- Дело в том, что я родился в Самарской области, и здесь у меня до сих пор живут родители. Я к ним часто приезжал, встречался с друзьями детства, общался. Да и глаз, как говорится, наметан, и, конечно, я видел положение дел и с транспортом, и с дорогами. Поэтому в общих чертах ситуацией владел.
Каковы впечатления при более тщательном рассмотрении?
- Не очень хорошие. Проблем масса. И Самара - это, пожалуй, самое больное место. На днях я был на открытии отремонтированного участка по ул. Гагарина и общался с главой Самары Тарховым. Он говорит много правильных вещей. И я во многом с ним согласен. Но говорить можно много хорошего, главное, чтобы иногда до дела доходило. А здесь, похоже, у города есть проблемы. Может, политика мешает? Хотя политика - слово-то, в принципе, хорошее, позитивное. Есть, например, социальная политика, промышленная - это все вещи нужные. Но есть и политиканство. Так вот, в Самаре, на мой взгляд, в последние десять лет разумную политику вытеснило политиканство. И город от этого сильно проигрывает.
- На протяжении этих самых 10 лет главной проблемой Самары называют плохие дороги. А в последние год-два город еще и парализован пробками. Как решать эту проблему? И есть ли у нее вообще решение?
- Решение, конечно, есть. И проблему мы решать будем, потому что это наша обязанность. Никуда не денешься. А для того чтобы понять пути и методы решения, надо посмотреть, почему, собственно, такая ситуация сложилась. И надо сказать, что эта проблема присуща всем большим городам: и Самаре, и Москве, и Питеру. Возникла она из-за отсутствия четкого генплана развития областного центра. От точечной застройки, которая ведется как попало, а порой и без разрешения. То есть нужно наводить порядок в первую очередь в этом вопросе. Именно это я сделал в Новороссийске. Потому что хаотичная застройка, вообще не предусматривающая строительства дорог, рано или поздно приведет к одной большой общегородской пробке. Наши предки были умными людьми: они строили по плану, разработанному исходя из плотности населения, количества транспортных средств, демографической ситуации. Сейчас мы всего этого не учитываем. У нас число машин резко выросло, а дороги шире не стали. Или, например, сносится двухэтажный барак, на его месте строится жилая, высотка, а возле нее ни нормальных подъездных путей, ни парковки, ни детской площадки - ничего. В итоге объект заселили, и начинаются проблемы. Это неправильно. А чтобы проблем не было - власть обязана контролировать процесс застройки. Ведь именно властные структуры распоряжаются землей, согласовывают проектную документацию и дают разрешение на строительство. Правда, мне говорят, что при прежней власти в Самаре можно было спокойно построить дом без разрешения.
- Да, было построено несколько десятков. Да еще и годами потом эти объекты не сдаются.
- Я,честно говоря, был шокирован таким положением вещей. Краснодарский край, конечно, тоже далеко не эталонный регион, но там никто не мог начать строить многоэтажный дом без полного пакета разрешительной документации. Это просто исключено. Как следствие, и проблема с дорогами. Понятно, что сделанного мы уже не изменим, но на будущее ошибки следует учесть, чтобы их не повторять. И здесь мы без города не обойдемся. Законодательство такое. Вопросы земельных отношений обязывают город и область работать в тесной связке. Причем мы понимаем, что финансовых ресурсов у мэрии немного, и денег у города не просим. Нам нужен принятый и утвержденный генплан Самары и содействие в решении земельных вопросов.
- То есть вопрос с финансированием дорог сейчас более или менее прояснился?
- В принципе да. Хотя решался он, конечно, непросто. Когда мы заикнулись, что нам на магистраль "Центральная" нужно 20 млрд рублей, в "Росавтодоре" все были в шоке. Но мы объяснили, что себестоимость у нас в два раза ниже, чем в Москве. И что магистраль будет строиться в двух уровнях, с полноценными многоуровневыми развязками, и еще нам потребуется коммуникации переносить. То есть убедили. Но проект, конечно, очень дорогой и для города знаковый. Поэтому мы и просим мэрию помочь со всеми необходимыми согласованиями. Мы же не можем себе позволить начать строительство без разрешения, как некоторые. И если город будет идти навстречу, то мы эту ситуацию "протараним". Основная задача региональных властей - как раз подтягивание федеральных и областных финресурсов. И в этом вопросе есть подвижки. На днях мы с губернатором летали в Красноярск на заседание президиума Госсовета, которое проводил президент, и там мы получили предварительную информацию о том, что вопрос с финансированием наших дорожных проектов будет решен положительно. Теперь я сам
поеду в "Росавтодор" и буду продвигать ситуацию дальше. Задача - значительно увеличить объемы финансирования строительства дорог из федерального центра. В последние годы область получала минимальное финансирование, поскольку прежний губернатор, видимо, считал, что сможет все проблемы региона решить самостоятельно. Плюс конфронтация с местной мэрией. Сегодня я могу сказать, что собственными ресурсами мы не обойдемся и все заявленные проекты не потянем. Нам ведь нужно еще и два мостовых перехода построить, а это тоже немалые средства.
В каких пропорциях пойдет финансирование?
- Федеральный центр нам предлагает пропорцию 50 на 50. Мы пытаемся эти доли сдвинуть, но нам говорят, что Самарская область не является дотационным регионом и вполне может вложить 50% средств, необходимых на реализацию своих дорожных проектов: Если говорить о финансировании из областного бюджета муниципальных дорог, то здесь мы намерены установить для всех муниципалитетов пропорцию 70 к 30, чтобы не повторять ситуацию строительства участка ул. Гагарина в Самаре, когда область профинансировала 95% работ, а самарская мэрия только 5%.
Кстати, если говорить о финансировании, есть еще одна проблема - отсутствие готовой проектной документации. На ту же "Центральную". Нас в Москве попросили показать документы, а мы проект только завершаем. И город, который везде говорит, мол, дайте нам денег, а мы построим, без проектной документации, утвержденной и согласованной, денег просто не получит.
Какое впечатление у вас сложилось о проекте генплана Самары? Это адекватный документ с точки зрения транспортных интересов?
- Язнакомился с проектом и не могу сказать, что меня в этом плане все устраивает. Есть определенные претензии. Поэтому для поиска компромиссных решений мы совместно с городом создали специальную комиссию и будем как-то пытаться прийти к общему мнению. На следующей неделе я встречаюсь с вице-мэром Азаровыми буду проговаривать ключевые моменты генплана. А буквально вчера я присутствовал на обсуждении плана социально-экономического развития Безымянки и могу сказать, что там не учтены старые ошибки. Все подчинено принципу: как можно больше построить разных объектов, а где транспорт будет ездить, неважно. Поэтому вопрос этот с обсуждения правительства пока снят и отправлен на доработку. Плюс к этому там на реконструкцию проспекта Кирова заложено 700 млн рублей. По нашим меркам это смешная сумма, и для того чтобы транспортную ситуацию там изменить, нужно средств в десять раз больше.
- А ведь по проекту генплана проспект Кирова - дорога непрерывного движения. И там еще нужно построить кучу многоуровневых развязок.
- Полностью согласен. Но нам сейчас нужно рассчитывать исходя из финансовых реалий.
- А сколько сегодня стоит километр хорошей дороги?
- Единого тарифа нет. Это все равно что определить -сколько стоит автомобиль вообще. В каждом случае по-разному. Стоимость дороги зависит от многих факторов и может варьироваться в достаточно большом интервале цен. Для примера могу сказать, что километр магистрали "Центральная" стоит 3,6 млрд рублей.
Большие магистрали - это, конечно, хорошо, а что делать с внутриквартальными проездами?
- Этот вопрос явно не в моей компетенции. Мы же не можем ввести в Самаре прямое управление из области. Думаю, уже то, что мы взяли на обслуживание Московское шоссе и Ново-Садовую, большое подспорье городским властям.
Дорожная проблема и по степени актуальности, и по капиталоемкости сегодня, безусловно, основной приоритет в работе министерства. Но у вас в ведении находятся также транспорт и связь. Какие вопросы нужно решать в этих отраслях?
- Если говорить о транспорте, то у нас эти услуги развивают в основном частные компании и коммерческие структуры. Поэтому министерство здесь должно заниматься четким контролем их работы. Чтобы не было ситуаций, когда перевозчики обслуживают только коммерчески выгодные маршруты и только в час пик. Понятно, что так работать им выгодно. Но у нас есть и социально значимые маршруты, которые также должны рабо-и тать. Плюс к этому нужно еле-ь- дить за тем, чтобы транспорт ходил четко по графику, а не м снимал машины с маршрута в раньше положенного времени.
- Но ведь частников можно заинтересовать?
- Согласен. Можно отдавать маршруты пакетами. Несколько   коммерческих и один-два социальных. Но этого пока не происходит. Видимо, опять не хватает контроля на местном уровне. Будем решать и эту проблему. Перестроим работу и будем уделять больше внимания работе перевозчиков.
- А как вы относитесь кидее строительства в Самаре трех новых автовокзалов
в разных частях города?
- Я в курсе, что такой проект существует, и мне он представляется довольно интересным. Но прежде нужно его тщательно изучить и проработать. Согласен, что двух существующих вокзалов на такой большой город, как Самара, очень мало. Отчасти, наверное, , из-за сильной перегруженности и уровень обслуживания на Центральном автовокзале у нас очень низкий. Невозможно в городе-миллионере всех желающих усадить на междугородные автобусы в одном месте. Нужно пассажиропотоки разделять. И расширять сеть автовокзалов и автостанций. Нужно прекращать бардак на "Центральном" и жестко контролировать его деятельность. Геополитические проекты это, конечно, хорошо, но и о приземленных проблемах забывать нельзя.
- В связи проблем меньше?
- Судя по потокам писем в министерство, связь по большей части население области устраивает. Хотя и здесь, конечно, не все идеально. Есть проблемы по телефонизации удаленных районов, по работе некоторых сотовых компаний. По обеспечению связью оперативных отделений. В частности, после трагедии в Тольятти, когда взорвался автобус, Владимир Владимирович Артяков дал мне поручение проработать вопрос по обеспечению спутниковой связью подразделения быстрого реагирования -МЧС, центра медицины катастроф и других силовых структур. Мы уже отдали наши предложения губернатору, и он их одобрил.
Вы заговорили о спутниковой связи и напомнили тем самым о проекте спутникового губернского телевидения. Как там обстоят дела?
- Мы занимаемся только техническим обеспечением этого проекта, а наполнение канала находится в ведении управления по информационной политике. Со своей стороны мы практически все работы провели, и технически проект можно запускать на полную мощность. Думаю, что скоро губернское ТВ заработает в полном объеме.
И в заключение хотелось бы прояснить ситуацию с одним из самых амбициозных проектов министерства - строительством крупного логистического центра на базе двух портов. Последняя информация о нем была во время визита в Самару премьера Виктора Зубкова. Тогда этот проект вызвал у председателя российского правительства некоторые сомнения в его целесообразности,    поскольку аналогичные центры собираются строить еще в нескольких поволжских регионах.
- Действительно, во время визита членов федерального правительства я разговаривал по этому поводу с министром транспорта РФ Игорем Левитиным,и он сказал, что крупные логистические центры разрабатываются еще в 6 регионах и такого количества стране не требуется. При этом каждый регион пытается перетянуть одеяло на себя, чтобы получить федеральное финансирование. Однако г-н Левитин дал понять, что рассчитывать на средства из федерального инвестиционного фонда сможет тот, кто этих средств меньше попросит. То есть будет проведен своеобразный тендер проектов. У Самарской области есть маленькое преимущество перед другими регионами по уровню развития инфраструктуры и транспортных развязок, но оно, как вы понимаете, решающего значения иметь не будет. Выиграет тот, кто привлечет больше частных инвесторов. В этом направлении мы сейчас и работаем. По своему опыту знаю, что для того, чтобы заинтересовать солидных инвесторов, нужно в первую очередь выбрать грамотного и профессионального оператора проекта. Компанию, за плечами которой уже есть опыт строительства и обслуживания логистических центров такого же уровня. От компетентности этого оператора, а по сути дела управляющей компании, наполовину будет зависеть успех всего проекта. Компания должна подсказать нам, где лучше строить, каким образом, как организовать управление уже построенным центром и так далее. Мы же выступим заказчиком, не более того. Поскольку никто в министерстве такими делами просто никогда не занимался. Правильнее всего довериться профессионалам. А на сегодняшний день все это выглядит по-дилетантски. Любой инвестор на Западе в первую очередь потребует от оператора проекта референт-лист, где будет четко прописано, какие проекты этим оператором уже реализованы. Иначе денег никто не даст. Нам важно, чтобы проект после постройки реально заработал и грузопотоки стабильно проходили именно через наш центр. Появились новые рабочие места и т.д. А кто себе галочку поставит как автор проекта, вопрос второстепенный. Вообще же при соблюдении ряда обязательных условий центр может работать с внутренней доходностью 19%. Это’ очень хороший показатель, под который любой коммерческий банк не задумываясь даст крупный кредит. И главная задача министерства - обеспечить строгое соблюдение этих обязательных условий. А на чьи деньги будет построен центр, не суть. Важно потратить как можно меньше средств из областного бюджета.
Алексей ГОЛЕВ, «Репортер»

23.11.2007




Новости Самары


19 апреля 5:27


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru