Обзоры самарских событий
Портал города Самара samru
Как получить доход от вложения денег

Охота на ведьм по-советски. ФАС!

(“ВОЛЖСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”, 1990г., ФЕВРАЛЬ)

Надоело! Сколько можно искать врагов. Сначала Сталин, потом Брежнев, теперь еще Ельцин. Вот, оказывается, кто повинен в геноциде своего народа, застое, Афганистане и Кавказских конфликтах. Они да еще когорта анонимных чиновников. Хотя непонятно, как быть с хором тех, кто еще вчера славословил в их адрес. Они-то кто, тоже враги?

Горячее лето 1988 года. Самое примечательное в то время - это опубликованные в печати письма возмущенных демократическими неформалами граждан. «Подстрекатели», «кликуши», «крикуны», «безответственные люди». «Происки аппарата», - считали неформалы, и даже мотались по городу, разыскивая авторов подобных, писем. Проходит полгода и изменчивое общественное мнение поворачивается на 180 градусов - осенью 1988 - весной 1989 г. Начинаются поиски «бюрократов-вредителей». Поиски с тем же злым энтузиазмом, что и обличение демократического движения летом 1988 г. Осень 1989 г. Снова смена цели

Кто новый враг? … Кооператоры, акулы капитализма.
Что значила эта чехарда - растерянность людей перед лицом кризиса?

Совершим небольшой экскурс в историю города Куйбышева. 1957 год. Перед нами статья из «Волжского комсомольца» за 2 июня «К вопросу о стиле». «У нас в городе борьба со стилягами нередко принимает дикие и уродливые формы», - говорится в ней и поясняется - молодого рабочего Хрынова участники рейда схватили «как стилягу» и остригли. Учащиеся железнодорожного училища № 1 избили двух парней за то, что на них были «стиляжьи» куртки; учащиеся ремесленного училища угрожали аккуратно одетым студентам».

Газета выступает против подобных крайностей и в то же время открыто предупреждает: «Комсомол выступал и всегда будет выступать против дурных, мещанских вкусов, никаких поблажек тем, кто стремится привить у нас тлетворную буржуазную «культуру»

1957 год. Уже прошел XX съезд КПСС. «Оттепель» возвращает из лагерей часть уцелевших политзаключенных.
Но в этой новой жизни нет места «стилягам» - «прожигателям жизни». Они - новые враги. Их клеймят за то, что они читают Ремарка и подражают героям Василия Аксенова («Волжский комсомолец», 1961, 25 марта, 14 ноября). Что же касается способа борьбы, то он предельно ясен. «Челка закрывала - уже глаза и половину носа, а сзади космы, как у небезызвестных битников, свешивались на воротник костюма, когда комсомольцы прямо из цеха в рабочее время повели Юрия в парикмахерскую», - с восторгом живописал М. Барыкин, «ястреб» идеологической борьбы, в своей брошюре «Середины нет», изданной в Куйбышеве. В начале 60-х гг. появляется и новый враг - верующие. Так, в строительном институте обнаружен и «обезврежен» четверокурсник Вениамин Крейман. Подумать только, он - баптист, «несколько лет жил среди нас, посещал лекции и семинары по истории КПСС, был членом научного студенческого общества», восклицала институтская газета «За строительные кадры» (13 января 1961 г.). «Какой из него выйдет инженер. Ведь специалист с высшим образованием - это организатор, идеологический воспитатель масс. А как и чему будет воспитывать рабочих Крейман?»

Бдительность проявлена и студентами пединститута. Они пишут письмо в редакцию газеты, в котором осуждают свою сокурсницу, студентку 2 курса факультета иностранных языков Валерию Стукалину, за то, что она венчалась в церкви с семинаристом. Как же так?

- Вместе с нами она ходила в кино, на вечера, в походы. Вместе пели песни, танцевали, - недоумевают в доносе будущие педагоги. Итог - Стукалина сама подает заявление с просьбой исключить ее из числа студентов по семейным обстоятельствам. Вдогонку несчастной девушке М. Барыкин бросает: «Попирая нормы христианской морали, она скрывала свои религиозные убеждения, всячески маскировалась, лицемерила» («Пустоцвет на древе жизни», Куйбышев, 1962)

Вот так вот - не скрываешь убеждения - исключают как личность, ненадежную для властей, скрываешь - значит, лицемер. Куда ни кинь - человек везде виноват перед властью

Но вылавливают не только будущих специалистов с высшим образованием. В Ставрополе (ныне Тольятти) решением собрания цеха № 48 завода «Синтезкаучук» электрик Лев Зотов исключен из профсоюза, лишен квартиры и выселен из города за религиозную деятельность. Он - пятидесятник, деятельность их общины в то время была запрещена. Решение собрания общественной организации тут же без заминки утверждает и власть - исполком горсовета («Волжский комсомолец», 1961, 13 сентября)

Облава поставлена широко. «Участковыми врачами и медсестрами амбулатории № 6 в поселке Кузнецова удалось выявить 82 верующих» («Волжский комсомолец», 1965, 10 сентября)

Заодно на «красные флажки» гонят и всякую «мелочь», например мастеровых людей. Они, видишь ли, тунеядцы, не желают трудиться на государственных фабриках, а самолично изготавливают и продают мебель («Волжский комсомолец», 1960, 14 декабря)

Самое безнравственное во всей этой истории - это поведение людей. Безропотно осуждают инакомыслящих не там где-то, наверху, а здесь, рядом: товарищи и коллеги. Таково свойство тоталитарной системы. В ней нет ни нравственных, ни правовых нормативов, регулирующих общественную жизнь. А есть страх и выработанные страхом условные рефлексы. Все как на сторожевой службе

- Чтобы выработать у собаки условный рефлекс на команду «фас», - гласит учебное пособие по собаководству, - необходимо еще в возрасте щенка привить ей недоверие к посторонним людям. Развивая у собаки злобу при команде «фас» надо добиться, чтобы человек - хотя и с лаской или с дачей лакомства - являлся ее врагом. Собака не должна доверять ему, а наоборот - облаивать. Если же собака не реагирует на эту команду, ее следует перевести в группу злобных собак, так как групповое занятие по развитию злобы является самым эффективным

Метаморфозу превращения собаки Шарика в чиновного Полиграф Полиграфыча Михаил Булгаков описал зимой 1925 г., превращение людей в псов еще ждет своего автора. А ведь совсем еще недавно, в 1968 г. учитель (нет - правда-правда, учитель, предметник по литературе) спешил сообщить коллегам из школы № 73 о Славе Толстове, мальчишке, решившем быть со своим наставником искренним. Он, Слава, «Николаем Гумилевым, Игорем Северянином восхищается», «Голос Америки» повторяет». Караул!

И собравшийся в экстренном порядке школьный синклит решает: «ученик… выходит из школы, не обладая ни твердым коммунистическим мировоззрением, ни идейной убежденностью» («Волжская коммуна», 1968 г., 29 июня).
А потом еще один «дядя» обрушивается на мальчишку. «В городе имеются факты, - гремел с трибуны пленума ГК ВЛКСМ 2 октября 1968 г. секретарь горкома партии Романов, - политически незрелых проявлений, даже вредных, например, учащихся школ. В мае текущего года ученик 10 класса Толстов вынашивал политически незрелые взгляды в результате влияния зарубежных передач»

Несчастная страна, где взрослые воюют с инакомыслящими детьми!
Кошмарная фантасмагория - скажете вы. Нет, это было, и если вы забыли это, тогда вы забыли все. Загляните в газеты 70-х годов. День за днем. Пусто и гадко - ощущение бездарно прожитых лет. Нас надо периодически погружать (извините) в дерьмо застоя, чтобы помнили, откуда мы вышли. «Боремся за тишину» - призывала «Волжская коммуна» 12 февраля 1974 г. Как же, как же, помним и тишину, и это времечко. Самый разгар борьбы с городскими хипарями. Посмотрите «Волжский комсомолец» за 5 августа 1973 г., «Волжскую коммуну» за 3 марта 1974 г. Одни заголовки чего стоят: «Мартышка в майке»… А в это же самое время в родной для меня школе № 170 г. Куйбышева эта борьба принимала конкретные формы. «Если ты пацан, носи фурагу», - втолковывали мне, и по-хорошему, и кулаком. Наша школа не была исключением

- Мы думаем,- писали учащиеся школы № 10, - что моды имеют отношение к политике, что под эстетику поведения следует обязательно подводить идейную подкладку. И зачем тащиться на поводу у мод Запада!»,- («Волжский комсомолец», 1970 г., 17 января). А после того, как вся школа №170 была «сагитирована», весной 1974 г. она «объявила войну» школе № 28. Там были враги - хипари, и воевали с ними на пустыре у трамвайной линии. Сегодня это парк 30-летия Победы. Кастеты, разобранный у школы штакетник, самопалы, магниевые бомбы - все шло в ход. Обошлось без жертв. А когда выяснилось, что и они «фураги», в округе начались новые поиски хипарей». И так до 1977 г

Психоз средств массовой информации и пропаганды, искавших врагов, оболванивая детей, порождал подростковые банды, и каждый принадлежал к какой-то группе. Не секрет, что поиски Битлз и фашистов в 1984 г., опять-таки спровоцированные пропагандой, всколыхнули то же «дно», казалось бы, уже умершее движение «фураг». Потенциал зла велик. Оно всегда накапливается, конденсируется быстрее, чем добро. Правда, те, кто пользуется злом, как орудием, забывают, что удержать его в одних руках нельзя. Насилие порождает насилие. Те, кто сегодня провоцирует поиски врага, завтра сами становятся жертвой этих непрекращающихся поисков. Детей тех чекистов, которые разоблачали в 30-х Постышева и Кутякова, в 80-х разоблачали и выявляли в городе новые демократы. Страсти кипят, на очереди снова демократы. Завтра кто-то еще, и этому не видно конца. Вчера молодые рабочие били не похожих на них студентов, сегодня на Кавказе убивают людей, молящихся своему Богу на другом языке. И не надо думать, что это там, далеко - злом переполнены и мы. Кто-то ведь должен нести ответственность за наше, прямо скажем, несладкое житье. И уж, конечно, не мы сами, мы-то ни при чем, мы не топтали других, не лгали, не покупались на дешевую политическую рекламу - мы только честно исполняли чьи-то приказы

«Империя зла» - назвал наше государство как-то в запальчивости Рональд Рейган. Потом он отказался от своих слов, и думаю, зря. «Зло», про которое он говорил, заключено не в абстрактных категориях, оно в нас, в людях, ставших злыми друг к другу и забывших, что мы люди, и должны жить, как подобает людям, соблюдая главную заповедь: «не убий»

НАЗАД    ДАЛЬШЕ


 

Новости Самары


11 мая 12:02


© 2006 - 2021
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
18+
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru