Обзоры самарских событий
Портал города Самара samru

Габибулла Хасаев: «Муниципальная реформа в губернии идет»

С 1 января 2009 года вступит в полную силу закон о местном самоуправлении. Результаты недавно опубликованного мониторинга Центра политической конъюнктуры (ЦПК) говорят о том, что Самарская область не совсем готова к его применению. О том, насколько результаты исследований ЦПК соответствуют действительному положению вещей и как область готовится к вступлению в полную силу ФЗ № 131, СО рассказал министр экономического развития, инвестиций и торговли Габибулла Хасаев.
-Авторы мониторинга обнаружили в Самарской области "подконтрольность структур местного самоуправления финансово-промышленным группам", что, по мнению аналитиков ЦПК, является тормозом на пути реформы самоуправления в регионе. Насколько, на ваш взгляд, оценки экспертов ЦПК, касающиеся Самарской области, соответствуют действительности?
- Начну с того, что попытка оценить степень готовности регионов к реализации закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в полном объеме не может не вызвать одобрения. Реформа местного самоуправления разворачивается сложно, противоречиво, порой крайне непоследовательно. Вряд ли есть хотя бы один регион в России, где все бы шло как по маслу. Самарская область не исключение. Трудности в реализации реформы во многом обусловлены противоречиями в законодательстве, да и сложностью самого объекта реформирования. Институт местного самоуправления - важнейший элемент гражданского общества, он формируется и складывается годами и десятилетиями. Не сомневаюсь, что непредвзятая, объективная оценка хода муниципальной реформы, сделанная на основе научно обоснованных и проверенных на практике методов анализа, не была бы лишней и для нашего областного правительства, поскольку может способствовать корректировке действий, если бы потребность в таковой проявилась. Однако, судя по опубликованным в прессе материалам, сложно судить о степени научности и обоснованности примененной ЦПК методики, позволившей его экспертам вписать губернию в ряд проблемных. Впору задать вопрос а каковы критерии, на основании которых составлен рейтинг, поделивший регионы на благополучные и отстающие?
По словам гендиректора ЦПК Михаила Виноградова, "неожиданные результаты, чреватые серьезными политическими рисками", были выявлены с помощью экспертного опроса, в котором принимали участие местные политологи, журналисты, сотрудники муниципальных органов власти и т.д. Но в этом ряду нет представителей науки, и прежде всего экономической. Скорее всего, поэтому вывод экспертов Центра, попавший в прессу, относительно "подконтрольности структур МСО губернии финансово-промышленным группам" больше похож на фигуру речи, свойственную публицистике, нежели на аргументированный довод, подкрепленный официальной статистикой, отчетами проверяющих и контролирующих органов - таких, как Счетная палата СГД, прокуратура и т.д. Что получилось в итоге? Субъективное мнение двух-трех десятков людей сложилось в картину почти апокалиптическую, с чем трудно согласиться. Еще раз повторю: реформа местного самоуправления, пусть не так быстро, как было задумано, часто со скрипом, противоречиво, но все-таки продвигается. В частности, правительство Самарской области многое сделало для того, чтобы сформировать в регионе необходимые условия для эффективной работы муниципалитетов.
- Что для продвижения муниципальной реформы в Самарской области конкретно делается и уже сделано?
- В основе нашей политики по проведению муниципальной реформы лежит четкий план последовательных действий, зафиксированный постановлением правительства Самарской области от 17 февраля 2004 года "О мерах реализации на территории Самарской области федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В 2004-2005 гг. на первом подготовительном этапе реформы законами Самарской области были установлены границы муниципальных образований, которые наделили статусом городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.
На втором этапе - переходном, который начался с 2006 года и закончится 1 января 2009 года, - основные направления работы связаны с разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности, с формированием органов местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований, с разграничением полномочий "старых" и "новых" уровней муниципальной власти.
В ходе муниципальной реформы в Самарской области создано 304 новых муниципальных образования со своим бюджетом, исполнительной и представительной властью. Из вновь созданных - 292 сельских муниципальных образования и 12 городских. Не будем забывать о главной цели муниципальной реформы - приблизить власть к населению. И едва ли здесь, на уровне поселений, даже при большом желании возможно увидеть пресловутую "подконтрольность местного самоуправления финансово-промышленным группам".
Если учесть, что в дореформенный период в губернии насчитывалось всего 37 муниципальных образований (27 районов плюс 10 городов), то наши уважаемые эксперты не увидели главных трудностей муниципальной реформы - кадрового голода на грамотных муниципальных менеджеров и недостаточного финансового обеспечения передаваемых на муниципальный уровень полномочий. Именно этими вопросами прежде всего озабочено правительство. Именно эти вопросы ставятся в качестве важнейших условий успеха реформы. Так, поначалу поселения не имели в составе своих бюджетов налоговых доходов. Но уже в 2007 году в бюджеты поселений зачислялись 50% налога на имущество физических лиц и земельного налога. С 2008 года эти налоги поступают в бюджеты поселений уже в полном объеме. А в 2009 году к указанным налогам прибавится 10% от налога на доходы физических лиц, который в настоящее время поступает в бюджеты муниципальных районов. Это означает, что в пользу бюджетов поселений будет перераспределено более 372 млн руб. Одновременно с налоговыми доходами поселениям передаются и соответствующие полномочия. Очень важно, что полномочия передаются поэтапно, это позволяет поселениям качественно подготовиться к самостоятельной реализации вопросов местного значения начиная с 2009 года. Для стимулирования этого процесса и придания ему большей динамичности правительство Самарской области оказывает активную финансовую поддержку поселениям. Так, предусмотрено выделить из областного бюджета поселениям 116 млн руб. на содержание улично-дорожной сети и 105 млн руб. - на поддержку жилищно-коммунального хозяйства в связи с регулированием тарифов.
В результате всех мероприятий, предусмотренных правительством Самарской области для развития поселений, налоговые и неналоговые доходы этого наиболее приближенного к людям уровня местной власти увеличатся в 2009 году с 244 млн руб. до 681 млн руб., то есть в 2,8 раза.
То есть можно утверждать, что заложена добротная основа, которая позволит большей части и "старых", и вновь созданных муниципальных образований нести всю полноту ответственности за комплексное развитие территорий и качество жизни населения строго в соответствии с требованиями федерального закона. В случае неготовности поселений самостоятельно решать какие-либо вопросы после 1 января нашим региональным законодательством предусмотрена возможность применения временного, условно называемого "возврата полномочий" на уровень муниципальных районов.
- Не получится так, что после 1 января губернская власть дистанцируется от решения муниципальных проблем, сбросив их на еще недостаточно окрепшие плечи местной власти?
- Никоим образом. Наоборот, ответственность правительства только возрастет. Но не за конкретные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, а за формирование оптимальных условий их эффективного решения. В частности, будет не только продолжена, но и расширена практика обучения персонала органов местного самоуправления и подготовки различных муниципальных служб по вопросам, связанным с разработкой программ и стратегий социально-экономического развития, повышением инвестиционной привлекательности территорий, развитием малого и среднего предпринимательства и т.д. Напомню, что в Самарской области на постоянной основе проводятся бесплатные обучающие семинары для глав органов местного самоуправления и сотрудников местных администраций. На базе Международного института рынка (МИР) проходят курсы повышения квалификации для представителей органов местного самоуправления (глав, депутатов поселений, специалистов администраций поселений и т.д.). Оперативно органы местного самоуправления информируются о новинках федерального законодательства, касающихся различных аспектов муниципальной деятельности. А в связи с тем, что 2008 год является последним годом переходного периода реформы местного самоуправления, в Самарской области с этого года сложилась практика регулярных кустовых совещаний по проблемам реформы с обязательным участием губернатора Владимира Артякова и руководителей отраслевых министерств, прямо связанных с вопросами реформы местного самоуправления. Эта практика будет продолжена и в будущем. Мы хотели бы видеть в руководителях местных органов власти полноценных партнеров по реализации совместных программ, нацеленных на повышение качества жизни жителей Самарской области. Будет развиваться и финансовая поддержка муниципалитетов за счет бюджета области. В настоящее время такая поддержка оказывается по трем направлениям: через фонд софинансирования наиболее важных социальных расходов - путем предоставления муниципальным образованиям субсидий (в 2008 году на эти цели намечено выделить 63 миллиарда рублей бюджетных ресурсов), через фонд компенсации - путем предоставления муниципальным образованиям субвенций на осуществление переданных государственных полномочий (в 2008 году - почти 6 миллиардов руб.) и через фонд финансовой поддержки -путем предоставления муниципальным образованиям дотаций (в 2008 году - почти 2 миллиарда руб., из которых более 66 млн получат поселения).
- Все, о чем вы рассказали, уже свершилось или находится, как говорят, в процессе. А что в перспективе?
- В настоящее время аппаратом правительства Самарской области совместно с органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления разрабатывается долгосрочный план мероприятий по поддержке местного самоуправления. План предусматривает две основные составляющие: дополнительную финансовую поддержку органов местного самоуправления по решению общехозяйственных вопросов, не имеющих четкой отраслевой направленности (приобретение оргтехники, покупка автомобилей, подключение к Интернету и т.д.), и усиление работы отраслевых министерств с органами самоуправления поселений, в первую очередь, по оказанию им методической помощи в разработке нормативно-правовых актов. Как видите, муниципальная реформа в губернии идет. Есть, конечно, и проблемы, но не ошибается тот, кто ничего не делает. Мы же делаем, и немало. Не случайно наш опыт развития самоуправления получил высокую оценку и на федеральном уровне, и на уровне регионов, которые не скрывают своей заинтересованности в усвоении наших наработок
Наверняка есть много чего обнадеживающего, интересного и перспективного и в других регионах, так же, как и Самарская область, чохом причисленных анонимными экспертами к отстающим по предмету "муниципальная реформа".
По моему же убеждению, к "неожиданным результатам, чреватым серьезными политическими рисками", приведут не столько те "заковыки" и "загогулины" на пути муниципальной реформы, которым авторы мониторинга придали статус определяющих тенденцию развития, сколько явно субъективное и абсолютно неконструктивное занижение потенциала позитивного опыта, смещение акцентов с социально-экономических вопросов в политическую сферу.
Серафима ПЕРОВА, «СО»

19.05.2008




Новости Самары


3 мая 2:48


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru