Обзоры самарских событий
Портал города Самара samru

Константин ТИТОВ: «С приходом нового губернатора давления на бизнес сына я не ощутил»

В августе исполнится год, как Константин Титов, возглавлявший Самарскую область 16 лет, оставил свой пост и перешел на работу в Совет Федерации. Что волнует экс-губернатора сегодня в кресле сенатора, почему пренебрег привилегиями, предложенными ему областными властями, каким видит будущее экономического развития области? О невмешательстве в бизнес сына и отношениях с первыми лицами финансово-промышленных групп губернии он рассказал в интервью «Времени».
- Что сегодня входит в круг ваших должностных обязанностей как члена Совета Федерации от Самарской области?
- У меня четкая специализация: здравоохранение и социальная защита. Кроме того, как заместитель председателя комитета СФ по социальной политике и здравоохранению я работаю в комиссии по взаимодействию со Счетной палатой РФ. Сегодня в Москве и в Самаре я бываю примерно 50 на 50.
Со сменой статуса расписание вашего рабочего дня изменилось?
- Конечно. Только не в том смысле, что восьмичасовой рабочий день стал короче. Стало больше аналитической работы. Думаю, что после 16 лет губернаторства позиции и понятия аналитической работы больше соответствуют моей нынешней должности. Приходится и по субботам работать, но, конечно, не так часто, как раньше. Есть и в Москве встречи и мероприятия. Кроме того, как сенатор я обязан посещать заседания Самарской губернской думы.
Каковы приоритеты вашей работы на посту зампредседателя комитета по здравоохранению и социальной политике?
- После беседы с председателем комитета по здравоохранению в Совете Федерации пришли к выводу, что надо заниматься инвалидами. В 2007 году я получил премию правительства РФ за работу по организации здравоохранения и развития системы врачей общей практики. Я уже разговаривал с министром здравоохранения РФ Голиковой, мы должны в перспективе определиться со стратегией, что и как делать. Лично я считаю, что в этом направлении есть очень интересная аудитория. Это старшее поколение. Люди, которые на пенсии. Здесь для нас будет полезен опыт Европейского союза, где есть целый срез законодательства, обеспечивающего заботу государства о стариках. Я предложил одному из заместителей Совета Федерации подготовить несколько законодательных инициатив. Например, как это существует в Америке, Японии, создать центры здорового образа жизни. В перспективе я планирую вынести это предложение губернатору Владимиру Артякову, и, возможно, один из таких региональных центров будет создан в Самарской области.
Нам под силу сделать область одной из развитых в плане здравоохранения. Кто-то говорит, что наша область должна быть сельскохозяйственной столицей, но я лично считаю, что Самара - это авиационно-космическая и промышленная столица и, естественно, автомобильная. И будет неплохо, если еще станет и развитой в плане медицины, хотя бы после Москвы и Санкт-Петербурга.
- До ухода срок вашего пребывания на посту губернатора сравнивали по времени с правлением Леонида Брежнева. Вы для себя устанавливали временные рамки?
- Если говорить откровенно, я считал - в 2010-м, даже нет, в 2009-м у меня истекает срок полномочий с момента назначения в 2005 году. Понятно, что в 64 года, сколько мне сейчас, у человека уже не та энергия, не то рвение к работе. Просто автоматически сидеть и доводить до конца начатые проекты было бы неправильно. И я очень рад, что на тот момент президент Владимир Путин понял меня.
- Вам стали меньше звонить и поздравлять по праздникам?
- Конечно, меньше. Врать не буду. И звонков меньше, и прочего внимания. Но те, кто от всего сердца, искренне поздравлял, так и продолжают поздравлять.
- Как вы оцениваете приход в область федеральных структур «Рособоронэкспорт», «Ростехнологии»?
-   Сейчас поле деятельности для структур «Рособоронэкспорта» на территории всей России огромное. Это и АвтоВАЗ, и самое главное - аэрокосмический промышленный куст, и ракетная отрасль. У нас есть уникальная школа - конструкторское бюро им. Николая Кузнецова. Я убежден, что область только выиграла с приходом «Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий». Мы видим, какую игру стали показывать «Крылья Советов» с переходом под контроль «Ростехнологий». О Германе Ткаченко разговор особый. Он способный менеджер, но сегодня к президенту клуба другие требования. И главный судья здесь - болельщики. Думаю, что с новым стадионом, на который уже прописаны средства в бюджете, «Крылья» всегда смогут присутствовать в олимпийской «шестерке». К тому же у нас уже была «бронза», за что Ткаченко можно сказать спасибо.
- У вас стало меньше атрибутов власти, таких как персональная охрана, государственная дача?
-   Признаюсь, от атрибутов власти тоже устаешь. Никакой привязанности у меня к ним не было. Все прошло само собой.
Мне по закону положена охрана, и на этот счет выходило постановление Владимира Артякова. Но я сразу сказал, что готов сэкономить бюджетные деньги. Единственное, что мне было нужно, - уютный кабинет. Охрана мне не нужна, вторая машина сопровождения тоже. Ведь это все выливается в немалые средства для налогоплательщиков. К тому же опасаться мне нечего, я сейчас ничего не распределяю, а лишь лоббирую интересы области. У меня есть прямая связь с губернатором, и ни разу не было так, чтобы Владимир Артяков не ответил на мой звонок. Всегда, когда нужно, мы встречаемся. Мы, конечно, немного разные по складу характера, но я работаю от исполнительной власти и провожу политику действующего губернатора и области.
В Москве я взял большой кабинет на 23 этаже в «книжке» на Новом Арбате. Это здание принадлежит Совету Федерации. Машина у меня там обычная - Ford Mondeo. Машины Совета Федерации обслуживаются в Кремлевском гараже. Кто-то просит себе BMW 5-й серии, но я разницы для себя в этих машинах по уровню комфорта не вижу. Только в цене. Никаких автомобильных номеров с федеральными цифрами и «флажков» тоже нет. Их вообще уже отменили. В Самаре часто сам вожу машину. Сейчас у меня BMW X5 - вездеход, как показывает практика. С финансово-хозяйственным департаментом правительства области обсуждаю вопрос о смене служебной машины Audi A6 в зимних условиях на джип. История с заносами и снежной блокадой в конце января этого года показала незаменимость хороших внедорожников.
Государственную дачу на 1-й просеке мы освободили не сразу. Я попросил Владимира Артякова дать нам неделю на переезд. Хотя, когда я был губернатором, находилось немало людей, которые подходили с посылом о приватизации государственной дачи. Там, мол, большой участок, вот вы здесь останетесь, а мы там что-то разовьем. Будем сдавать ренту той же обладминистрации. Я категорически отказался.
Летаю нередко в салоне эконом-класса. Рейсов на Самару много, поэтому если мне не подходит расписание, а мест бизнес-класса нет, лечу в общем салоне. В этом случае только прошу место ближе к проходу.
- Пассажиры вас узнают?
- Узнают. Здороваюсь в ответ. Это нормальная ситуация.
- Что стало с презентованной вам «Шеви-Нивой», у которой под вспышки камер не закрывалась дверь?
- Она жива. Ею пользуется мой племянник. Я совсем недавно садился в новый УАЗ. Достаточно хорошо все сделано, причем автомобиль в заводской комплектации. Очень хорошее впечатление оставляет «Калина». «Лада Приора» мне нравится в кузове хэтчбэк. У нее хорошая динамика. Если бы встал вопрос приобретать машину для себя, то купил бы УАЗ.
- В период антикоттеджной кампании зампрокурора Колесникова говорили о некоем участке, принадлежащем Губернскому рынку, и двух домах, принадлежащих вашей семье...
- Много всяких слухов ходило. У меня дом в Студеном овраге. С покойным Виктором Прониным, владельцем Губернского рынка, перешедшим его дочери Анне, мы были   большими   друзьями.   Я всегда поддерживал после его ухода Анюту и считаю это правильным. А когда приезжал Колесников, то с теплохода ему тыкали пальцем в каждый коттедж, что видно с Волги, и говорили, что чуть ли не каждый особняк принадлежит Титову. Оказалось, что коттедж совсем в другом месте, и то у Титова-младшего. Я для себя самым интересным и безопасным всегда видел жизнь по закону. Конечно, обезображенные берега от стихийной застройки - это неправильно. В этом смысле у правительства области сейчас есть жесткая и правильная позиция.
- Как сейчас выглядят ваши отношения с бизнес-элитой?
- Политика прежнего президента Путина по формуле «политика должна заниматься политикой, а бизнес - бизнесом» имеет свои плоды. Поэтому если приглашают   на   какой-то   юбилей банк или коммерческая структура, если эти компании работают на интересы области, тогда иду. Когда бизнес обращается с просьбой что-то пролоббировать, внимательно смотрю, насколько это отвечает интересам области. Все же основа движения государства - это экономика.
-   Вы поздороваетесь при встрече с владельцем корпорации «Волгабурмаш» Андреем Ищуком, другими представителями крупного бизнеса?
- Мы не общаемся. Когда он закончил свои полномочия как сенатор,   встретились.   «Здравствуйте...» - «До свидания».   - «Тебе удачи». - «Тебе успехов». Все. Это отношения знакомых людей. С группой «СОК» у меня также нет никаких дел. Вот с Дмитрием Богдановым я общаюсь. Но в основном по линии тех инициатив, которые наш областной парламент выносит в Государственную Думу, то есть происходит рабочее общение не как с представителем бизнеса, а как с депутатом.
- За время вашего пребывания во главе области многие близкие к членам вашей семьи люди стали владельцами крупных состояний. Оглядываясь назад, вы сожалеете о том, что кому-то из них помогли сформировать капитал?
- Я как-то с Архиепископом Сергием разговаривал на эту тему. Он очень выдержанный и грамотный человек. Он мне очень правильно сказал, какую позицию нужно занимать в определенных жизненных ситуациях. Я тогда еще был губернатором, а в прессе   разгорелась   очередная волна критики. Не помню, что тогда стало объектом упреков. Но точно было очень много, как говорят сейчас, лажи. Так вот, отец Сергий предложил мне обратиться к священному писанию. «Не жди благодарности от людей. Помогаешь и не жди от этого благодарности», - говорится там. У меня никакой обиды ни на кого нет. Если помните митинги, организованные      представителями элиты, то я тогда собрал пресс-конференцию и сказал: «Господи, прости им, грешным, они не ведают, что творят». Это было в начале марта 2005 года. Они тогда не знали о предстоящем моем переназначении, а у меня уже была полная информация.
- Вадим Каминер, ныне работающий в администрации президента, в 1999 году сказал, что каждая подпись губернатора делает тебя долларовым миллионером. Много людей пытались использовать эту возможность, будучи вхожими к вам?
- Я всегда в этом смысле поступал очень расчетливо. И своей подписью очень дорожил. Тот, кто   действительно   направлял свои возможности, знания и ресурсы на интересы Самарской области,   конечно,   находил   поддержку администрации. Если я видел, что человеком движет желание заработать и слинять за границу, ему отказывалось в поддержке.
- В Самаре есть люди, на которых вы бы надели наручники?
- Для начала: я не юрист по образованию. Хотя 16 лет работы научили многому. Ни пост министра юстиции, ни пост прокурора для меня неприемлемы. У меня четкое кредо - отраслевыми министерствами должны   руководить профессионалы. Поскольку я не судья, мне имеет смысл воздержаться от комментариев на эту тему.
-    Многие   предсказывали ослабление позиций бизнеса Алексея Титова после вашего ухода. Вы это как-то ощущали?
- Это нужно спросить у тех людей, которые занимаются этим бизнесом. Я принимаю активное участие в комиссии по разработке антикоррупционного законодательства. Мне, как вы понимаете, решать проблемы бизнеса не пристало. Я стараюсь держаться в стороне от этого. Если Алексей Титов что-то продает или что-то покупает, то он делает это в пределах Самарской области. Поэтому если давление и есть, я, по крайней мере, его не ощущаю.
Сын обращается к вам за советами?
- Только в рамках перспективы развития того или иного направления бизнеса. Обычно это бывает разговор эксперта и практика. Я выступаю только как теоретик. В этом плане мне проще.
- В начале этого года в банковских кругах говорили о вашем участии в оперативном управлении банком «Солидарность», это так?
- С какой стати? Это слухи. Во-первых, чтобы там работать, нужно работать в банке каждый день. Сегодня я уже это не потяну. В совет директоров еще можно войти. Хотя я понимаю некоторые вещи, могу прогнозировать. Банк - это работа с чужими деньгами. Там очень хорошая команда, прекрасный специалист Олег Синицын. О родственниках говорить не буду.
-   Как вы воспринимаете возможную продажу банка?
- Это пусть решают его акционеры. Я не могу давать им советы. Это бизнес, большие деньги. Примут решение продать - продадут. Это не проблема члена Совета Федерации.
Во что, на ваш взгляд, сегодня стоит инвестировать?
- Вот если бы у меня были деньги, я бы вкладывался в ценные бумаги. Это диверсификация рисков. В акции «Газпрома», ТГК, «Роснефти», Сбербанка и Внешторгбанка. Их доходность растет небыстро. Но это и не паевые инвестиционные фонды. Не так высок процент бонусов и доходов. Зато высока позиция номинальной капитализации. Есть еще «Норникель», металлургические предприятия. Очень правильно сделали, когда выпустили Сбербанк на IPO и дали возможность народу приобрести акции. Это правильная политика. Все население становится участником крупной корпорации. Дальше я бы вкладывался, конечно, в землю, особенно сельхоназначения, в развитие молочного производства. Сегодня не отрегулирована позиция цен на продукцию АПК. Завтра это будет отработано, и цена на угодья и продукцию переработки возрастет в разы. В таких регионах, как наш, должны работать товарно-сырьевые биржи. Пусть как филиал, но работать они, скорее всего, должны на фьючерсных сделках. С приходом «Ростехнологий» будут определяться позиции авиационно-ракетного комплекса. Туда также можно вкладываться частному инвестору.
Одними из самых одиозных проектов, реализуемых в 90-х года под вашим руководством, стали картофельная тема и легендарные голландские коровы.
- Все, что СМИ раздували вокруг этих проектов, в основном неправда. В областном министерстве сельского хозяйства сейчас говорят, что для голландских коров нужно соответствующее содержание. Александр Коновалов, будучи полномочным представителем президента в ПФО, говорил:   «Константин   Алексеевич, почему плохой прирост полученного поголовья?» Я в ответ на это предлагал взглянуть на статистику по росту надоев. Я пришел к власти, когда в области надаивали 2300 кг в месяц, а ушел с надоями в 3500 кг. В Самарской области люди знакомы с современными технологиями АПК.
Один инвестор недавно привез хорошие трактора. Начали поднимать, в прямом смысле слова, целину. Сельхозугодья ведь долго не обрабатывались. Но они взяли и к гусеничному трактору прикрепили блок в два раза короче требуемого. Эффективность снизилась в разы, а инвестор стал сетовать на другие обстоятельства.
Оправданно ли снятие с производства Ту-154М, и каким вы видите развитие «Авиакора»?
- Ту-154 - машина надежная и летает дальше и быстрее импортных аналогов. Если лететь из Москвы в Кельн, то она долетает на час быстрее, чем «Боинг 737». Но эта машина в современных условиях стала неэкономичной. Исходя из этой ситуации, самолет снимается с производства. Конечное решение принимает главный инвестор. Олег Дерипаска, опираясь на мнение совета директоров, сделает нужные выводы.
У меня сейчас связи с «Авиакором» нет. С Сергеем Лихаревым, бывшим гендиректором предприятия, я отслеживал ситуацию, сейчас же - только по прессе. Знаю, что контракты на строительство самолетов Ан-140 подписаны. Соответственно, было бы логично создать холдинг вместе с украинскими авиапроизводителями. Такой международный альянс построения машины с верхним расположением крыла мог быть эффективным с точки зрения бизнеса. Но существует еще и политическая ситуация с Украиной. И если бы ее власти не спешили попасть в НАТО, в этом случае контракты и совместные предприятия в рамках высоких технологий могли бы иметь будущее.
Ослабление позиций подшипниковой индустрии   на рынке может отразиться на машиностроении области в целом?
- Я считаю, что государству надо больше внимания уделять этой отрасли. Надо жестче проводить политику в плане сертификации продукции в соответствии с международными нормами. И государственное   регулирование здесь   вполне   приемлемо.   Мы имеем хорошие подшипники, отличные заводы. Но рынок подшипников у нас сузился. Мы стали меньше производить станков, локомотивов, самолетов. Минэкономразвития должно выходить в правительство РФ с инициативами. Никогда не поверю, что при самом дешевом труде в Китае их подшипник может стоить в пять раз дешевле нашего. Значит, там идут прямые дотации государства либо это некачественная продукция. Хотя бывает и много контрафактной продукции. Швидак-младший - достаточно энергичный человек и эффективный собственник. Вывод ГПЗ-4 за пределы города считаю правильным шагом. Незачем было держать в центре города старую рухлядь. Бывший ГПЗ-9, ныне входящий в «СПЗ-групп», сохранил все уникальные технологии производства. То, что вынесено за черту города, развивается достаточно хорошо. Завод приборных подшипников сейчас получит новый импульс с развитием ракетной и авиационной отраслей. Люди, которые владеют этим бизнесом сегодня, должны вкладываться в новые технологии, качество, надежность. Без этого не будет завтра.
- Став сенатором, вы теперь чаще видитесь с семьей, внуками?
- Свободного времени стало больше. Но поскольку часть времени я провожу в Москве, то по количеству проведенных вместе часов выходит так же. В течение недели видимся нечасто. Днем внуки учатся, я на работе. Вечером они свободны, но мне нужно ехать на мероприятия. Мы живет в разных местах. На отдых вместе не выезжаем. У них свой взгляд на отдых, у меня же - Кисловодск и другие российские курорты. Меня они вполне устраивают. Сохранить здоровье мне серьезно помогают   «Волжский утес»   и «Барвиха».
АЛЕКСЕЙ СИВЕРКИН, «Время»

01.07.2008




Новости Самары


2 мая 19:07


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru