Обзоры самарских событий
Портал города Самара samru

Александр Бурнаев: «Ни одной лишней справки со строителей я не требую»

В текущем году у Самарского гордепартамента строительства и архитектуры в четвертый раз меняется руководитель. Предыдущий глава ведомства Александр Бачев, не продержавшийся на посту и полугода, обещал создать суперпривлекательные условия для инвесторов в строительную отрасль и прозрачную схему проведения аукционов на застройку. Как собирается решать эти вопросы новый руководит ель, отразилась ли кадровая чехарда на работе департамента, стоит ли ждать "строительной амнистии", почему Самара находится в аутсайдерах по реализации нацпроекта "Гражданам России - доступное жилье", в эксклюзивном интервью Репортеру рассказал Александр Бурнаев.
 
- Полтора месяца прошло с момента вашего назначения на должность главы департамента. За текущий год вы стали третьим его официальным руководителем. С кадровой чехардой в том числе многие наблюдатели связывают самый низкий процент освоения департаментом бюджетных средств. Как вы оцениваете такое мнение?
- Здесь, что называется, ни убавить, ни прибавить. Как говорил один из вождей нашей великой страны: "Кадры решают все". Нельзя сказать, что положительно сказываются на работе ведомства кадровая чехарда и внимание к департаменту проверяющих органов. У нас происходили обыски, проверка документации. Конечно, с одной стороны, очень хорошо, что к нам такое пристальное внимание - это, по крайней мере, способствовало приведению в нормальное состояние положения дел, но с другой стороны, такие ревизии выбивают из колеи, отвлекают от основной деятельности. В любом случае кадровая чехарда отрицательно сказывается на работе департамента.
Однако за последний месяц можно отметить положительную динамику в работе департамента: растет освоение бюджета, увеличиваются темпы ввода жилья в эксплуатацию, даже несмотря на кризис. Мы надеемся, что выполним план по вводу жилья.
Я очень завидую Владиславу Романову (руководителю департамента здравоохранения Самары. - Прим. ред.), которому нужно, допустим, купить оборудование. Он получает заявку из поликлиники, с соответствующими техническими требованиями, вносит ее в бюджет следующего года и спокойно ждет. У меня происходит все совершенно по-другому. Мне нужно построить объект. Я "забиваю" этот пункт в бюджет. Под объектом есть земельный участок. Оформление земельных участков - очень сложная процедура, здесь задействованы не только мы, но и областное министерство имущественных отношений. В результате время идет - пока я не оформлю этот участок, не имею права проводить торги на проектные работы. Следующий шаг -проектирование. Без проекта, прошедшего экспертизу, я тоже не могу объявить торги на строительно-монтажные работы.
 
- К какому показателю освоения бюджетных средств вы планируете выйти к концу года?
- Я очень хочу взять планку 70%, хотя, надеюсь, эта цифра будет больше. По всем объектам сегодня уже переданы документы на проведение торгов. За последний месяц их размещено больше, чем за весь предыдущий год. Что-то можем успеть, чтото не успеть в связи с окончанием финансового года.
 
- Такое форсирование событий не отразится на качестве подготовки и проведения аукционов?
- Это не будет сказываться на качестве подготовки и проведения аукционов, потому что мы действуем строго в соответствии с законодательством: есть комиссия по проведению торгов, которая проверяет все документы и только при полном их соответствии закону допускает к торгам.
 
- Что мешало вашим предшественникам своевременно провести запланированные мероприятия по освоению бюджета?
- Сложно сказать. Были объективные и субъективные причины. Если неосвоение бюджетных средств в связи с кризисом мне еще простят, то неразмещение документов на проведение торгов - это прямое невыполнение взятых обязательств.
 
- Согласно поговорке "Новая метла метет по-новому", целый ряд кадровых перестановок в департаменте последовал в последнее время. Расскажите об основных рокировках.
- Когда я пришел сюда в качестве руководителя департамента, естественно, встал кадровый вопрос. С тем руководящим составом работать было просто невозможно. Мы привлекли в департамент образованных специалистов, пусть даже и не с таким богатым опытом, который требуется. Откровенно говоря, в условиях широкого и далеко не всегда объективного и корректного освещения деятельности департамента и тех событий, которые произошли за последний год, нашлось не очень много желающих здесь трудиться. Мы обратились в строительные компании за помощью в вопросе комплектования штата сотрудников. Долго я вел переговоры с ректором Самарского архитектурно-строительного университета Михаилом Бальзанниковым. Теперь мы вплотную работаем над программойповышения квалификации наших сотрудников и активно привлекаем к работе студентов. Основные требования к кандидатам: быть молодыми, энергичными, со строительным образованием, ориентирующимися в современных рыночных условиях. Получилось укомплектовать такой коллектив или нет, наверное, еще рано говорить. Но уже могу с уверенностью констатировать, что полное понимание со стороны сотрудников есть. Трудятся все,как черти. С 7 часов мы на рабочем месте. Пытаемся двигать вперед ту гору обязательств, которую на себя взвалили. Что из этого получится, в конце года посмотрим. Единственный минус: потеряно очень много времени, нам приходится бежать бегом. Пока не удается систематизировать рабочий процесс: просто не успеваем, работаем как плохие сантехники -бежим туда, где рванет.
 
- Как вы можете прокомментировать скандал и судебные разбирательства по поводу застройки района Воронежских озер?
- Нынешняя администрация города к этому не имеет никакого отношения, потому что разрешение на отведение земли выдавал прежний мэр Георгий Лиманский в 2005 году. А мы уже выдали разрешение на строительство на основании представленных документов в соответствии с Градостроительным кодексом. В 2006 году постановление Виктора Тархова (нынешнего главы города. - Прим. ред.) дало право застройщику на этой территории поэтапно сдавать объект. Теперь нас пытаются сделать виноватыми. Но суд, надеюсь, примет правильное, взвешенное решение.
 
- Ваш предшественник на этом посту Александр Бачев декларировал своей целью создание суперпрозрачной схемы прохождения разрешительной документации и создание благоприятных для инвесторов условий. Не потеряла ли эта идея своей актуальности?
- Что касается разрешительной документации по нашему департаменту, я не представляю, где она не прозрачна. Таких замечательных "парниковых" условий для строителей, которые созданы департаментом, просто никогда еще не существовало в Самаре. Вспомним нашего уважаемого прежнего градоначальника - люди получали разрешение на строительство годами. Мы даже просмотреть тот объем документации, который к нам поступает сегодня, иногда не успеваем. Если задерживаем, то на день, два, три. Строители сразу начинают обращаться в прокуратуру. Уже забыли, сколько ждали раньше.
Сейчас мы сразу говорим: не надо сдавать в окошко канцелярии департамента комплект документов, если он не полный. Поднимитесь на этаж выше, где размещаются управления земельного контроля и правовое - сделайте первый осмотр документов. Тогда не будет возврата документов на доработку. Ошибки покажут сразу и подскажут, как их исправить. Информацию приняли во внимание, учли, исправили, принесли вновь. И так до того момента, пока согласно 51 статье (разрешение на строительство) либо 55 статье (на ввод в эксплуатацию объекта) Градостроительного кодекса не будет сформирован полный комплект документов. Тогда он сдается в канцелярию, и мы в установленный законом срок выдаем соответствующие документы. Любой строитель может прийти и посмотреть - на каком этапе рассмотрения и где находятся его документы. Они сейчас не теряются. Ни одной лишней справки я не требую.
 
- А как обстоит дело с анонсированным сокращением срока прохождения документов всех стадий согласования?
- Разрешение на строительство мы обязаны выдать в течение 10 дней либо дать мотивированный отказ. Что касается отвода земельных участков - это отдельный момент. К нам приходит документация из областного министерства строительства, и если раньше оно с нами судилось по поводу задержек рассмотрения документов, то сейчас мы стараемся не задерживать ответы в профильное министерство.
В данный моменту меня стоит более острая проблема - обращения жителей. Пока еще не выдерживаются сроки, отведенные на ответы. Понятно, что у людей много работы и приходится документы ранжировать по степени важности и срочности. Но допускать задержку ответовмы не имеем права. Поэтому каждый понедельник начинаем с того, что отдел делопроизводства предоставляет мне данные о том, на каком исполнителе тот или иной вопрос жителя "висит". Мы создали комиссию. Полвосьмого утра в субботу рассматриваем обращения граждан, объяснения получаем, почему сотрудник не ответил на вопрос жителя.
 
- С какими проблемами граждане чаще всего обращаются в департамент?
- Непосредственно к департаменту имеет отношение примерно 30% обращений. Нам пишут по любому поводу, но в любом случае мы должны отвечать. А в основном, конечно, сейчас жителей беспокоят новые правила землепользования и застройки и точечная застройка. Что касается строительства, много обращений именно по тому, где что будет построено, законно или нет, как планируется развивать город. Сейчас мы прорвали "оборону" недовольных программой развития застроенных территорий. Люди начинают понимать, что другого пути у города просто нет.
 
- Многие руководители строительных компаний, выигрывавших конкурсы на застройку в других регионах, жалуются на драконовские и непонятные условия проведения аналогичных тендеров в Самаре. Что вы можете им возразить?
- Что касается конкурсов на развитие застроенных территорий, то мы очень плотно общаемся с застройщиками. Создана рабочая группа совместно с Самарской гильдией строителей, с которой мы советуемся, выясняем, приемлемую ли цену мы устанавливаем. Мы уже обожглись, когда взяли методику у Нижнего Новгорода. Выставили на первые аукционы территории по 40 млн рублей. Ни одного желающего застройщика не нашлось. Я настаивал на том, чтобы можно было бесплатно раздавать объекты. На развитие застроенных территорий я не закладываю бюджет напрямую. Мы закладываем бюджет на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Если инвестор берется отселять жителей - это доходная часть бюджета. Сегодня организация платит в бюджет за право развития территории, но только половину объявленной на аукционе суммы. Вторую половину - после окончания всего мероприятия. Полгода у компании есть, чтобы распланировать: что и где будет построено, потом застройщик занимается отселением граждан. Почему в таком случае я должен брать какие-то деньги с него за право развивать территорию? Мы создали рабочую группу и каждую площадку обсуждаем со строителями. Аукцион проходит открыто. Первые три аукциона показали полную прозрачность механизма. Цена за самую маленькую площадку дошла до 20 млн рублей.
 
- А что касается землеотводов под застройку?
- Никто не спорит - сумятица, внесенная передачей полномочий по распределению земельных участков областному министерству строительства и ЖКХ, положительных последствий не возымела ни для министерства, ни для муниципалитета. Потому что работаем в следующем режиме: заявка поступает в министерство, оттуда присылают схемы границ участка, мы направляем запросы во все согласующие организации, получаем ответы, анализируем, можно или нельзя строить на данной площадке, отправляем ответ, министерство принимает решение о предоставлении участка под строительство. Я не знаю,’из каких соображений этот механизм вообще был принят. Когда все перечисленное происходит в одних руках, можно давать какие-то гарантии инвесторам. А сейчас я, например, никакого инвестора привлечь не могу. Потому что в ходе бумажной волокиты в один прекрасный момент обнаружится, что этот кусок земли нельзя отвести под строительство. Естественно, что инвестиционная привлекательность из-за этого падает.
 
Компании не могут получить земельные участки под строительство и бегут в соседние регионы, где действует более понятная схема. Господин Шаповалов(владелец компании "Самарский деловой мир". -Прим. ред.)приехал в Новосибирск, ему отвели там земельный участок, и он спокойно строит. Он на 15 лет средства в строительство вложил и знает, что рано или поздно деньги эти отработаются. А у нас закончилось предыдущее постановление на проектирование организациями, фирмы пытаются его продлить, что можно сделать только приказом министра.
Сегодня никто не возьмется гарантировать, что на определенной площадке чтото будет построено. По программе же развития застроенных территорий все четко и понятно. Городская дума приняла адресную программу переселения из ветхих домов, количество которых может варьироваться по просьбе жителей либо депутатов. Мы установили, какие здания сносятся, определили территории, выставляем на торги. Заходит инвестор. У него договор заключен, и он прекрасно понимает - чтобы освоить эту площадку, он должен отселить людей. А каков процесс отселения? Инвестор обязан со всеми договариваться. Он должен муниципалитету компенсировать затраты» по переселению из муниципальных квартир. Также он обязан, если в проекте планировки прописано, построить детский сад и школу.
 
- Пока Ольга Гальцова возглавляла Самарскую регпалату, она активно выступала за то, чтобы уже построенные без всего набора разрешительной документации и готовые к вводу в строй дома все же зарегистрировать и сдать в эксплуатацию. Но вопрос до сих пор не решен. Что, по вашему мнению, нужно делать с этими объектами?
- Груз ответственности за ввод в эксплуатацию такого жилья вице-губернатор Самарской области Александр Нефедовуже второй год берет на себя. Есть и другие лица в облправительстве, которые эту ситуацию также контролируют в полном объеме. Это начальник Государственной инспекции строительного надзора Владимир Никитин (от него зависит правильность построения объекта) и министр архитектуры и строительства Павел Донской.Сегодня порядка 10 возведенных и готовых к сдаче объектов не имеют договоров на аренду земельного участка. Павел Константинович (Донской. - Прим. ред.) по измененным сегодня нормам законодательства не имеет права заключить договор на аренду территории, потому что теперь в законе четко прописано: под жилье выдается участок только на основании аукциона.
Как чиновник я не имею права ввести дом в эксплуатацию, потому что согласно 51-й статье Градостроительного кодекса необходим договор на аренду земли. И мы уже устали стучаться во все двери и просить принять амнистию, как это было с дачными участками. Если мы не решим эту проблему - получим новых обманутых в своих ожиданиях дольщиков. Кроме того, расходы на содержание этих домов так и висят на конторах, которые их построили. Они несут затраты. Некоторые из них могут начать банкротиться, и мы опять получим армию дольщиков, устраивающих демонстрации на улицах. Мы предлагаем взять коллективную ответственность. На уровне области необходимо принять решение, что, рассмотрев каждый дом в отдельности, мы вводим их в эксплуатацию. Необходимо, чтобы жители зарегистрировали свои права на это жилье. Сегодня они делают это через суд.
 
- Существующие нормативные базы позволяют решить эту проблему?
- Боюсь, что наших усилий и возможностей губернии в этом плане не хватит. Проблему нужно решать на федеральном уровне. Мы выходили с инициативой к депутатам Госдумы. Пока понимания не нашли, хотя это самый больной вопрос. Его решение должно быть в виде федерального закона об амнистии объектов жилого капитального строительства, возведенных до определенного года. Вы слышите обманутых дольщиков, но никто не задавался вопросом, сколько коммерческих структур вложили деньги в строительство и потеряли свои объекты. Я всем жителям советую, чтобы не попасть в реестр обманутых дольщиков, подавайте в суд, регистрируйте свои права на квартиры.
 
- Самара, так же как и Тольятти, попала в аутсайдеры по выполнению приоритетного национального проекта "Гражданам России - доступное жилье". Каковы основные причины невыполнения нормативов по вводу жилья в строй?
- План, который поставлен нам правительством Самарской области - 520 тыс. кв. м, - мы стараемся выполнить. Хотя кризиса никто не ожидал. Может быть, он внесет определенные коррективы, потому что уже наметились некоторые застройщики, которые просто не смогут продать квартиры. Что касается муниципалитета, он не прибавляет ни одного рубля в себестоимость квадратного метра. Мы не выдаем технические условия, не устанавливаем тарифы. Из чего складывается себестоимость? Кирпич мы не производим, цены на него не устанавливаем, стоимость земельной аренды не регулируем, техусловия выдаются другими структурами. Единственная муниципальная структура - "Самараводоканал". Но ни для кого не секрет, что тарифы "Самараводоканала" - минимальные. Вода нигде не стоит так дешево, как в Самаре.
Совместно с министерством строительства мы работаем над тем, чтобы привлечь федеральные деньги на развитие инфраструктуры, чтобы провести магистральные сети и точки подключения предоставлять ближе к строящемуся дому. Это будет удешевлять жилье.
 
- До 2 ноября ваш департамент должен был составить и передать в Самарскую думу адресный перечень переселения из ветхого аварийного жилья бюджетников за счет покупки квартир на вторичном рынке на неосвоенные средства городского бюджета. Определен ли механизм этих сделок и адресный перечень переселенцев?
- В ближайшее время работу над этим закончит департамент управления имуществом, который готовит списки людей для переселения. А это, безусловно, не пройдет без участия депутатов. Пока список в сыром варианте, депутатами еще не утвержден. Я же, как распорядитель бюджета, покупаю квартиры и передаю их в городскую казну.
 
- Условия приобретения жилья уже определены? У каких компаний будут покупать квартиры?
- У нас открытый конкурс. Мы объявили правила, по которым пройдут торги. Кто покажет минимальную цену, тот и выиграет. Цена получается порядка 43 тыс. руб. за кв. м готового отремонтированного жилья. Это начальная цена, которую надо уронить. Все деньги, оставшиеся по программе ветхого жилья, мы направили на покупку квартир по проекту "Гражданам России -достойное жилье". Это 98,5 млн рублей.
 
- Должность главы городского департамента градостроительства многие СМИ успели окрестить "расстрельной". Не вызывает ли это у вас опасений?
- Страшновато, конечно. Главное - закон соблюдать.
 
 
Юлия ШЕХМАМЕТЬЕВА,
Алексей ОКИШЕВ, «Репортер»

21.11.2008




Новости Самары


28 апреля 4:49


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru