Предприятия в Самаре
Портал города Самара samru

Простились с наследством Каданникова и Березовского

28 января на ОАО «АВТОВАЗ» состоялось внеочередное собрание акционеров. На нем рассматривался вопрос о реорганизации общества в форме присоединения к нему ОАО «АВВА», ЗАО «ЦО АФК», ЗАО «Аудит-Сервис» и ЗАО «ИФК». Официально итоги собрания, прошедшего в заочной форме, будут подведены только на этой неделе. Однако их итоги заранее ясны. Как сообщила пресс-служба АВТОВАЗа, присоединение дочерних компаний, владеющих акциями АВТОВАЗА, осуществляется в рамках ликвидации перекрестного владения акциями в интересах упрощения структуры акционерного капитала, повышения его прозрачности и инвестиционной привлекательности.

Система, при которой АВТОВАЗ принадлежал, по сути, своим дочерним предприятиям, сложилась в середине 90-х годов. Главными ее авторами традиционно считаются экс-председатель совета директоров Владимир Каданников и Борис Березовский. Первому это позволило в итоге окончательно сконцентрировать власть в своих руках и фактически выступать в качестве собственника компании.
В итоге к приходу Рособоронэкспорта (РОЭ) в 2005 году на заводе сложилась примерно следующая ситуация. На дочерних компаниях было сконцентрировано около 60% акций компании. По сути, всем эти пакетом голосов всегда распоряжался председатель совета директоров, т.е. Каданников. Еще 25% акций были в той или иной степени аккумулированы администрацией завода - у топ-менеджеров и их семей, а главным образом через всякие доверительные фонды. Основная масса работников-акционеров передоверяла право своего голоса руководителям своих производств. Оставшиеся 15% никогда не концентрировались в единых руках и были раскиданы по многочисленным миноритариям. Все это привело к тому, что до сих пор РОЭ юридически не закрепило приобретение АВТОВАЗа, который по-прежнему принадлежит сам себе.
Краеугольный камень «перекрестка» - ОАО «Автомобильный Всероссийский Альянс» (AVVA), 86% которой принадлежит АВТОВАЗу. В свою очередь, AVVA принадлежит 36% акций АВТОВАЗа. Кроме того, около 2 млн акций (10%) находится на счету «неустановленных лиц». Так что АВТОВАЗ являлся, по сути, единственным акционером AVVA.
Компания была зарегистрирована 30 сентября 1993 года. Создавалась она под проект строительства завода по производству «народного автомобиля», также известный, как проект «Калина». В итоге новый завод построен не был, а AVVA приобрела скандальную известность.
Не увенчался успехом и следующий проект компании. 23 ноября 1995 года было подписано четырехстороннее соглашение между АВТОВАЗом, AVVA, ЕвроЛадой и финской Valmet Automotive о сотрудничестве в производстве и реализации автомобиля «Самара-2109», получившего название «Евро-Самара». Предполагалось, что в течение трех лет будет выпущено 60 тысяч автомобилей «Самара-2109» из полностью разобранных серий. Проект оказался малоуспешным и был прекращен в 1998 году по причинам низкой рентабельности, плохого спроса и т.д.
После этого компания несколько ушла в тень, превратившись в одно из подразделений АВТОВАЗа, нацеленное в первую очередь на работу за границей . Среди известных проектов AVVA за последнее десятилетие - проработка размещения сборочных производств в Латинской Америке и Египте.
Однако наиболее активно перед тем как влиться на АВТОВАЗ компания вела себя на финансовом рынке. Так, нераспределенная прибыль 2006 года составила 7 млрд рублей. Чистая же прибыль за три квартала 2007 года, по данным официальной отчетности компании, составила 17 млрд руб.
Стоит отметить, что у AVVA есть 100-процентная «дочка» - ЗАО «Восточно-европейская страховая компания». По данным официальной отчетности, она осуществляла оказание услуг по страхованию экспортных поставок готовых автомобилей и сборочных комплектов, а также поставок готовых автомобилей в центральный регион России. По всей видимости, по завершении реорганизации AVVA она пополнит состав сбытового холдинга «Лада-Сервис», в котором уже есть две страховые компании - «Астро-Волга» и «АСОЛЬ».
Второй краеугольный камень «перекрестка» - ЦО АФК. Компания была создана 12 января 1994 года и всегда занимала заметно менее публичную позицию, чем AVVA. По сути, ЦО АФК памятно лишь по событиям 1997 года. Тогда рассматривался вариант создания АООТ «ВАЗ», уставный капитал которого предлагалось сформировать конвертацией 19,81% акций АВТОВАЗа, которые необходимо было выкупить как раз у ЦО АФК. Этот вариант рассматривался администрацией завода как запасной на случай объявления государством банкротства АВТОВАЗа.
Однако процедура банкротства так и не была запущена, а ЦО АФК оставалось в тени еще десятилетие, несмотря на то, что представляло не меньший интерес, чем AVVA. На конец III квартала 2007 года 59% акций ЦО АФК контролировалось АВТОВАЗом - 50% напрямую, еще 10% - через AVVA. По данным spark.interfax, блокпакет компании принадлежал ЗАО «Фитом» (26%), еще 15% - швейцарской компании Форус. Традиционно считается, что истинными собственниками этих компаний является топ-менеджмент АВТОВАЗа времен Каданникова и собственно сам Каданников.
Присоединение ЦО АФК увеличит количество «дочек» АВТОВАЗа. Так, среди активов ЦО АФК - ВАЗТРАСТ. В ней ЦО АФК, по данным spark.interfax, принадлежит 31% акций, самому АВТОВАЗу - 19%. Через ВАЗТРАСТ АВТОВАЗ выступает совладельцем ряда активов. Например, таких, как Мотор-Супер, входящее в состав холдинга «СОК». Также ЦО АФК является владельцем 50% пакета акций «Лада-Дом». Еще 50% напрямую - в собственности АВТОВАЗа. По информации «P.S.», не исключено, что в ближайшее время строительная компания будет продана стороннему инвестору.
Еще в совместной собственности АВТОВАЗа и ЦО АФК находилось ЗАО «ИНКОВАЗ», профильное направление которой - деятельность на рынке ценных бумаг Кроме того, после присоединения ЦО АФК ряды «дочек» АВТОВАЗа могут пополнить ряд компаний с малоговорящими названиями: ООО «Управляющая компания «АВК-ГРУПП» (100%), НП «ИСА-ИИТ» и ЗАО «Иннотех», а также ООО ЧОП «АФК-Безопасность».
Само ЦО АФК так же, как и AVVA, вело активную финансовую деятельность. Так, в 2005 году, по данным spark.interfax, чистая прибыль компании составила 2 млрд руб., а в 2003 - 5 млрд руб.
Наконец, третья составная «перекрестка» - ЗАО «Инвестиционная финансовая компания», на которой числится всего 2,1% акций АВТОВАЗа. 49% компании принадлежало «Аудит-Сервису», которое, в свою очередь, принадлежало некоему гражданину России (51%) и АБД (49%). В итоге АВТОВАЗ приобрел пакет у некоего гражданина России за 170 млн рублей. По всей видимости, в этом решении больше политики. Ничем иным объяснить приобретение контрольного пакета в уставном капитале компании, стабильно показывавшей убыток по итогам годовой деятельности, нельзя. Так, по данным spark.interfax, убытки «Аудит-Сервиса» в 2005 году при выручке 10 млн руб. составили 532 тыс., а в 2006 убытки и вовсе составили 1,4 млн рублей при сокращении выручки до 2,5 млн рублей. Однако, в результате этой сделки Рособоронэкспорту удалось установить полный контроль над своими «дочками»- совладельцами, чтобы избежать всяких неожиданностей при ликвидации «перекрестка». В итоге к собранию акционеров «Аудит-Сервис» подошел как 100-процентная «дочка» АВТОВАЗа.
Таким образом, на этой неделе «перекресток» официально уйдет в прошлое. Аналитики склонны оценивать это событие как исключительно положительное. «Завершение перекрестного владения - это главный шаг к конкретным переговорам со стратегическими инвесторами и, главным образом, к каким-то конкретным действиям в сотрудничестве с Renault», - отметили в одной из инвестиционных компаниях на условиях анонимности.

Есть мнения

Алексей Денисов, зам председателя правления АКБ «Тольяттихимбанк»: Очень разумный шаг

- Присоединение компаний, владевших АВТОВАЗом, к автозаводу - очень разумный шаг. Но это событие не является чем-то особенно важным, поскольку это история давняя и давно решенная. На деятельности компании это решение стратегическим образом не отразится.

Виктор Дроздов, директор тольяттинского филиала ООО «АТОН»: «Перекресток» нес в себе высокие риски для потенциальных стратегических инвесторов

- Насколько я знаю, эти компании (AVVA, АФК, МФК) вместе владеют около 66% акций АВТОВАЗа. С другой стороны, АВТОВАЗ является основным собственником этих компаний. То есть фактически получается, что АВТОВАЗ «владеет сам собой». Такая ситуация несет в себе высокие риски для потенциальных стратегических инвесторов. То есть сложно понять, кто же все-таки является основным собственником АВТОВАЗа. Пока четкого понимания в этом вопросе не появится, АВТОВАЗу очень сложно обсуждать с потенциальными инвесторами вопросы о стратегическом сотрудничестве, финансировании совместных проектов, что, как следствие, мешает развитию компании. После присоединения указанных выше компаний к АВТОВАЗу и их ликвидации, акции АВТОВАЗа, принадлежащие этим компаниям, перейдут в статус «казначейских», которые должны быть аннулированы в течение 1 года. После аннулирования этих акций доля других акционеров (собственников) в капитале АВТОВАЗа пропорционально увеличится. То есть, доля Рособоронэкспорта, который сегодня, по сути, контролирует порядка 25% акций АВТОВАЗа, в последующем может «превратиться» в 70-75%. Такой пакет акций позволит госкорпорации полностью контролировать предприятие, на полноценной основе вести переговоры о сотрудничестве со стратегическими инвесторами (прежде всего с иностранными автоконцернами) и сохранить контроль над предприятием даже в случае возможной продажи 20-25% акций АВТОВАЗа стратегическому инвестору.

Есть данные

66,5 % акций АВТОВАЗа находилось в собственности его «дочек»

Николай Краснов, "Постскриптум", Тольятти



06.02.2008



Всего предприятий: 2536

Поиск предприятия
Поиск по названию и описанию

или   и   точно
«или» - найти одно из слов в строке поиска
«и» - найти все слова из строки поиска
«точно» - найти слова в порядке, указанном в строке

Новости Самары



11 декабря 19:28


© 2006 - 2024 г. Самара
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.

Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары.
 
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru