Отдых в Самаре
Портал города Самара samru

Михаил СЕГАЛ: Самара сегодня – своеобразный Лас-Вегас

В сентябре туристическая фирма «Самараинтур» отметила 15 лет своей работы. За это время компания значительно расширила сферу своих услуг. О том, как идет развитие туризма в Самарской области, какие проблемы существуют в этой сфере и что предпринимается властями для привлечения туристов «Времени» рассказал коммерческий директор «Самаринтур» Михаил Сегал.

- Насколько динамично сегодня развивается туризм в Самарской области?

- Об этом можно будет судить лет через пять. Самара по ряду факторов очень привлекательная для туристов территория. Во-первых, по своей географии и наличию коммуникаций. Мы стоим на границе речных, автомобильных, авиационных и железнодорожных путей. Через Самару идет ряд важных федеральных трасс. Это и крупнейший авиационный узел в округе. Мы третий город в стране, где международные авиакомпании осуществляют регулярные рейсы. Сегодня иностранные туристы попадают в Самару, минуя Москву, чего раньше просто не было. У нас представлено наибольшее количество круизных компаний, так как мы являемся самым центром Средней Волги. От нас одинаковое расстояние что до Астрахани, что до Нижнего Новгорода. Кроме того, у нас резко континентальный климат и, соответственно, климатические зоны очень ярко выражены, по температурному режиму лето жаркое, зима холодная и снежная. Я уже не говорю про Жигули - Самарскую Луку. Это вообще уникальная по своей сути территория.

михаил сегал- Тогда почему все это, и в особенности Самарская лука, до сих пор не приносит ощутимых денег в казну? Почему мы так и не научились зарабатывать на туризме?

- Очень просто. Это как в известном афоризме: «Нельзя проснуться в понедельник и начать новую жизнь». Для того, чтобы эта отрасль начала приносить ощутимую прибыль, в нее нужно вложить большие средства - в развитие той же инфраструктуры. Я уже не говорю про законодательную составляющую. Крайне недостаточно просто печатать буклеты и проспекты об уникальности самарского региона, о Самарской луке. Чтобы область стала привлекательной для туристов, чтобы сюда стали поступать от этого средства, территорию надо двигать примерно так же, как и Сочи, - на уровне губернатора, правительства области и РФ, президента. Если мы сегодня вложим в туризм деньги, разработаем законы и предусмотрим соответствующие налоговые льготы, то тогда сможем получить достойный результат. Опять же пословица гласит: «Как потопаешь, так и полопаешь».

- Кстати, про законодательные инициативы. Депутаты губдумы периодически поднимают вопрос о Ширяево, о том, что потоки туристов разрушают эту уникальную территорию, загрязняют ее. То вводятся ограничения, то принимаются какие-то инициативы. Можно ли решить этот вопрос раз и навсегда?

- Что касается Ширяево, то здесь существует много разных мнений. Сегодня любой человек свободно может приехать в Каменную чашу. Одно время пытались обвинять турфирмы, которые не следят за своими туристами и допускают загрязнение территории. Но это абсурд. Один неорганизованный турист принесет гораздо больше проблем и зла этой территории, чем тысяча организованных туристов, посещающих Каменную чашу в группе. У нас давно все организовано. Гид в первую очередь рассказывает туристам о правилах поведения в заповедной зоне, о недопустимости выброса мусора и т.д. Но если это все же происходит, то гид не просто сделает нарушителям замечание, но и уберет за ними мусор. А когда люди едут на машинах самостоятельно, не прибегая к услугам турфирм, вреда от этого больше. Я сам не раз наблюдал, как из окон таких машин летят остатки еды, мусор, какие-то старые вещи. И это совершенно бесконтрольно. Выход из такой ситуации на самом деле прост: что мешает организовать при въезде в заповедную зону специальную парковку? Люди приезжают, оставляют свою машину, приобретают билет на автобус с гидом и централизованно передвигаются по территории. При этом им все расскажут и покажут. Такие автобусы можно хоть через каждый час пускать. Даже если люди приезжают на автобусе, то они все равно покупают билеты, берут гида и едут по определенному маршруту. Соответственно, за порядок ответственность будет нести гид, который аккредитован на этой территории. Проблема лишь в том, что сегодня по закону невозможно закрыть шлагбаумом въезд на территорию природного парка. И таких зон у нас в области много.

- Может ли туризм приносить ощутимый доход в государственную казну, и что для этого надо делать?

- Конечно, мне сложно оценить экономику отрасли в стране, равно как и в целом в нашем регионе. Для этого существуют специальные департаменты и управления в органах исполнительной власти. В любом случае, туристические компании являются паровозом для целого ряда отраслей. Туризм позволяет по цепочке поднимать и другие отрасли: банковскую, страховую, строительную и т.д. Для того, чтобы начать раскручивать Самару как туристический регион, чтобы привлечь сюда туристов, мы, к примеру, открыли сувенирную лавку. Стало ясно, что надо развивать не только ресторанный и гостиничный бизнес, которые способствуют притоку туристов, но и направление производства сувенирной продукции. В этом плане Самаре приходится сложнее, чем тому же Нижнему Новгороду с его Кремлем и историческим прошлым. Самара же всегда была торговым городом, а не промысловым. Ни гжели, ни хохломы у нас нет, но туристу, в особенности зарубежному, интересно и у нас приобрести сувенир, вызывающий ассоциации как с нашим городом, так и с Россией… И это направление стало развиваться, спрос увеличился. Теперь с нами работают уже порядка 60 местных поставщиков. То же самое можно сказать и про экскурсионные автобусы. Раньше их катастрофически не хватало. Их стоимость была в 1,5 раза выше, чем в Москве и в 2 раза выше, чем в Питере. Это привело к тому, что компании стали отказываться от их покупки, отдавая предпочтение аренде теплоходов. Начали работать с поставщиками автобусов, и цены снизились, соответственно, спрос на автобусные экскурсии вырос.

Также сейчас в Самаре наблюдается бум гостиничного строительства. Если раньше номер в отеле «Ренессанс» стоил порядка 9 тыс. рублей в сутки, что даже по московским меркам очень дорого, то, поверьте мне, через пару-тройку лет ситуация кардинально изменится. Самару будет просто не узнать, она будет заполнена гостиницами разного уровня и формата. Так что турбизнес очень многое дает для экономики области, и это не только налоговые отчисления, но и формирование потоков в других сферах деятельности.
- И все же может ли регион успешно развиваться преимущественно за счет туристической отрасли?

- В мире есть страны, живущие только за счет туризма. Тот же Таиланд, да и ряд других стран. В Америке, к примеру, туризм приносит в бюджет даже больше средств, чем продажа оружия. А к 2010 году у них есть планы получать от туризма больше, чем от продажи нефти.

- Можно ли рассматривать Самару как самостоятельный туристический центр ПФО?

- Самара сегодня - привлекательная территория для туристов. Это, если хотите, своеобразный Лас-Вегас. По количеству магазинов, бутиков, развлекательных комплексов нам нет равных во всем ПФО. Люди специально из других городов приезжают к нам, чтобы побывать в Аквапарке или в каком-нибудь развлекательном комплексе. И таких комплексов становится все больше. Самара может также являться и центром оздоровительного туризма. Большое количество санаториев и пансионатов привлекают людей из других регионов. У нас есть возможности для отдыха всех категорий туристов.

- Речной туризм в Самаре развивается? Судя по заполняемости теплоходов, сегодня этот вид путешествий уже не так востребован, как 10 лет назад.

- Не соглашусь с этим. Круизы по Волге до сих пор пользуются спросом у отдыхающих. Несмотря на то, что это довольно дорогой отдых и экскурсионное обслуживание оставляет желать лучшего, речные теплоходы загружены в летний период, даже очереди бывают. Тут проблема в другом. Многие старые теплоходы уже списаны. А те, что остались, не соответствуют тому уровню комфорта, к которому привыкли люди.

- Почему в Самаре так плохо развивается сфера услуг? Ведь, не получив отличного сервиса, турист не захочет в следующий раз к нам приезжать.

- Здесь все просто. Это проблема не только Самары, но и многих стран Восточной Европы, Турции, Египта. Но там это не так выражено. Возможно, за счет менталитета. Что касается нашей страны, то судите сами: у нас же 70 лет фактически не было сферы услуг. Слово «слуга» было ругательным, стыдно было работать в сфере услуг. А сейчас, наоборот, это направление активно развивается, и предложение намного превышает спрос. Соответственно, обслуживающему персоналу особо напрягаться на работе не приходится: работники могут в любой момент уйти и найти себе место намного лучше. В Самаре чуть ли не каждый день открывается новый ресторан. Но где взять профессиональных официантов? Их нет. Вот и получается, что в каждом ресторане мы получаем одно и то же обслуживание. А, к примеру, во Франции есть школа метрдотелей, где учатся 7 лет! И потом еще выпускник пять лет работает практикантом в ресторане, прежде чем станет там официантом.

- Как вы считаете, областной департамент развития туризма способен решить те проблемы и задачи, которые вы уже озвучили?

- Для того, чтобы эта сфера развивалась, мало просто создать один департамент туризма при областном правительстве. Сейчас стало понятно, что отдых может приносить доход в бюджет области. Стали активно развиваться сопутствующие туризму сферы. Проводятся выставки, конференции, презентации региона, напечатаны буклеты и проспекты, финансируются проекты по селу Ширяево и Самарской луке... И у меня складывается ощущение, что нас ждут большие перемены к лучшему. Но при этом складывается парадоксальная ситуация: Самара чуть ли не единственный город в ПФО, где в мэрии нет ни одного человека, который бы занимался вопросами развития туризма! Обычно город всегда конкурирует с областью по этому направлению - так, например, в Казани, Нижнем Новгороде, Волгограде. Видимо, новая команда горадминистрации считает, что это не самое привлекательное направление для развития Самары. Конечно, я могу прийти к Виктору Тархову со своими предложениями, но инициатива должна исходить сверху. В этом должна быть прежде всего их заинтересованность.

- Насколько активны сегодня московские компании, приходящие в туристическую сферу региона?

- Очень активны. При этом они ничего в регион не инвестируют. Они просто вывозят в огромном количестве туристов, платят налоги в Москве, и область с их деятельности фактически ничего не имеет, в отличие от местных туроператоров. Идет обычный отток денег, и областные власти на это никак не реагируют. Я не знаю, можно ли как-то на это повлиять законодательным образом, но бизнес укрупняется, появляются сети, и со временем мелкие турфирмы исчезнут.

- Где в этом сезоне было модно отдыхать?

- В этом году в Самаре выполнялась социальная программа. С приходом московских компаний по ряду направлений были откровенно демпинговые цены. Шла борьба за рынок, и стоимость билетов была порой ниже их себестоимости. Это сказалось на таких направлениях, как Крит, Кипр, Италия, Испания. В этом году основная масса туристов была ориентирована на те места отдыха, что дешевле. А это традиционно Турция, Греция. Даже стихии, бушующие в Греции, не сказались на потоках туристов. Все билеты распродавались досрочно. Существенно возросла в этом году и загруженность самарских турбаз и санаториев.

Денис КУДРЯШОВ
Время. События. Мнения. Тенденции

19.09.2007




Новости Самары



29 марта 11:24


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Раздел Досуг - как отдохнуть в Самаре. Афиша: кинотеатры, театры, филармония, концерты, выставки, ночные клубы, цирк, телепрограмма. Советы по домоводству: рецепты, дача, сад. Советы кинолога. Конкурс красоты. Фотоальбомы. Хобби и увлечения в Самаре. Бани и рестораны Самары. Все о развлечениях Самары.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru