Новости бизнеса Самары
Портал города Самара samru

Обломали крылья. Росавиация запретила летать авиаком­пании «Самара»

Со вторника ни один самолет «Авиакомпании «Самара» не поднялся в воздух. Днем ранее Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) с 00 часов 00 минут 30 сентября 2008 г. приостановило действие сертификата эксплуатанта № 231 ОАО «Авиакомпания «Самара». Обязательства «Самары» перед пассажирами взяла на себя авиакомпания правительства Москвы «Атлант-Союз». На ее основе и будет создаваться новый авиаальянс вместо рухнувшего с небес на землю AirUnion. Будущее же самой «Самары» весьма туманно.
 
Постой, паровоз...
Как говорится в официальном сообщении Росавиации, с момента начала кризиса в альянсе AirUnion инспекционной комиссией Росавиации принимались все исчерпывающие меры по нормализации ситуации. Были вручены инспекторские предписания авиакомпаниям альянса AirUnion, неоднократно прошли совещания с представителями альянса, госкорпорации «Ростехнологии» и Минтранса России для выработки путей решения и погашения финансовой задолженности. Практически все шаги по нормализации и выходу из создавшейся критической ситуации были исчерпаны. Авиакомпаниям альянса было предоставлено время для устранения недостатков по выполнению своих обязательств по перевозке авиапассажиров, однако это не привело к принципиальному улучшению ситуации внутри авиаальянса. После проведения ряда проверок, связанных с ухудшением основных финансово-экономических показателей деятельности эксплуатантов и в соответствии нормативными актами Росавиацией, было принято решение о приостановлении действия сертификатов эксплуатанта у входящих в альянс авиакомпаний. Если «Красноярским авиалиниям» и «Домодедовским авиалиниям» разрешили доработать до 28 октября, когда начнет действовать зимнее расписание: именно тогда авиакомпания «Атлант-Союз» должна взять на себя все рейсы бывших участников авиаальянса AirUnion - то авиакомпании «Самара» полеты уже запретили. Впрочем, с 5 октября сертификат эксплуатанта будет приостановлен у «Авиакомпании «Омскавиа» и «Сибирской авиатранспортной компании», также входивших в альянс. Между тем у «Самары» дела обстоят не так плохо, как у ее партнеров, во всяком случае, таких задержек рейсов, как у тех же «Красноярских авиалиний», даже на пике кризиса у нее не было. Но, по мнению представителей Росавиации, финансовое положение последних все-таки лучше, чем у «Самары». Что будет с «Самарой» дальше, пока сказать сложно, никаких предпосылок к тому, что Росавиация возобновит действие сертификата, нет. Впрочем, можно предположить, что все-таки банкротить авиакомпанию не будут, поскольку собственником 40% акций является Росимущество (еще 40% принадлежат Борису Абрамовичу), и этот пакет предполагается передать ГК «Ростехнологии», которая займется строительством нового авиаальянса. Что касается ближайших перспектив, прежде всего касающихся пассажирских перевозок «Самары», то самая непонятная ситуация ожидается до конца октября, поскольку закрывать все расписание «Атлант-Союз» должен начать только с 28 октября. Впрочем, сейчас часть рейсов «Самары» он уже выполняет собственными силами. Вопрос в том, что в распоряжении «Атлант-Союза» всего четыре среднемагистральных самолета, и каким образом он будет выполнять новые обязательства, не совсем понятно. Получить комментарии в самой авиакомпании к моменту сдачи номера не удалось.
 
Улетит в неизвестном направлении
 
Сегодня Главное управление организации торгов Самарской области проведет аукцион по продаже самолета Ту-154М б/н 85057, принадлежащего правительству губернии. В «Белом доме» объясняют продажу авиалайнера его невостребованностью: высокопоставленные чиновники на нем практически не летали.
Инициатором строительства Ту-154М, предназначенного для правительства Самарской области, в свое время выступил экс-губернатор Константин Титов. Оно было завершено ОАО «Авиакор-Авиационный завод» летом 2007 года, а уже осенью был объявлен открытый конкурс по определению арендатора воздушного судна. В конце ноября его победителем была признана авиакомпания «Самара», предложившая наибольший размер арендной платы одного летного часа - 44,6 тыс. рублей.
Дмитрий Анищенко,
депутат Самарской губернской думы
- То, что произошло с авиакомпанией «Самара», не является результатом деятельности последнего года. Все началось гораздо раньше. Сначала произошло разделение на авиакомпанию «Самара» и аэропорт «Курумоч», затем из авиакомпании начали выводить активы, потом ее продали «Эйр Юниор». За это время была потеряна значительная часть маршрутов. Если взять полетную карту начала 90-х годов и сравнить ее с полетной картой начала этого года, то мы увидим, что было закрыто, наверное, более 70% маршрутов. Конечно, можно говорить, что они были -нерентабельны и нецелесообразны. А разве авиакомпании «Сибирь» целесообразно выполнять рейс Самара - Москва? То есть это оправдание неумелых управленческих решений. Потому что на первом месте у людей, возглавлявших тогда авиакомпанию, стояли не интересы жителей Самары, а бизнес-интересы отдельно взятых лиц, в том числе тех, кто был причастен к политическим процессам на территории региона. Данную отрасль лихорадило последние лет пятнадцать, как раз в бытность прежнего губернатора.
Сегодня необходимо создать механизмы быстрого выведения авиакомпании и ее персонала из кризисной ситуации. Когда дело касается престижа и репутации Самарской области, я считаю, что многое зависит от Владимира Артякова. Полагаю, необходимо дать поручения соответствующим министерствам и ведомствам, чтобы они вмешались в ситуацию. Иначе мы можем потерять не просто собственную авиакомпанию, но и источник наполнения областного бюджета. Я надеюсь, что в данном случае Владимир Артяков проявит свои организационные и управленческие качества, которыми он прославился как антикризисный менеджер на АвтоВАЗе, и приведет ситуацию к стабильности.
В отличие от обычных «тушек», салон Ту-154М б/н85057 отличается в лучшую сторону: он выполнен в VIP-варианте (каюта первого пассажира с отдельным санузлом и душевой кабиной, каюта первого класса на 8 человек; каюта бизнес-класса и эконом-класс - от 84 до 104 кресел). На борту самолета красуется логотип футбольной команды «Крылья Советов», которая, кстати, неоднократно пользовалась услугами авиакомпании «Самара» для перелетов на выездные матчи российского чемпионата. Самолет был задействован и сборной России по футболу на чемпионате Европы летом этого года. Стоит отметить, что авиалайнер был очень востребован для выполнения чартерных рейсов, в том числе за пределы Российской Федерации. По информации, имеющейся у «Советника», на нем любили летать бизнесмены и всевозможные VIP-персоны. В частности, в августе самолет был арендован группой московских VIPob, которые наблюдали с его борта солнечное затмение, пролетая над бескрайними просторами Сибири.
Начальная цена продажи самолета - 509,966 млн рублей. Вполне возможно, что его покупателями могут выступить компании, специализирующиеся на оказании услуг VIP-клиентам., По словам пресс-секретаря авиакомпании «Самара» Александра Ирдуллина, «на рынке деловой авиации, чартерных перевозок самолеты такого класса фактически отсутствуют». «Насколько нам известно, никто не предлагает самолеты такой вместимости в VIP-компоновке», - сообщил он, подчеркнув при этом, что для авиакомпании «Самара» сотрудничество с областным правительством было коммерчески выгодным. Александр Ирдуллин также отметил, что’ «в связи с тем, что Росавиация не сняла ограничений с авиакомпании «Самара» на производство полетов, с 1 октября мы вынуждены были расторгнуть договор аренды с министерством имущественных отношений Самарской области».
 
Что будет с пенсиями?
Как сообщили «Советнику» в отделении Пенсионного фонда РФ по Самарской области, задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ОАО «Авиакомпания «Самара» по состоянию на 1 октября 2008 года составляет 80 млн рублей. В том числе на выплату страховой части трудовой пенсии - 69,4 млн рублей, на выплату накопительной части трудовой пенсии - 10,6 млн рублей. Кроме того, на 1 октября 2008 года задолженность
по уплате страховых взносов сверх ставки единого социального налога, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 27.11.2001 №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», ОАО «Авиакомпания «Самара» составила 31,1 млн рублей. В том числе просроченная задолженность 30,3 млн рублей (без учета начисления за III квартал 2008 года).
 
Еще один колосс
Вместо обанкротившегося AirUnion Госкорпорация «Ростехнологии» намерена создать на его основе и на основе других профильных активов новый авиахолдинг. Уже зарегистрировано дочернее ЗАО «Эйрюнион». Базой для строительства объявлена авиакомпания правительства Москвы «Атлант-Союз». Новому холдингу будет передана часть активов AirUnion, а также активы ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургских авиалиний» и ряда других. Между тем, по мнению эксперта «Советника», новый альянс с самого момента своего рождения может столкнуться с большими проблемами. Во-первых, основа для нового авиахолдинга «Атлант-Союз» ничего особенного из себя не представляет. Это сравнительно небольшая авиакомпания - ОАО «Авиационная компания «Атлант-Союз» зарегистрировано в г. Москве 8 июня 1993 года.
Основной собственник - правительство Москвы. Авиапарк состоит из 2 Боинг 737-300, 2 Ту-154М, в том числе VIP -салон, 8 Ил-86,2 Эмбраер-120, 3 Ил-76ТД и 2 IU-96-400T. Большая часть машин нуждается в замене или модернизации. Вообще ситуация во многих компаниях, не входивших в AirUnion и присоединяемых к новому альянсу, тоже не слишком радуж-: ная. Самые большие перспективы, пожалуй, у ФГУП «ГТК Россия», у остальных авиаперевозчиков все те же системные проблемы, в частности, устаревший авиапарк. А вот проблемы самого AirUnion куда более глобальные, и их все-таки предстоит решать, ОАО «КрасЭйр» фактически находится в состоянии банкротства, операционная деятельность парализована. ОАО «ДАЛ» также банкротится и не работает. Ситуация с ОАО «Самара» известна. В целом долги компаний альянса.по разным оценкам составляют порядка миллиарда долларов, каким образом они будут реструктуризированы, пока не ясно.
 
Перекрывать взлетную полосу не будут
Как полагают эксперты «Советника», ожидать каких-либо социальных потрясений, связанных с прекращением деятельности авиакомпании «Самара», не стоит. «Конечно, ничего хорошего это не предвещает. Очевидно, что компания банкротится, причем целенаправленно. Что же касается социальных последствий прекращения функционирования «Самары», то возможность социального взрыва маловероятна. В случае сокращения штатов сотрудникам компании должны выплатить компенсацию в размере трех окладов. Скорее всего, часть из них найдет себя в других функционирующих в Самаре авиакомпаниях», - отмечает президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский. Схожего мнения придерживается руководитель консалтингового центра «Социальная динамика и информация» Юрий Эйрих. «Пока прогнозы по этому поводу делать сложно. Думаю, что многие сотрудники «Самары» просто перейдут в другие авиакомпании холдинга AirUnion. Но не исключено, что часть из них потеряет работу. Они, "конечно, могут рассчитывать на компенсацию, установленную законодательством, но какие-то специфические компенсации здесь вряд ли будут задействованы», - считает Эйрих.
Адвокат Олег Казачек также полагает, что сотрудники авиакомпании «Самары» не останутся без работы. «Я не думаю, что полностью прекратится деятельность людей, задействованных в пассажирских перевозках. Как известно, экономика не терпит пустоты. Если авиаперевозки в Самаре востребованы, а это так, то производиться они будут. И те же самые специалисты перейдут осуществлять их в другие компании, функционирующие в Самаре, и будут заниматься там своим делом», - уверен Казачек. В то же время эксперт отмечает, что определенные социальные последствия банкротства авиакомпании вполне возможны. «Говорить о том, что никаких социальных последствий данная ситуация за собой не повлечет, неправильно. Но вызванные этим-трудности будут временными. Во всяком случае, в условиях рыночной экономики никто не застрахован от того, что организация, в которой он работает, рано или поздно обанкротится. Это обычная ситуация для стран с рыночной экономикой»,подчеркнул Казачек.
 
Александр Ирдуллин,
начальник отдела имиджа и рекламы ОАО «Авиакомпания «Самара»
- Какова сейчас ситуация?
- После того как Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта авиакомпании «Самара», мы не имеем ни возможности, ни права выполнять полеты. С 30 сентября ни один самолет авиакомпании не поднимался в воздух. По непонятной нам причине, в отличие от Красноярских и Домодедовских авиалиний Росавиация не сняла ограничения с сертификата эксплуатанта АК «Самара». Между тем в дни августовского кризиса, когда большинство деловых партнеров отказались заправлять самолеты альянса «Эйр Юнион», АК «Самара» показала себя с лучшей стороны. Мы выполняли свои рейсы с меньшими задержками, более того - помогали нашим партнерам по альянсу, вывозя вместо них пассажиров в Норильск, Караганду и в других направлениях, фактически оказывая безвозмездную помощь.
 
- Каковы ваши прогнозы?
- Перспективы предельно туманны. Авиакомпания «Атлант-Союз», как это и было озвучено, взяла на себя обязательства по перевозке пассажиров. Сейчас она, действительно, выполняет рейсы своими силами на самолетах Боинг-737. Во вторник мы должны были выполнить рейсы Внуково-Самара-Внуково и Самара-Сочи-Самара, они были выполнены «Атлант-Союзом», правда, с многочасовой задержкой. В среду график полетов также не выдерживался. В частности, у нас должны были быть рейсы в Санкт-Петербург и Душанбе. В Санкт-Петербург пассажиры были отправлены либо прямыми рейсами авиакомпании «Пулково», либо другими авиакомпаниями через Москву. С Душанбе ситуация более сложная, так как регулярные рейсы из Самары выполняли мы и авиакомпания «Точикистон» с периодичностью по одному рейсу в неделю. Сейчас пассажиры находятся в «подвешенном» состоянии, мы ищем выходы из положения. Надо сказать, что сейчас не совсем понятно, каково будет развитие ситуации до 26 октября, когда прекратит свое действие летнее расписание. На рейсы «Самары» на этот период продано, по уточненным данным, порядка полутора тысяч билетов.
 
- Что будет с теми, кто уже приобрел билеты на рейсы АК «Самара»?
- До окончания действия летнего расписания, после всех сокращений и оптимизации, у АК «Самара» имеются обязательства перед этими пассажирами. Как было заявлено, их перевозку планирует выполнить «Атлант-Союз», мы надеемся, что так и будет. Конечно, пассажиры имеют право выставить претензии к авиакомпании «Самара», однако я хочу подчеркнуть, что мы готовы выполнять рейсы, у нас есть квалифицированный летный состав, есть вся разрешительная документация, есть договоренность с партнерами, которые готовы в какой-то степени нас кредитовать. Мы готовы в полном объеме выполнять обязательства перед нашими пассажирами, нб из-за приостановки сертификата не имеем возможности это сделать.
 
- Как к этому кризису относится коллектив авиакомпании?
- Порядка 900 сотрудников АК «Самара» не имеют никакой информации относительно своего будущего. Складывается ощущение, что в регионе, славном своими авиационно-космическими традициями, это мало кого заботит. Очевидно, в том числе и по этой причине 30 сентября трудовой коллектив АК «Самара» принял обращение к органам исполнительной власти РФ и Самарской области.
 
 
Евгений КУРДОВ,
Олег КОНДРАТЬЕВ,
Юлия ШИШКИНА, «Самарский советник»

02.10.2008



Новости бизнеса
Распределительный центр продуктовой сети открылся под Самарой в «Преображенке 2» Распределительный центр продуктовой сети открылся под Самарой в «Преображенке 2»
сегодня 07:48
Новые рабочие места
23.04.24 Третью очередь особой экономической зоны «Тольятти» построят в Самарской области
04.04.24 Производство лодок и катеров запустят в Самарской области в «Преображенке»
28.03.24 Производство замороженных овощей и фруктов запустят в ТОР Самарской области
21.03.24 Новое машиностроительное производство запустят в Самарской области в 2025 году
13.03.24 Ярмарка трудоустройства в Самарской области начнет работу 12 апреля
Новости Самары

  17.28 
В олимпиаде по финансовой грамотности приняли участие 58 тыс самарских школьников
  11.39 
График электричек в Самарской области изменят с 29 апреля до 3 мая из-за ремонта
  10.54 
На улицах Самары к концу июня появятся 38,7 тысяч квадратных метров цветников
  10.15 
Общественные территории в Самаре начали обрабатывать от клещей и грызунов
  09.38 
Прямые авиарейсы между Самарой и Минском планируется возобновить с 1 июня

Новости Самары



27 апреля 0:05


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.

Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. Сервис Работа предлагает соискателям вакансии предприятий города, имеется возможность разместить свое резюме.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru