Новости компаний Самары
Портал города Самара samru

Про заводских: «АВИАКОР» и его директора

«Ну, что на «Авиакоре» Хасис делал - тут к гадалке не ходи. Ему ж поручили Ту-154 добить, чтоб «Боинги» подержанные могли зайти в страну. Он свою задачу выполнил. Пусть не при нем, пусть позже, но Ту-154 с производства-то сняли. Ваш Лихарев, между прочим, и снял.

А Лихарев... Со всех каналов - Лихарев, Лихарев.., - эмоционально рассуждал о судьбе завода «Авиакор» и его директоре один из бывших «самолетных» чиновников. - Почему с ним так все носятся: губернатор, Дерипаска, пресса. Я не понимаю этого. Совершенно не понимаю. Ан-140 их давно устарел, это не самолет, а вчерашний день. Нет у них будущего. А Лихарев же неженатый? Вот и пусть по тусовкам ходит - самое то».

Генеральный директор «Авиакора» Сергей Лихарев появился в самарском бизнес-сообществе как-то незаметно и не произвел особого впечатления на породистых губернских бизнесменов. «Очередной птенец из гнезда Дерипаски, - шутили в кабинетах «Белого дома». - Внешность у него не директорская, «ботаническая» какая-то, бороденка, очечки, рабочие таких не любят. Да еще нет профильного образования». Шутники подзабыли, что своим плачевным положением «Авиакор» был обязан людям как раз с авиационным образованием, умевшим общаться с рабочими и не умевшим или не желающим работать.

Собственно, в Лихареве нет ничего от старых советских директоров, привыкших быть своими среди рабочих. Хорошее образование, опыт работы в иностранных и российских компаниях, умение носить костюмы и нравиться женщинам, светские манеры, отсутствие раболепия перед чиновниками областного правительства, открытость прессе - хороший типаж для журналов о карьере и менеджменте. Добавить к этому образу то, что Лихарев - частый посетитель светских вечеринок, показов и мероприятий, и создается впечатление, что он ну совсем не директор.

Хотя с его появлением в истории «Авиакора» открылась новая страничка. Есть основание полагать, что завод наконец-то займет достойное место среди российских предприятий авиастроительной отрасли.

История самарского завода «Авиакор» последние пару десятилетий напоминает борьбу тяжелобольного со смертью. Вроде бы все, смерть - банкротство и ликвидация, началась экспансия подержанных «Боингов», кому-то надо было завалить отечественных самолетостроителей. «Авиакор» строил знаменитые на весь мир рабочие лошадки российской гражданской авиации - Ту-154. В общем, после ухода Хасиса завод уже был полной рухлядью».

Была на «Авиакоре» и своя «потемкинская деревня». Именно при Хасисе фюзеляж с крыльями, поставленный на шасси и раскрашенный в цвета авиакомпании «Самара» (эта конструкция изображала как бы построенный первый Ан-140), несколько раз под аплодисменты представителей региональной власти и прессы выкатывали из ангара и потом закатывали обратно. Один из ветеранов «Авиакора» как-то рассказывал, что украинские партнеры завода даже пригнали свой готовый Ан-140, и он вместо самарского «манекена» демонстрировал в облаках чудеса летных возможностей. Перекрасить Ан-140 в цвета его первого реального покупателя стоило потом, спустя много лет, немалых денег.

Кстати о покупателях. Легенда гласит, что в эпоху Хасиса реальных заказов на этот самолет не было. Просто потому, что у авиакомпаний не было средств. Помогли областные власти. Благодаря административному ресурсу и родственным связям АК «Самара» заказала «Авиакору» несколько машин. Это потом оказалось, что договора как такового не было. Было подписано что-то похожее на протокол о намерениях. Да и представители «Самары» не раз рассказывали, что турбовинтовой 52-местный Ан-140 нет смысла использовать на основном маршруте авиакомпании - Самара-Москва. «До Москвы он, конечно, долетит. Но лететь будет долго. Эксплуатировать его у нас совершенно невыгодно», - не скрывали в авиакомпании. Тем не менее контракт преподносился как спасение завода.

Постепенно Лев Хасис стал отходить от непосредственного управления предприятием. В 1997 году он занял пост председателя совета директоров «Авиакора», а исполняющим обязанности президента, а позже генеральным директором стал Леонид Терентьев.

«В те времена с «Авиакором» происходили удивительные превращения, - рассказывает очевидец. - Из предприятия были выделены десятки дочерних структур. Зачем это делалось - непонятно. Или наоборот - понятно». Собственно, многие знают про созданные при нем многочисленные дочерние структуры: «Авиакор-мебель», «Авиакор-строитель» и бог весть что еще с именем «Авиакор». Худо-бедно, но «дочки» кормили завод и рабочих, которые оставались там. Им просто некуда было идти.

В то время журналисты очень любили завод. С периодичностью раз в месяц управляющий в обеденный перерыв собирал пресс-конференции. В кабинете накрывался стол, заваленный таким гастрономическим изобилием, что поверхности его не было видно. Оголодавших к обеду представителей четвертой власти производственные достижения самолетостроителей уже не интересовали, взгляды сосредотачивались на мясных нарезках, и все молча ждали, когда одна из ведущих пресс-матрон, тяжело вздохнув, заявит: «Ну, конечно, очень интересно, как живет «Авиакор», но я, видимо, отдам дань вашему гостеприимству. Передайте мне вон тот бутербродик. Где тут у вас кипяточек?». После этого акулы пера набрасывались на еду, а в статьях как-то не акцентировали внимание на том, что завод вот-вот перестанет существовать.

В 1998 году на Самарскую область буквально обрушилась группа «Сибирский алюминий», руководство которой очень быстро нашло общий язык с губернатором Константином Титовым. Начав с приобретения «Самарской металлургической компании», группа вскоре купила и «Авиакор», который мог бы стать одним из крупных потребителей алюминия. Будучи фактически одним из владельцев мощного, но испытывающего серьезные трудности предприятия, Хасис был заинтересован в привлечении инвестиций. Появление в Самаре «Сибирского алюминия» стало удачным выходом из затруднительного положения. Вскоре Лев Аронович передал «Авиакор» из рук в руки. К этому времени топ-менеджер уже практически переехал в Москву, где у него появилось много новых интересов. Судьба «Авиакора» его больше не волновала.

Первоначально группа «Сибирский алюминий» получила в доверительное управление 46% акций ЗАО «Авиакорпром» - управляющей компании холдинга, в который входил «Авиакор». Получив акции «Авиакора», Дерипаска приобрел и его проблемы. Топ-менеджеры группы публично обязались в течение трех лет инвестировать в завод $40 млн - наладить выпуск пассажирского самолета Ан-140, Ан-70, Ту-334 и комплектующих для Boeing. Но что-то пошло не так. С приходом «СибаАла» «Авиакор» впал в затяжной кризис, из которого его не сумели вывести три сменившиеся команды менеджеров. Ни о каких 40 миллионах долларов речь и не шла, «Сибирский алюминий» вложил в авиазавод на тот момент не более $10 млн., после чего утратил интерес к предприятию. Пассивность по отношению к судьбе «Авиакора» стала предметом нешуточных разбирательств в администрации области. Злые языки уверяют, что губернатор даже предлагал Дерипаске продать «Авиакор» самарским компаниям. Одним из покупателей называли главу группы «Волгопромгаз» Владимира Аветисяна. Однако он под разными предлогами поспешил замять предложение о покупке предприятия. Знающие люди утверждали, что Дерипаска просто решил выждать изменения рыночной конъюнктуры. На тот момент российские самолеты были просто не нужны.

Одним из более или менее толковых ставленников «СибАла» называют Владимира Белогуба, появившегося на предприятии в 2000 году. До этого он работал в НПО «Взлет». Прошел путь от ведущего инженера до исполнительного директора и вице-президента АО «Взлет». Белогуб с новыми силами взялся за строительство Ан-140. Кроме того, при нем завод производил комплектующие для АвтоВАЗа, а также занимался ремонтом и модернизацией находящихся в эксплуатации самолетов Ту-154. «В ближайших планах завода - серийный выпуск пассажирского самолета Ан -140», - заявлял Белогуб одной из местных газет. Ан-140 не построил и он. В декабре 2003 года состоялся совет директоров, на котором было принято решение о прекращении полномочий генерального директора завода Владимира Белогуба: ему пришлось ответить за конфуз. На эту должность был назначен бывший заместитель директора «Авиакора» по подготовке производства Геннадий Плотников.

Проблемы «Авиакора» временами вызывали пессимистичные прогнозы даже у партнеров предприятия. «Проект сборки здесь Ан-140, разработанного киевским АНТК им. Антонова, развивается настолько вяло, что надежды на его успешное завершение практически нет, -сказал как-то генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Павел Науменко. - Более семи лет велись поиски путей осуществления этого проекта. А результатов так и не видно». Но в 2004 году на заводе появился Сергей Лихарев. Ситуация к тому времени на предприятии сложилась критическая. ОАО «Самараэнерго» за долги ограничило подачу электроэнергии на завод. Областной арбитраж был завален исками о банкротстве «Авиакора», взыскании долгов. Руководитель управления реализации государственной промышленной политики министерства промышленности Самарской области Владимир Перваков заявлял тогда, что часть имущества описана судебными приставами, а «...хватит ли полученных от распродажи имущества денег для удовлетворения требований всех кредиторов, неизвестно». Фактически речь шла о перспективе ликвидации завода. Сергей Лихарев мог бы стать могильщиком «Авиакора». Но не стал.

Российским авиакомпаниям понадобились самолеты - не только заграничный сэконд-хэнд, но и собственного производства. Правительство взяло курс на развитие авиапрома. Свою лепту внесли и областные власти. Во всяком случае, Константин Титов, используя свои возможности, помогал новой команде. Говорят, что Лихарев понравился Титову, и тот неоднократно ставил его в пример как толкового менеджера.

Лихарев весьма жестко взялся за приведение в порядок дел на «Авиакоре». Начал с возбуждения уголовных дел против бывших директоров, нахимичивших с деньгами предприятия. «Однако круто он начал с разборок», -рассуждали в кабинетах министерства промышленности. «Пускай растрясет это авиастроительное болото, - говорили другие чиновники. - Полезно».

Положительная ситуация на рынке, поддержка областных властей и грамотный менеджмент сделали свое дело. «Авиакор» перестало лихорадить, и впервые за последние пятнадцать лет заговорили о том, что завод начнет строить самолеты, а не катать макеты по взлетному полю. Удалось, наконец, запустить и многострадальный Ан-140.

«Он мне кажется очень своевременным для «Авиакора» человеком, - как-то высказал свое мнение о Лихареве один высокопоставленный чиновник. - Он совершенно грамотно делает ставку именно на внутрирегиональный самолет. Во-вторых, он очень настойчив. А в-третьих, он просто грамотный специалист. Вот увидите: через пять лет у «Авиакора» отбоя от заказов не будет».

"Время"

26.12.2006



Новости компаний
В Поволжском банке Сбербанка назначен новый руководитель В Поволжском банке Сбербанка назначен новый руководитель
04.03.24 17:22

28.02.24 Возобновляются рейсы из Самары в Махачкалу в марте 2024
08.02.24 На ОДК-Кузнецов начали серийно печатать детали для индустриального двигателя
19.01.24 Аэропорт Курумоч обслужил более 3,5 млн пассажиров за 2023 год
29.12.23 Открывается прямое авиасообщение из Самары в Кемерово
Новости Самары

  11.42 
Завершаются общестроительные работы в будущем филиале Третьяковки в Самаре
  10.52 
Предъявлено обвинение жителям Самары, сбросившим 45-летнего мужчину с 5 этажа
  10.25 
На благоустройство 24 дворов Кировского района Самары направят до 4,7 млн рублей
  09.44 
Месячник по благоустройству с субботником пройдет в Самаре с 1 по 30 апреля
  09.09 
Гепатологический центр открылся в Самаре на базе новой поликлиники в Волгаре

Новости Самары



19 марта 6:24


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.

Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. Сервис Работа предлагает соискателям вакансии предприятий города, имеется возможность разместить свое резюме.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru