Образование в Самаре
Портал города Самара samru

Дмитрий ОВЧИННИКОВ: «Новая система оплаты учителей – знаковое событие»

Из всех министров, назначенных новым губернатором, появление в областном правительстве Дмитрия Овчинникова было, пожалуй, самым неожиданным. Большинство экспертов предполагали, что министерство образования возглавит специалист, приглашенный из-за пределов нашей губернии. Однако Владимир Артяков оказал доверие человеку, уже успевшему поработать в системе образования Самарской области. Специалисту, который хорошо знаком с проблематикой министерства и может приступить к работе, как говорится, без раскачки. О том, каких изменений следует ждать в работе Минобразования области, Дмитрий Овчинников рассказал в интервью Репортеру.
- Среди вновь назначенных министров вы, пожалуй, единственный специалист, для которого проблематика вашего министерства науки и образования не является новой. То есть вы фактически приступили к работе без так называемого переходного периода. Без раскачки?
- Вы правы. С системой образования связана большая часть моей трудовой деятельности. Я работал в школе, был ее директором, возглавлял образовательный округ, занимался вопросами работы школ и детских садов Новокуйбышевска как заместитель мэра по социальным вопросам. Поэтому образовательная жизнь, ее процессы, ожидания учителей и воспитателей, необходимость системных преобразований мне хорошо знакомы как изнутри, снизу, так и сверху. Какая уж тут раскачка.
- Тогда что вы можете сказать о новой отраслевой системе оплаты труда учителей, которую сегодня обсуждают больше всего? Причем звучат мнения как "за", так и "против". Вы на чьей стороне?
- Внедрение новой оплаты труда учителей, по моему глубокому убеждению, является знаковым событием. Именно она смогла повлиять на социальный статус людей, которые каждодневно занимаются с нашими детьми в школах. Внедрение этой системы явилось логичным шагом. Если вначале, при внедрении нормативного финансирования, деньги шли за учеником в школу, то теперь они пошли в класс - к учителю, который дает нашим детям знания.
Результаты налицо. Если в декабре предыдущего года средняя зарплата учителей по области составляла более восьми с половиной тысяч рублей, то уже в третьем квартале текущего года она возросла на тысячу рублей. Можно спорить, много это или мало, но эти цифры следует сопоставлять с тем, что средняя зарплата учителей области еще в мае прошлого года составляла около 5,8 тысячи рублей.
- То есть нам по этому вопросу можно немного успокоиться, перевести дух и начать передавать наши новаторские наработки другим регионам?
- Нет. Любая система, как бы она ни была совершенна при разработке, требует определенных корректив в процессе ее внедрения. Новая система оплаты труда педагогов - не исключение. Поэтому не случайно губернатор Самарской области ВладимирАртяков дал мне поручение о дальнейшей работе по совершенствованию новой системы оплаты труда учителей губернии и по ее внедрению. А критикам нашего вектора развития и нашего образовательного курса я бы попросил предложить что-нибудь более конструктивное и, самое главное, реально реализуемое. При всех критических замечаниях в адрес новой системы следует помнить, что зарплата учителей школ области выросла почти в два раза, и мы являемся первопроходцами в этом вопросе.
В каких конкретно доработках нуждается отраслевая система оплаты труда учителей? И насколько радикальными они должны быть?
- Самое главное уже сделано. Все школы области перешли на новую систему оплаты труда учителей в штатном режиме. Теперь можно планомерно заняться доработкой этой системы, учитывая собственный накопленный опыт и опыт других регионов.
Уже сегодня благодаря новой системе мы можем говорить о действующем экономическом механизме, который влияет на качество образования. В этой связи необходимо сделать максимально прозрачным распределение стимулирующей части зарплаты, чтобы людям можно было открыто в глаза говорить, что тот человек, который работает и много и хорошо, будет получать большую зарплату. Инаоборот.
- Вы говорите о повышении зарплаты учителей. Но не является ли это простым следствием ранее обещанного 15-процентного увеличения зарплат работникам бюджетной сферы?
- Нет. Как я уже говорил выше, в результате внедрения отраслевой системы оплаты труда за полтора года средняя зарплата учителей выросла почти в два раза. В качестве сравнения хочу сказать, что если бы мы по-прежнему оплачивали труд учителей по единой тарифной сетке, то с учетом упомянутого вами 15-процентного повышения зарплаты учителя области получали бы сегодня в среднем чуть больше 6 тысяч рублей.
Вы упомянули о системе начисления зарплаты учителям по единой тарифной сетке, от которой в Самарской области уже отказались. Чем был вызван отказ? И почему не произошло повышения заработной платы учителей с 1 сентября на 15%, а только на семь?
- Я говорил о росте средней зарплаты учителей области в результате введения отраслевой системы оплаты труда. Но что такое средний учитель? Человек, который пришел в класс и грамотно вслух прочитал учебник? Очевидно, что все мы хотим видеть у доски педагогов с горящими глазами, вкладывающих в детей душу. Новая система, в отличие от старой, как раз и стимулирует учителей к творческому росту. Раньше у педагогов часто отсутствовал стимул к саморазвитию. Сегодня же можно сказать, что зарплата учителя находится в его руках.
Что касается второго вопроса по повышению заработной платы учителей на 15%, хотел бы внести ясность. Согласно Федеральному закону №54 повышением с 1 сентября установлен минимальный размер оплаты труда 2300 рублей в месяц. Т.е. речь не о повышении заработной платы учителя с учетом надбавок, а о повышении на 15% минимального размера оплаты труда, который является основой для расчета заработной платы по отраслевой системе с учетом межразрядных тарифных коэффициентов единой тарифной сетки на уровне федеральных межразрядных коэффициентов. Все расчеты нами произведены согласно законодательству.
Говоря о нормативном финансировании школ, мы имеем в виду включение экономических механизмов, когда ученики, а следовательно и деньги, пойдут в наиболее успешные образовательные учреждения. Не окажутся ли при этом в проигрыше обычные школы - не лицеи, не колледжи, куда родители стремятся отдать своих детей?
- Мне кажется, что ученики и их родители уже выбрали учебные заведения и большого оттока из обычных школ не будет. А со стороны директоров школ "заманивание" учеников -это обычный маркетинговый ход нормального руководителя, который для себя просчитывает работу на будущее. Он должен предлагать родителям дополнительные основания для выбора именно своего учреждения, иначе завтра просто можно без работы остаться.
- Сегодня очень много говорят о поборах в учебных заведениях. Насколько реальна эта проблема, как она решается и как должна решаться?
- Что такое поборы? Необходимо понимать, что правительство области в лице Минобразования и науки отвечает за реализацию государственных обязательных стандартов. Так что если в школах будут собирать деньги на оплату преподавания математики, физики, химии и других обязательных предметов, то это абсолютно недопустимо. Впрочем, о подобных фактах мне неизвестно. Если же собирают деньги на ремонт здания школы, содержание классов, то здесь необходимо разбираться. Если такое решение принимает родительское собрание или другой общественный орган учебного заведения и средства собираются в соответствии с законом, то здесь нельзя говорить о поборах. Если деньги собираются в фонд школы и нет четкой системы отчетности и контроля, то вопрос уже нужно адресовать правоохранительным органам. Существует легитимная схема взаимодействия, в том числе и в финансовом плане, родительской общественности и руководства школы. Есть возможность открытия счетов, принятия решения на общественном совете. Способ управления школой - государственно-общественный. То, что мы с вами не активно используем свои права, в первую очередь наши проблемы.
Я сам родитель, у меня двое детей-школьников. Когда нас вводят в состав родительского комитета, мы почему-то считаем для себя это дополнительной нагрузкой, а не возможностью повлиять на ситуацию. Может быть, в себе надо пересмотреть отношение к этому процессу, понять, что мы реально можем на что-то влиять? А с беззаконием надо бороться.
- А не считаете ли вы нагрузки в некоторых школах слишком большими?
- Все учебные планы проходят контроль органов Роспотребнадзора. Родители сами выбирают учебное заведение для своего ребенка. Отдавая ребенка в школу с углубленным изучением отдельных предметов, они тем самым повышают его нагрузку. Тут надо исходить из особенностей здоровья школьника - сможет он выдержать нагрузку или нет. То есть родители должны выбрать, либо их ребенок занимается математикой, либо гоняет мяч.
Говоря о здоровьесберегающих технологиях, могу привести пример Красноярского района. Там введены дополнительные часы физкультуры, пятиминутки ит.д. Методика используется уже несколько лет. В результате в районе нет ни одного призывника, негодного к службе в армии. А дети в школах меньше болеют.
Назовите основную, на ваш взгляд, проблему самарской системы образования, которую необходимо решать в первую очередь. И вообще, нужно ли что-то кардинально менять в вышеназванной системе?
- ВСамарской области очень хорошая система образования. В регионе успешно реализуются государственные стандарты образования, создана эффективная система управления. У нас реализуются два федеральных эксперимента: первый - по образовательным округам, второй -в рамках нацпроекта. На модернизацию системы образования нам выделено из федерального бюджета 196 миллионов рублей.
В качестве наиболее острой проблемы я бы выделил лицензирование образовательных учреждений, связанное с их противопожарной безопасностью. По поручению губернатора Владимира Артякова сейчас разрабатывается новая программа, по которой на эти цели будет выделено более чем полмиллиарда рублей.
- До сих пор у нас остается низким уровень подготовки специалистов. По мнению работодателей, выпускники профучилищ, лицеев, техникумов далеко не в полной мере удовлетворяют современным профессиональным требованиям. Как планируется решить эту проблему?
- Вобластном правительстве создан совет по кадровой политике. Нашему министерству поставлена задача проанализировать рынок труда и перспективы его развития. Мы составляем государственное задание на подготовку специалистов, ориентированных на современный рынок труда. Если ребенок хочет быть менеджером, бухгалтером или
банкиром, а эти профессии не будут востребованы на рынке труда, то пусть он получает это образование за счет собственных ресурсов. За государственные деньги в наших учебных заведениях мы будем готовить только тех, кто востребован.
Сегодня мы переходим на автономную сертификацию специалистов. Работодатель формирует набор требований, по которому мы сертифицируем выпускников. То есть кроме аттестата выпускник получает еще и сертификат. На сегодняшний момент порядка 50% выпускников соответствуют требованиям работодателей. Это очень неплохо.
Говоря о введении отраслевой системы оплаты труда, вы говорили об учителях школ. А как обстоит дело с воспитателями детских садов, ведь не секрет, что сегодня их зарплата очень низкая?
- Правительство Самарской области в полной мере осознает приоритетность расходов на образование, в том числе и на дошкольное. Необходимо понимать, что рост зарплаты работников детских садов актуален не в перспективе, а в самое ближайшее время. В связи с этим уже с 1 января нового года в дошкольных учреждениях, соучредителем которых является правительство области, заработная плата вырастет на 30 процентов. Необходимые средства будут выделены из бюджета области.
Особо стоит остановиться на ситуации в Самаре и Тольятти, где в большинстве дошкольных учреждений учредителем является лишь муниципалитет. Правда, с нового года, согласно новому Бюджетному кодексу, муниципальным образованиям передается сбор ряда налогов, которые раньше шли в областной бюджет. Благодаря этому в 2008 году бюджет Самары пополнится дополнительно более чем на 320 миллионов рублей, бюджет Тольятти - почти на 200 миллионов рублей. В этих условиях городские власти также смогут повысить зарплату работников детских садов. Для 30-процентного повышения зарплаты Самаре необходимо 166 миллионов рублей, Тольятти -167. Так что новых налоговых поступлений может хватить для этого с лихвой. Мы надеемся, что инициатива губернатора по повышению заработной платы работникам дошкольных учреждений будет поддержана муниципалитетами. Мы со своей стороны уже начали разработку методики отраслевой системы оплаты труда.
Алексей ГОЛЕВ, «Репортер»

02.11.2007



Образование в Самаре
В олимпиаде по финансовой грамотности приняли участие 58 тыс самарских школьников В олимпиаде по финансовой грамотности приняли участие 58 тыс самарских школьников
26.04.24 17:28

23.04.24 Самарский политех получит корпуса для нового кампуса на ул. Антонова-Овсеенко
16.04.24 Строительство межвузовского студенческого кампуса в Самаре начнется в 2025 году
16.04.24 Три здания на улице Антонова-Овсеенко в Самаре передадут СамГТУ под общежитие
16.04.24 В Самарском университете им. Королева планируют провести капремонт общежитий
Обзоры
Интервью
Как уберечь ребенка от стресса во время подготовки к ЕГЭ Как уберечь ребенка от стресса во время подготовки к ЕГЭ
Светлана Карпухина, главный внештатный специалист минздрава Самарской области по детской психиатрии

Новости Самары


5 мая 13:57


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru