АвтоЖурнал Самары
Портал города Самара samru

Их нравы

Многие считают, что культура на дорогах и общее состояние дорожно-транспортной сети в России далеки от идеала. Однако, побывав в Египте и ознакомившись с местными автомобильными нравами, могу с уверенностью говорить, что кое-что у нас ещё хуже, чем мы думаем.

Дороги

Безусловно, мягкий тёплый климат, отсутствие осадков и нулевая влажность благоприятно сказываются на состоянии дорог. Но, как бы то ни было, даже в переполненном автомобилями Каире дорога в любом третьестепенном переулке даст сто очков вперёд центральным магистралям Самары. А в курортном Шарм-Эль-Шейхе, например, 95% дорог по качеству соответствует тому благодатному крошечному участку, что ведёт мимо Малой Царевщины в аэропорт. Разметку, правда, нельзя назвать идеальной - в этом отношении египтянам ещё далеко до Европы, но стремление не обходить этот вопрос стороной заметно.
Другой аспект, о котором всем автовладельцам области остаётся только мечтать, - освещение. Вы не поверите, но даже узкая двухполосная асфальтовая лента, соединяющая города в грязной пустыне, имеет мачты освещения с обеих сторон! Вдвойне приятно, что они не только стоят, но и работают! Что уж говорить об освещении городских улиц, если в том же Шарм-Эль-Шейхе таксисты ночью пользуются исключительно… габаритными огнями. И это одно из самых больших потрясений, которое ожидает в Египте. На вопрос, почему они не пользуются фарами, следует оригинальный ответ: «Так дороги же освещаются. Всё видно. А свет фар только слепит и мешает следить за дорогой».
Впрочем, к таксистам мы ещё вернёмся, а вот среди других особенностей организации движения стоит отметить дорожные знаки, с наступлением темноты подсвечивающиеся лампочками, и почти полное отсутствие светофоров.

Организация движения

Да, это кажется невероятным, но 18-миллионный Каир прекрасно обходится без светофоров. За весь день, проведённый в столице Египта, на глаза попались лишь 4-5 «светофорных объектов». И это притом, что, по словам местных жителей, город задыхается в пробках. Правительство страны делает всё возможное, чтобы разгрузить дороги - Каир опутан сетью 2-3-уровневых развязок и путепроводов, значительная часть улиц переведена на одностороннее движение, есть самый длинный в мире подземный тоннель, в кратчайшие сроки, буквально ударными темпами построено метро с более чем 60-ю станциями. Уж не знаю, что египтяне называют пробками, но, для того, чтобы пересечь огромный мегаполис в час «пик», нам потребовалось немногим больше времени, чем для того, чтобы проделать то же самое в Самаре.
Незаметны на улицах крупных городов и полицейские патрули. Никто не регулирует движение, не устраивает засад, не прячется в кустах с радаром - большая часть встреченных людей в чёрной форме не имела никакого отношения к дорожному движению (обычная «гражданская» полиция и так называемая «Tourist Police» в курортных Хургаде и Шарм-Эль-Шейхе носит похожую форму).
Полицейских машин в крупных городах практически нет - основная масса патрульных ездит на мотоциклах, что объяснимо, учитывая плотное движение. А вот в туристических центрах полиция пользуется пикапами с 6-8-местной «будкой» сзади.

Дорожные нравы

Отсутствие светофоров и знаков приоритета обуславливает специфическую манеру вождения египетских водителей. Происходящее на дороге можно назвать «упорядоченными хаосом»: кто успел втиснуть нос своей машины в щель - тот и проехал первым. Пересечь три ряда буквально поперёк потока, чтобы оказаться на одну машину ближе к концу пробки, или втиснуть автомобиль между двумя другими в щёлку, которая   шире ровно на два сантиметра, - вещи само собой разумеющиеся. Причём, подобные фокусы, наряду с водителями легковушек, выполняют и водители огромных автобусов, и нагруженных под завязку грузовичков. Над дорогой постоянно висит гудение клаксонов, но озлобленных лиц нет и отборной ругани не услышишь - всё происходит буднично и не прерывается ни на секунду.
Разумеется, при таком движении невозможно обойтись без столкновений - редкий автомобиль не несёт на себе боевых отметин. На мелкие повреждения и царапины не обращают особого внимания, а что-то крупное просто выравнивают на глазок. В результате подержанные автомобили напоминают мяч для гольфа: тут криво восстановили, тут - вмятинка, там - сильная вмятинка, а здесь - бордюр задели… Правда, когда египтяне успевают это всё заработать, осталось загадкой, - за несколько дней, проведённых на дорогах, мы не увидели ни одной даже мелкой аварии.

Автомобили

Низкий уровень доходов населения и благоприятные условия эксплуатации - нулевая влажность, хорошие дороги - обуславливают специфическое состояние автопарка Египта - на дорогах царствуют автомобили 70-80-х годов. В основном, произведённые на юге Европы - итальянские FIAT, испанские SEAT, французские Renault и Peugeot. Новых автомобилей очень мало, это, как правило, корейские Hyundai, японские и европейские (большей частью - Mercedes) марки. Практически все крупные производители представлены своими дилерами, однако какой-то пыльный и потасканный вид фасадов и унылое запустение в шоу-румах наводят тоску. Ни о каких отдельно стоящих зданиях и ухоженной прилегающей территории нет и речи - недостаток места в крупных городах вынуждает автосалоны «селится» на нижних этажах домов.
Наиболее современный транспорт в Египте, разумеется, туристический: это автобусы всех мастей - от комфортабельнейших междугородних лайнеров (в подавляющем большинстве случаев - на шасси Mercedes) до небольших 20-местных городских «летучек» (Toyota, Mercedes). Роль общественного транспорта в Каире выполняют микроавтобусы прадедушкиной молодости - некогда известные у нас чехословацкие Zuk и знаменитые в 70-х Volkswagen Bus. Причём, большинство водителей ездит с открытыми боковыми дверями и выписывает такие пируэты на дороге, что даже повидавшим отечественные «Газели» становится не по себе.
Зато в египетских городах не встретишь ни трамваев, ни троллейбусов, а значит, местные водители не сталкиваются со всем букетом проблем, которые они приносят дорожному движению.
А вот с грузоперевозками дело обстоит по-другому - как ни странно, но на египетских дорогах почти не встретишь большегрузных грузовиков или «фур». Между городами перевозки осуществляются на небольших 3-5-тонных автомобилях, как правило, японского производства, причём грузят на них не то чтобы много, а очень много. Если же дело происходит в городе, то нередко наверху перевязанной верёвками горы мешков и пакетов на высоте второго этажа сидят ещё один-два человека - то ли грузчики, то ли охранники.
Как класс отсутствуют и небольшие фургоны - аналоги нашей «Газели». Их работу выполняют безумно популярные среди египетских водителей японские пикапы всех мастей.
К делу доставки грузов активно подключается и двухколёсный транспорт - мотоциклы, в которых душа, что называется еле теплится, и мотороллеры - знаменитая итальянская Vespa и её многочисленные копии. На них, в частности, доставляются почта и свежие газеты, овощи, фрукты, свежее мясо и рыба с рынков в многочисленные отели.
Стоимость и содержание
Стоимость автомобилей в Египте чуть выше. Например, Daewoo Lanos предлагается за 60000 египетских фунтов (примерно $10500), что на $500-1500 дороже, чем в России. (Для сравнения - однокомнатная квартира площадью 75 м2 в самом дешёвом рабочем районе Каира стоит 100000 фунтов). По вышеуказанным причинам и подержанные автомобили способны серьёзно облегчить карман - один из наших знакомых незадолго до встречи купил 30-летний Mercedes W123 за $7000 и считает это удачной покупкой, закатывая глаза и произнося: «Это же Mercedes!». Российских автолюбителей подобное соотношение цифр способно ввергнуть в шок даже с учётом марки.
Зато содержание автомобиля в Египте обходится в сущие копейки - мойка, например, стоит 5-6 фунтов (около 25-30 рублей), бензин АИ-92 - 5-6 рублей. (Последнее неудивительно, учитывая, что главная статья доходов в бюджете страны - экспорт нефти. На втором месте - сборы за проход через Суэцкий канал, на третьем - доходы от туризма.)

Такси

На плечи такси в Египте возложена существенная доля перевозок. А в курортных Хургаде и Шарм-Эль-Шейхе они являются практически единственными средствами передвижения. Как правило, это «универсалы» Peugeot 504, обожаемые таксистами за возможность разместить на трёх его диванах аж 8 пассажиров и ещё немного багажа. Не пустуют, особенно в крупных городах, и внушительные багажники на крышах. В Каире и Александрии, напротив, царствуют седаны FIAT и Peugeot, встречаются родные классические ВАЗы и новые автомобили корейских марок. Все такси обязательно несут соответствующую окраску: в Шарм-Эль-Шейхе - бело-голубую, в Хургаде - белую, в Каире - чёрно-белую и жёлтую.
Техническое состояние автомобилей - отдельная песня. Если кузов ещё кое-как держится, то гудение двигателя, сопровождаемое подвываниями трансмиссии и побрякиванием подвески, - непременное звуковое сопровождение почти любой поездки. На этом фоне неработающее освещение салона и приборы, показывающие, в лучшем случае, время где-нибудь в Токио, не вызывают дрожи. В крупных городах с состоянием автомобилей дело обстоит значительно лучше, что, впрочем, нисколько не умаляет их достоинств как аттракциона не для впечатлительных дам.
Потому что ездят местные таксисты на этом чуде техники, нисколько не стесняясь его повсеместной ущербности. Любимые приёмы - заложить поворот покруче под визг тоненьких покрышек, держать дистанцию в три метра на скорости километров восемьдесят, начинать торможение не раньше, чем слабонервные пассажиры полезут за валидолом, и т. д. Всё это сопровождается непременными восточными мотивами, доносящимися из полуразбитых кассетных магнитол, японских CD-приводов «мade in China» и «навороченных» мультимедиа-комбайнов.
Но главным узлом автомобиля является клаксон. Это альфа и омега любого такси. Если он у тебя не работает - ты не можешь считаться полноправным участником движения, на тебя не обращают внимания девушки и норовят «подрезать» водители автобусов. Ты едешь в полном тишине и не можешь поприветствовать знакомого таксиста или поторопить зазевавшегося соседа по потоку. Потому что король на дороге не только тот, у кого машина больше, но и тот, у кого клаксон громче.

 



Автожурнал
Автотюнинг
на теплоходах из Самары, бронирование


25 апреля 13:35


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Авто Самара - помощник автомобилиста города. Новости, правила дорожного движения, обзоры, автосалоны. Сервис Продажа Авто - объявления о покупке, продаже автомобилей: Рено в Самаре, Cузуки в Самаре, ВАЗ в Самаре, Хонда в Самаре, Форд в Самаре, Шевроле в Самаре.

Рубрика Дороги Самары содержит сведения о маршрутах городского транспорта Самары. Ситуация на дорогах Самары в сервисе Пробки. Автошколы: цены, условия, обучение, места.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru