АвтоЖурнал Самары
Портал города Самара samru

Белый рокот

Снегоходы, или сноумобили (по-западному), появились в начале прошлого века, став заменой нартам и саням с «движителями» мощностью в несколько собачьих, а то и оленьих сил.

Транспорт, способный легко передвигаться по снегу, всегда являлся одним из главных составляющих жизни любого жителя «морозоустойчивых» стран. Общемировое развитие цивилизации подвигло к моторизации заснеженные населённые пункты России, Канады и северных штатов Америки - всё больше требовалось средств мобильного передвижения в условиях лютого сугробного бездорожья. Вполне естественно, что хладоустойчивая Россия стала первой, где был изобретён снегомобиль, вернее, аэросани, а создал их в 1903 г. русский инженер авиационной техники Сергей Неждановский.
Он вложил немало знаний и сил в совершенствование своего творения, чтобы оно стало выпускаться серийно, и не только для народного потребления, но и в качестве военного транспорта. Видимо, милитари-тема и подтолкнула Неждановского к изобретению первого в мире гусеничного снегохода с  установленной спереди лыжей. Машина могла разгоняться до 12 км/ч. Скорость невелика, ведь мощность двигателя всего 1,5 л.с.

Более сильные снегоходы в России, точнее, в СССР, начали создавать в 1965 г. - сначала это были «НАМИ-095», затем «Амурец», «Лайка-2», а в серию в 1973 г. пошёл только «Буран» - с 640-кубовым 40-сильным двигателем Rotax, а затем и с агрегатами собственного производства.
Компоновка «две гусеницы + одна лыжа» не являлась достаточно легко управляемой, да и конструкция требовала совершенствования. Позаимствовав практически все передовые решения у «Bom-bardier», в конце 90-х Россия запустила в производство снегоход под названием «Тайга».

Но, пожалуй, самый значимый вклад в «снегоходостроении» принадлежит американцу Карлу Элейсону. В 1924 г. он соорудил нечто - между двух длинных лыж была установлена гусеница, а мотор (2,5 л.с.) от лодки располагался спереди. Такая схема требовала модернизации, и через 3 года Элейсон создал наиболее жизнеспособный сноумобиль, получивший ту принципиальную концепцию, которую можно распознать и в любом современном снегоходе. Дальнейшие модели Элейсона оснащались двигателями таких известных марок как «Excelsior», «Indian» и «Harley-Davidson».

Мощные снегоходы марки «Eliason Motor Toboggan» получили признание и в армии США. Популярность «снежных» машин росла, и, выбрав для себя более приемлемые условия, фирма перебралась в Канаду, где сменила имя на «FWD», с которым и просуществовала до 1953 г.
Чисто канадское «снегоходосозидание» подхватил Жозеф-Арман Бомбардье. Первый снегоход Бомбардье соорудил из агрегатов Ford T, подаренного ему отцом

Для своей снеготехники в 1935 г. он изобрёл обрезиненные гусеницы и приводные колёса. Специально для армии выпускались даже модификации, облачённые в броню. Оно и понятно - 40-ые боевые годы того требовали. В послевоенное время фирма «Bombardier» продолжила совершенствование гражданских моделей, например, наладила производство гусеничного вездехода Muskeg, который успешно участвовал в антарктической экспедиции Вивьяна Фучса в 1957 г.

В том же году Жозеф-Арман решил осуществить давнюю мечту о небольшом, удобном и недорогом снегоходе. Первые прототипы увидели свет в начале 1958 г. Это были полностью открытые одно-двухместные машины с широким траком и единственной управляемой лыжей, от которой Бомбардье быстро отказался вследствие неустойчивости снегохода с такой схемой.
В конце того же года состоялись испытания модернизированного снегохода. Они оказались удачными, и изобретатель начал подготовку к производству.

В 1959 г. было изготовлено 225 легких снегоходов, получивших имя Ski-doo. Они имели длиннющие полутораметровые лыжи, пружинную подвеску и резиновую гусеницу. Снегоходы продавались по очень высокой цене - $900-1000, но пользовались огромным успехом. С этого момента легкие снегоходы становятся основным объектом интересов Жозефа-Армана Бомбардье.
В 1968 г. несколько машин «Bombardier» покорили Северный полюс. А через два года «Bombardier» уже выпустила свой миллионный сноумобиль.

В Канаде существовали и весьма нестандартные своей компоновкой снегоходы, например, тот же «Bombardier» произвёл на свет в полном смысле сноумобиль - водитель и пассажир располагались по-автомобильному, плечом к плечу. Нечто совсем странное выпустила фирма «Bolens» - модель Hus-Ski состояла из двух частей: мотор с гусеницей - спереди, тележка с лыжами - сзади, а точка соединения этих модулей являлась осью излома для возможности изменения направления движения.
В 1956 г. в США  была основана компания «Polaris», производившая копии снегоходов Элисона. Позже, модифицированные, они получили традиционно-привычную в наше время концепцию - мотоциклетные руль и седло «друг за другом», плюс собственная отличительная особенность: крыша - складной тент, что нашло своё продолжение и на современных Polaris.

В начале 60-х годов в Америке образовалась компания «Arctic Cat». Машины обрели интересную особенность: кроме лыж имелись и колёса - на случай внезапного снегодефицита. Такая конструкция не нашла дальнейшего применения в модельной гамме фирмы, а появившаяся переднемоторная компоновка сохраняется и по сей день.

Японские фирмы более чем часто заимствовали инородные идеи и конструкции, а затем, совершенствуя их, выводили свою «породу», достигая лидирующих позиций. Первенство удавалось не всегда. В конце 60-х вся «мото-четвёрка» - «Honda», «Yamaha», «Kawasaki» и «Suzuki» - решила рискнуть, занявшись «снегоходовыведением». Новая продукция от фирмы «N2» вскоре заняла одно из лидирующих мест в мировом господстве знаменитых марок  сноумобилей. Снегоходы же от «Honda», в отличие мотопродукции, не только не получили высшего признания, но и остались лишь в виде предсерийных образцов.  «Kawasaki» пошла другим путём - не экспериментируя с нововведениями, приобрела в 1977 г. фирму «Sno-Jet», но также не смогла удержаться на рынке снегоходов. «Снежную» технику «Suzuki» постигла та же участь. Видимо, успех в мотоиндустрии ещё не путь к успеху в других видах деятельности. Это касается и «Harley-Davidson», который в начале 70-х неизвестно из каких побуждений решился на «параллельную» продукцию, так разнящуюся с культовостью элитных круизеров. Интересно, что «снегоходный» «Polaris» с середины 90-х успешно строит байки под маркой «Victory» - по-мотивам… Harley. Из мотофирм, производящих сноумобили, сохранилась лишь одна «Yamaha». Кстати, в 2006 г. её 150-сильная модель Apex GT заслужила титул «Сноумобиль года».

Виталий Караевский, "Иномарка"

26.02.2007



Автожурнал
Автотюнинг
на теплоходах из Самары, бронирование


20 апреля 12:32


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Авто Самара - помощник автомобилиста города. Новости, правила дорожного движения, обзоры, автосалоны. Сервис Продажа Авто - объявления о покупке, продаже автомобилей: Рено в Самаре, Cузуки в Самаре, ВАЗ в Самаре, Хонда в Самаре, Форд в Самаре, Шевроле в Самаре.

Рубрика Дороги Самары содержит сведения о маршрутах городского транспорта Самары. Ситуация на дорогах Самары в сервисе Пробки. Автошколы: цены, условия, обучение, места.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru