АвтоЖурнал Самары
Портал города Самара samru

Колесная гордость страны

   Вообще-то несправедливо вспоминать о защитниках Отечества только после 23 февраля. Те, кто сражался, и те, кто готовы сражаться за родину заслуживают внимания и уважения каждый день и каждый час. Но в нашей суетной жизни мы едва ли вспомним о бывших и нынешних героях. Как бы то ни было в День защитника отечества все внимание отдано именно им. И мы хотим рассказать о машинах, несущих службу в Российской армии.

УАЗ-452

ГАЗ-66

   Автомобильная техника, используемая в армии, делится на четыре категории - легковые и грузовые автомобили, колёсные тягачи и шасси.
К первым относятся, разумеется, бессмертные УАЗы - "козёл" и "буханка" по народной терминологии. Они выпускаются без серьёзных изменений уже почти 35 лет и снискали славу простых, надёжных и проходимых автомобилей.
   За время производства "уазики" претерпели ряд изменений, а в 1985 г. были основательно модернизированы - появился гидропривод сцепления, новые карданные валы, мосты повышенной надежности с измененной "главной парой", двухконтурная тормозная система с усилителем, синхронизированная КПП.

                                                        ЗиЛ-131

   Когда масса перевозимого груза измеряется тоннами, а количество пассажиров - десятками, УАЗов становится недостаточно, и в ход идут грузовики, семейство которых более разнообразно, а начало производства многих из них приходится на 60-е годы.
   Открывает его "старожил" - ГАЗ-66. Бензиновый "алюминиевый" V8 объёмом 4,2 л. с предпусковым подогревателем, мощностью 115 л.с., полный привод, подвешенные на рессорах неразрезные мосты с самоблокирующимися кулачковыми дифференциалами спереди и сзади, односкатные колёса с системой подкачки, позволяющей изменять давление в шинах с 2,8 до 0,5 атм. - смесь, позволяющая "66-ому" и сегодня без страха влезать в самое серьёзное бездорожье.
   Правда, в остальном автомобиль безнадёжно устарел. Например, кабина - тесная и "холодная", доступ в неё неудобен, расход бензина при 40 км/ч - 25 л/100 км, а тормозной путь с 50 км/ч просто бесконечный - 25 м!  Но армия - это не рынок, здесь на такие "мелочи" не обращают внимания.

Урал-4320

КрАЗ-214

   ЗиЛ тоже поставлял для армии грузовики - такие, как ЗиЛ-131 грузоподъёмностью 5 тонн с колёсной формулой 6х6. Конструкция автомобиля проста и обладает гигантским запасом надёжности, а цифры технических характеристик поражают внимание - дорожный просвет - 330 мм, двигатель - бензиновая 6-литровая "восьмёрка" удельной мощностью всего 25 л.с./л, расходующая при 40 л/100 км при 40 км/ч, а тормозной путь составляет 29 м. с 50 км/ч. Колёса - с централизованной системой подкачки и внутренним подводом воздуха, шины - 8-слойные. Среди вариантов исполнения есть модификации с экранированным оборудованием и подготовленные для работы при температуре до -60 гр.
   Схож с ним по конструкции и знаменитый "Урал-375". Но двигатель (тоже производства ЗиЛ) ёна 30 л.с. мощнее, автомобиль изначально подготовлен для эксплуатации при температуре от -40 до +40 гр., предусмотрена система герметизации. За время производства "Урал-375" выпускался во множестве модификаций, включая варианты для тропического климата, седельный тягач, шасси и другие.
   Другой вариант этого же автозавода - "Урал-4320" мало отличается от предыдущего. Главным образом - установкой более экономичного дизельного 210-сильного двигателя КамАЗ-740 объёмом 11 л., расширенного температурного диапазона применения, изменённым оборудованием кабины. Появившись в 1978 г., "Урал-4320" претерпел две модернизации - в 1988 и 1993 г.

КрАЗ-255

КрАЗ-260

   Самый старый автомобиль в Российской армии - КрАЗ-214, ведущий свою родословную от ЯАЗ-214 1956 г. (Не удивляйтесь - довольно долгое время ЯАЗ выпускал тяжёлые грузовики, и был даже пионером в этой области в СССР. Это потом уже он "поделился" конструкцией ЯАЗ-200 с МАЗом, который стал первым автомобилем Минского автозавода, а в 1959 г. передал всё автомобильное производство в Кременчуг, сосредоточившись на выпуске двигателей). Автомобиль имел множество вариантов, предназначенных для выполнения самых разных задач. Конструкция традиционна - мощная лонжеронная рама, односкатные многослойные колёса с системой подкачки, полный привод, огромный 360 мм дорожный просвет, рессорная подвеска, механическая КПП. Двигатель - рядная "шестёрка" ЯАЗ-206 мощностью 205 л.с., расход топлива - 50 л/100 км.
   К тому же периоду времени относится и начало выпуска КрАЗ-255 полная масса которого равняется почти 20 тонам. Аналогичный по конструкции КрАЗ-214, он оснащался 8-цилиндровым 15-литровым дизелем мощностью 240 л.с. и выпускался в вариантах бортового грузовика и седельного тягача. С 1967 г. выпускался его модернизированный вариант 255Б, а прекратился выпуск "убийцы водителей" (управление КрАЗом стоит водителю огромных физических усилий, а условия его работы просто ужасные) лишь в 1989 г.

КрАЗ-6322

КамАЗ-4310

   В 1979 г. начался выпуск КрАЗ-260 - ещё более тяжёлого грузовика, который знаменит тем, что именно он стал первым отечественным полноприводным автомобилем, на который был установлен двигатель с турбонаддувом. Это ЯМЗ-238Л мощностью 300 л.с., в то время - один из самых мощных двигателей. Полная масса автомобиля достигает уже 22 тонн. Список "профессий" КрАЗ-260 аналогичен таковому для модели 255.
В 1993 г. на вооружение поступила новая разработка - КрАЗ-6322 с той же формулой 6х6. 330-сильный двигатель оснащается уникальной системой, позволяющей водителю вручную добавлять топливо во впускной трубопровод, избегая провалов мощности на малых оборотах. Вес автомобиля возрос на тонну, увеличен запас топлива, грузоподъёмность составила 10 тонн. Для облегчения работы водителя установлен демультипликатор с пневматическим приводом, и встроенным межосевым дифференциалом. Огромный автомобиль длиной почти 9 м. способен буксировать прицепы массой до 30 т., дорожный просвет достигает 370 мм, а расход топлива - 34 л/100 км.
   Автомобили КамАЗ, состоящие на вооружении Российской армии по массе и грузоподъёмности лежат между КрАЗами и «Уралами». Семейство камских автомобилей состоит из 4-х моделей. Все - с кабиной над двигателем, односкатными колёсами, системой подкачки шин. Открывает её трёхосный КамАЗ-4310, попавший в армию в 1980 г. Двигатель - дизельный V8 модели «740» аналогичный тому, что устанавливается на «Урал-4320». По основным узлам и агрегатам модель унифицирована с «гражданской» «5320». Привод - постоянный полный (а не с подключаемым передним мостом, как, например, у ГАЗ-66), раздаточная КП - двухступенчатая с межосевым дифференциалом, ШРУСы - дисковые, типа «тракта».

КамАЗ-4326

КамАЗ-4350

   Другая модель - «4326» принята на вооружение относительно недавно - в 1995 г. Она имеет наименьшую снаряжённую массу и грузоподъёмность - 8 и 3,5 т. соответственно, но двигатель - модификация «740» оснащённая турбонаддувом мощностью 240 л.с. В коробку передач включён делитель, что позволило довести количество передач до 10. В остальном модель аналогична «4310». КамАЗ-4350 - тот же «4326», но двухосный.
   Самый большой и мощный в ряду армейских КамАЗов - «6350». Двигатель - на 20 л.с. мощнее, 4 оси, полный привод, полная масса - 22,5 т. (грузоподъёмность - 14 т.), дорожный просвет - 385 мм! Этот автомобиль - своеобразный «мостик» между обычными грузовиками и исполинскими колёсными тягачами.

КамАЗ-6350

МАЗ-537

   Открывает их продукция Минского автозавода. МАЗ-537, появившийся в далёком 1960 г. на базе МАЗ-535А, в отличие от оригинала имеет  возросшие динамические характеристики и грузоподъёмность, увеличенную базу и 24-слойные покрышки с постоянным давлением взамен регулируемого. Среди модификаций - бортовой грузовик, седельный тягач, шасси с оборудованием, варианты с валом отбора мощности и мощной лебёдкой. Существовала и версия балластного тягача с 500-сильным двигателем, предназначенного для буксировки самолётов массой до 200 т., расчистки завалов или буксировки тяжёлых 75-тонных прицепов. Автомобиль оснащается дефорсированным танковым 12-цилиндровым дизелем (39 л., 525 л.с.), который приводит колёса всех 4-х осей. Подвеска всех колёс - независимая торсионная, в трансмиссии - 7 самоблокирующихся дифференциалов и 14 карданных валов! Полная масса - 37,5 т., дорожный просвет - 500 мм, максимальная скорость - 60 км/ч, расход топлива - 125 л/100 км.

МАЗ-543

МЗКТ-7930

   В середине 60-х ему на смену пришёл МАЗ-543 конструкции Б. Шапошника (за неё он был удостоен Государственной премии). Двигатель - тот же, но конструкция принципиально другая. Раздельные кабины для снижения центра тяжести выполнены из смолы, армированной стеклотканью, трансмиссия - автоматическая с мостовым распределением мощности, 3-ступенчатой планетарной КПП и 2-ступенчатой раздаточной КП с межтележечным дифференциалом, планетарные колёсные редукторы, привод полный, подвеска всех колёс - независимая торсионная, полная масса равняется 40 т. МАЗ-543 получил у водителей прозвище «Ураган». Варианты исполнения - аэродромный пожарный и спасательный автомобиль, шасси для артиллерийских и буровых установок, кранов, бортовой грузовик и седельный тягач.

                                                                        КЗКТ-7428


   Курганский завод колёсных тягачей (сейчас - ОАО «Русич») начал свою деятельность в 1963 г. с производства переданного на него МАЗ-537. Лишь в 1990 г. ему на смену пришёл КЗКТ-7428, а вместе с ним появился и ряд прицепной техники к нему. Основное назначение тягача осталось прежним - перевозка крупногабаритных и тяжёлых конструкций, танков, другой техники. Двигатель - ярославский дизель V12 с наддувом объёмом 26 л. мощностью 650 л.с. (часть тягачей оснащалась американским двигателем Cummins той же мощности), КПП - автоматическая, «раздатка» - двухступенчатая, привод полный, подвеска - независимая торсионная всех колёс. Максимальная масса прицепа - 70 т., снаряжённая масса тягача - 23,7 т., высота - 3,5 м., ширина - почти три, глубина преодолеваемого брода - 1,1 м, ёмкость топливных баков - 900 л, максимальная скорость - 65 км/ч.

   Вершина транспортной техники, используемой в российской армии - колёсные шасси Минского завода колёсных тягачей. Первый образец МЗКТ-7930 появился в 1994 г. Тягач, пришедший на смену МАЗ-543, испытывался самым серьёзным образом - в климатической камере при -50 гр., в аэродинамической трубе на стойкость к ударной волне, на дорогах общего пользования и бездорожье. Количество «профессий» МЗКТ-7930 достигает сотни - основа для боевых средств управления, размещения, РЗСО, РЗС, береговых противокорабельных комплексов и многого другого. Двигатель - ЯМЗ-846 мощность 500 л.с., максимальная скорость - 70 км/ч, грузоподъёмность - 24 т., привод полный.
МЗКТ-7917  и МЗКТ-79221 - самые большие, самые тяжелые и самые секретные колесные машины Российской армии. Об их устройстве почти ничего неизвестно, их количество - военная тайна. Фотографировать и снимать на видео их разрешают только с одной стороны и только с определенного расстояния.

МЗКТ-7917

МЗКТ-79221


   МЗКТ-7917 весит 34,5 тонны и перемещается по земле на 14 колесах, 12 из которых ведущие. У него дизельный 12-циллиндровый двигатель, который потребляет 200 л. топлива на 100 километров пути. Максимальная скорость исполина - 40 км/ч, запас хода - 400 км.
   В 1995 г. на Минском заводе колесных тягачей начато производство восьмиосного специального шасси МЗКТ-79221, на базе которого создана подвижная ТПУ для МБР РТ-2ПМ-OC, входящей в состав знаменитого ракетного комплекса стратегического назначения «Тополь-М». Двигатель - дизельный V12 ЯМЗ-847 с турбонаддувом мощностью 800 л.с, потребляющий 200 л/100 км., ведущими являются все 16 колёс с системой подкачки, причём колёса трёх первых и трёх последних осей сделаны управляемыми. Снаряжённая масса МЗКТ-79221 - 44 т., грузоподъёмность - 80 т. Шасси предназначено для транспортирования оборудования по всем видам дорог и местности в любое время года и суток при температуре окружающего воздуха от -40° до +50°С. Бортовая система контролирует 20 параметров - состояние двигателя, ходовой части, трансмиссии и т. д.

   Конечно это далеко не все колесные военные машины, но мы показали вам самые главные и интересные из них. И может быть это хорошо, что мы вспоминаем о защитниках Родины только 23 февраля, ведь это хороший признак мирного времени.

 



Автожурнал
Автотюнинг
на теплоходах из Самары, бронирование


16 апреля 14:31


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Авто Самара - помощник автомобилиста города. Новости, правила дорожного движения, обзоры, автосалоны. Сервис Продажа Авто - объявления о покупке, продаже автомобилей: Рено в Самаре, Cузуки в Самаре, ВАЗ в Самаре, Хонда в Самаре, Форд в Самаре, Шевроле в Самаре.

Рубрика Дороги Самары содержит сведения о маршрутах городского транспорта Самары. Ситуация на дорогах Самары в сервисе Пробки. Автошколы: цены, условия, обучение, места.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru