Новости бизнеса Самары
|
|
К «Самаранефтепродукту» вернулись амбиции. «Роснефть» поставила перед нефтетрейдером задачу вырасти на 30%Руководство ОАО "Самаранефтепродукт" намерено через год увеличить свою сеть АЗК на 30%. Такую задачу поставил перед нефтетрейдером его новый собственник ОАО "Роснефть". Переход под контроль госкомпании поставил точку в затянувшейся инвестиционной паузе, возникшей в деятельности СНП в период банкротства ЮКОСа. Долгое время крупнейшим нефтетрейдером области оставалось дочернее предприятие НК "ЮКОС" ОАО "Самаранефтепродукт". Нефтяная компания вкладывала в программу развития своей автозаправочной сети серьезные средства. В 2000 году ЮКОС начал полную модернизацию. АЗС были трансформированы в комплексы, состоящие из заправочной станции и мини-маркета. По данным самой компании, к 2006 году из 500 АЗС, действующих на территории области, более 70 работали под брендом ЮКОСа. Таким образом, компания занимала около 17% рынка автозаправочных станций, а по объему продаж ее доля достигала 30%. Несмотря на банкротство ЮКОСа, операционные показатели СНП оставались устойчивыми. В 2005 году неф-тетрейдер продемонстрировал некоторое снижение объема продаж, 244 тысячи тонн вместо 246 тысяч в 2004 году. Однако в 2006 году объем продаж составил уже 255 тысяч тонн, а прибыль предприятия увеличилась почти в 9 раз.
В то же время из-за банкротства ЮКОСа СНП потерял инвестиции в свое развитие из средств основного акционера. Компания фактически перестала вводить в действие новые АЗК, ограничиваясь реконструкцией существующих. Не случайно ввод в действие первой плавучей бункеровоч-ной станции для заправки маломерного флота и катеров, состоявшийся в конце 2006 года, стал для СНП крупным событием. На фоне вынужденной пассивности СНП на региональном рынке заметно активизировались другие операторы. По данным отчетности СНП за I квартал текущего года, своими основными конкурентами СНП считает компании "ВИС-Сервис" (5% рынка), "Тольяттинефтепродуктсервис" (4,4%), "Лукойл" (3%), "Витязи" (2%), "Башнефть" и "Татнефть" (по 1,9%). Всего на долю альтернативных операторов, по оценкам СНП, приходится суммарно не более 20% рынка.
По мнению аналитиков, в последнее время расклад сил меняется в связи с быстрым развитием конкурентов СНП. По оценке аналитика ИК "Финам" Владислава Кочеткова, если "Самаранефтепродукт" контролирует до 30% рынка, то доля "Лукойла" увеличилась до 15%. Примерно равные доли рынка (около 10%) контролируют ООО "Витязи", группа "Март", ООО "Чин" и ООО "777".
В мае СНП, как и другие самарские активы ЮКОСа, был продан с аукциона. Новым владельцем компании стало ООО "Нефть-Актив", подконтрольное НК "Роснефть". Госкомпания фазу же дала понять, что вынужденная инвестиционная пауза для СНП завершилась. Как заявил "СО" пресс-секретарь НК "Роснефть" Николай Манвелов, госкомпания заинтересована в расширении своего присутствия в секторе торговли нефтепродуктами, но конкретные параметры инвестиционных программ станут известны не ранее октября, когда "Роснефть" завершит анализ приобретенных активов. По словам генерального директора ОАО "Самаранефтепродукт" Анатолия Самосудова, "Роснефть" поставила перед СНП конкретную задачу расширения розничной сети на 30% в 2007-2008 годах. По словам Самосудова, наращивать свое присутствие на региональном рынке СНП намерен как за счет покупки существующих АЗК, так и за счет строительства новых. Одновременно нефте-трейдер планирует повысить эффективность бизнеса за счет ребрендинга автозаправочной сети. 19 АЗК начнут работать в новом фирменном стиле до конца этого года, остальные - в 2008 году.
Участники рынка разошлись в оценках перспектив "Самаранефтепродукта" после появления у него нового собственника. По мнению источника в компании "ВИС-Сервис", следует ожидать увеличения доли СНП на рынке, так как "Роснефть" заинтересована в укреплении своих позиций в регионах и обладает для этого необходимыми материальными и административными ресурсами. "Наращивать сеть можно либо за счет поглощения более мелких операторов, либо за счет строительства новых АЗС. Для того и другого нужны средства и лоббистские возможности, которые у "Роснефти" имеются", - считают в "ВИС-Сервисе". По оценкам участников рынка, кандидатами на поглощение являются в первую очередь трейдеры, не имеющие собственных нефтебаз. "Когда компания работает "с колес" и зависит от ежедневных отгрузок, это существенно снижает ее конкурентоспособность. Тем более что самарские НПЗ теперь контролируются "Роснефтью", и госкомпания теоретически имеет возможность вставлять палки в колеса альтернативным розничным операторам", - считает источник в одной из региональных компаний. В то же время некоторые участники рынка смотрят на перспективы развития СНП довольно сдержанно. По мнению директора самарского филиала ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" Александра Кравченко, мгновенного изменения расклада сил ожидать не приходится, так как "Роснефти" потребуется определенное время, чтобы оценить ситуацию и реализовать программу ребрендинга своих АЗК. Владислав Кочетков прогнозирует, что, несмотря на сохранение статуса лидера в регионе, доля СНП может немного сократиться, так как госкомпании будет трудно обеспечить эффективное развитие всех приобретенных ею активов.
Оксана ХАБИПОВА, «СО» 27.08.2007 |
15 декабря 3:42
© 2006 - 2024 г. Самара |
Бизнес Самары - раздел портала, посвященный экономике Самары. События в
экономике, новости компаний Самары, правовые аспекты бизнеса. Бизнес-элита. Банки Самары: кредиты и вклады, курс продажи и покупки валюты. Аренда и продажа офисов в Самаре.
Доска бесплатных объявлений. Справочник предприятий города с картой Самары. |
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru |