|
Театр абсурда или операция «Валькирия» по-голливудски.
Вчера в кинотеатре «Киноплекс» состоялась премьера фильма «операция Валькирия» с Томом Крузом в главной роли. Фильм, по всей видимости, претендовал на статус исторического. Однако уже с первых минут стало понятно, что статус этот весьма спорный.
Конечно, судить об этом адекватно могут только историки, а не рядовые российские зрители. Скорее всего, именно на это рассчитывали американские создатели фильма, создавая исполненную драматизма и патриотического духа картину про гитлеровскую Германию. Однако человек, имеющий хоть какое-то представление о тогдашнем времени (хотя даже элементарно - логики было бы достаточно), может выделить несколько абсурдных моментов.
Абсурд первый: фашист с еврейской внешностью.
Допустим, режиссеры картины не знали, что представители арийской расы - не обладатели смазливой внешности, какой наградила природа мистера Круза. Но представления о том, какой внешностью обладает еврей и кого истребляли фашисты у них, все-таки, должны были быть. Том Круз – не лучшая кандидатура на роль нациста гитлеровской Германии.
Абсурд второй: глазной протез полковника Клауса фон Штауффенберга (Том Круз)
По сюжету, в Африке, во время бомбежки, полковник лишился глаза и кисти руки. Деревянную руку бедолаге не сделали, а вот стеклянный глаз вставили. Точнее, на протяжении всего фильма полковник то вставлял его, то ходил с черной пиратской повязкой. Американская медицина, безусловно, одна из лучших в мире. Но данный фильм – не лучшее поле для демонстрации сего факта. Так, глазной протез полковника ничем не отличался от его собственного глаза (оно и понятно – на деле актер ничего не вставлял в, якобы, пустую глазницу). Возможно, нынешние медицинские технологии и могут создать такой «естественный» глазной протез, но это сейчас - в 2009 году, но не в 1943.
Абсурд третий: «Да здравствует Святая Германия!»
«Обещания мира и процветания, которые раздавал фюрер, потерпели крах, оставив после себя одни разрушения. Зверства, творимые эсэсовцами, запятнали честь немецкой армии.
Многие офицеры с отвращением относятся к преступлениям, которые совершают нацисты, – убийства мирных граждан, пытки заключенных и голодная смерть узников, массовые казни евреев. Мой долг как офицера – не просто спасти мою страну, а спасти жизни людей...»
Это – слова главного героя картины. Сразу возникает вопрос – а где были эти противники нацизма, когда Гитлер завоевал практически всю Европу? Я помню из курса истории, что заговорщики – благородные офицеры – не хотели войны с Россией из других соображений, нежели чистота совести и принципы чести. Они достаточно «нагрели руки» на других странах, победить которые было не так сложно, как Россию. А воевать полковнику или генералу, у которого пальцы от перстней не сгибаются и у которого дом – полная чаша совсем не хочется. Тем более Россия – это не Франция, где можно дать сундук золота генералу, после чего спокойно войти в город. Сунься с этим сундуком в какую-нибудь Прохоровку – лаптями насмерть закидают.
А у Гитлера – психология победителя. У него один принцип: «Пришел – сразу в дамки!», многочисленные победы опьянили его, и он потерял здравый рассудок. Фашисты погибали в России, а офицерам-заговорщикам вовсе не хотелось погибать, терять свое богатство. Вот где столкнулись интересы, вот в чем был вопрос. А вера в «Святую Германию», возможно, и была у кого-то... У кого-то одного. Скорее всего, у Тома Круза или режиссера фильма – Брайана Сингера.
Абсурд четвертый: у картины есть плюсы.
Абсурд, но похвалить картину можно. Во-первых, она не затянута, смотрится легко, не вызывает раздражения (скорее, просто улыбку).
Да и потом – американцы не акцентировали внимание на технике. Ее практически не показывали в фильме – по крайней мере, не было американских танков со свастикой, выданных за немецкие.
Не было повторений киноляпов из картины «Враг у ворот», в которой американцы показывали, как на самом деле воевали русские в Сталинграде: в частности, фоторепортеров, и корреспондентов, которые стаей бегали по оккупированному городу или русских офицеров, поедающих в это время красную икру и осетрину.
В целом, фильм не раздражает – это уже хорошо. Хотя, по моему мнению, если уж у Голливуда получается снимать драматические картины, вышибающие слезу, пусть снимут вторую часть «Титаника». Там хоть и были ляпы, но не граничащие с абсурдом.
Наталья Быкова
|