zatan
новичок
cообщений: 37
рейтинг: 36
|
|
Понятие «гомофобия» в психологии
Пределы применения понятия
Психологи отмечают, что чёткую границу между негативным отношением к гомосексуальности и гомофобией провести непросто. Некоторые полагают, что гомофобия связана с наличием негативных эмоций (а не только с декларированием некой позиции) и/или активной борьбой с проявлениями гомосексуальности. Например, Хадсон и Рикеттс в своей работе 1980 года [5] отмечали, что, благодаря широкой экспансии термина из профессионального сообщества в массовую культуру западного общества, под гомофобией стали зачастую подразумевать любое действие против проявлений гомосексуальности или негативное отношение к ним. Также они обвиняют исследователей в неразличении интеллектуального неприятия гомосексуальности (гомонегативизма) и личных, эмоциональных реакций (гомофобии). В целях более чёткого разделения гомофобии и гомонегативизма, эти авторы подчеркнули, что гомонегативизм включает в себя суждения, основанные на оценке моральности гомосексуальной и бисексуальной ориентаций, а также действия на основе представлений, предпочтений, закона, социальной приемлемости или других интеллектуальных причин. Под гомофобией же, по их мнению, следует понимать строго фобические проявления ярких эмоций страха, тревоги или отвращения (которые могут включать или не включать когнитивный компонент) в процессе непосредственного личного общения с лицами гомосексуальной ориентации. В социальных науках, однако, не все разделяют такую классификацию. Херек в 1991 высказался против дальнейшего использования понятия гомофобия, поскольку оно возлагает основную вину на индивида, вместо того чтобы рассматривать антигомосексуальные проявления как отражение культурных влияний, и предлагает пользоваться термином «антигомосексуальные предрассудки»[4].
Исследования о природе гомофобии
В связи с большим вниманием, уделяемым проблемам альтернативной сексуальной жизни в западных странах, психологи и представители социальных наук активно исследуют феномен гомофобии как в резких, так и в умеренных его проявлениях. Существует немало исследований, посвящённых корням этого явления. Наиболее популярным объяснением служит «попытка отвлечь от себя возможные подозрения в наличии гомосексуальных склонностей»), что, отчасти, подтверждается экспериментальными исследованиями. Например, Генри Адамс, Лестер Райт-младший и Бетани Лор в 1996 году опубликовали статью[6] с описанием исследования, в котором двум группам мужчин, условно определённым как «гомофобы» и «не-гомофобы» (уровень «гомофобии» определялся в соответствии с опросником «Индекс гомофобии» Хадсона и Рикеттса), предъявлялись эротические стимулы гетеросексуального, женского гомосексуального и мужского гомосексуального характера. У всех испытуемых была зафиксирована эрекция при демонстрации изображений гетеросексуального и женского гомосексуального характера, в то время как аналогичная реакция на мужские гомосексуальные сюжеты наблюдалась только у мужчин из условной группы «гомофобов». В то же время полученные результаты опровергли тезис о том, что «гомофобами» являются лишь испытуемые с агрессивным поведением: разницы между «индексами агрессивности» двух групп выявлено не было.
Многие западные исследователи также обращают внимание на роль традиционной культуры, традиционных ценностей и воспитания в формировании гомофобии. Например, Майкл Киммель рассматривает[7] воздействие доминирующих стереотипов маскулинности («ультра-мужского поведения»), и заявляет что гомофобные реакции — один из способов подчёркивания мужественности. Одним из ярких подтверждений данной позиции является «дифференцированная» гомофобия, то есть гораздо более частое проявление агрессивности и неприязни со стороны мужчин по отношению к «женственным» мужчинам. По данным психологов, гомофобов среди женщин значительно меньше, чем среди мужчин.
Как известно из биологии, основная масса самцов стремится доминировать в своём сообществе, а поскольку пассивный гомосексуальный контакт приводит к значительному снижению статуса самца в сообществе, то самцы, борющиеся друг с другом за доминирующее положение, опасаются того, что более сильный самец может осуществить с ними гомосексуальный контакт с активных позиций. С этой точки зрения, гомофобией может называться только боязнь принуждения к участию в гомосексуальном контакте в пассивном качестве. Находясь в иерархичном сообществе, самцы предпринимают действия с целью исключить угрозу принуждения к участию в гомосексуальном акте — к таковым относятся как избегание представляющих подобную угрозу самцов, так и агрессивное нападение на них.[8]
Интернализированная гомофобия
Одним из видов гомофобии, вызвавшим пристальное внимание психологов, стала интернализированная (интернальная) гомофобия — ситуация, когда гомосексуалы и бисексуалы боятся или испытывают отвращение к гомосексуальности, может означать также страх индивида стать гомосексуальным, страх перед собственным возможным гомосексуальным поведением.[4] Некоторые гомосексуалы, бисексуалы и лесбиянки при этом подавляют собственные гомосексуальные желания и стремления, другие же этого не делают, но могут испытывать при этом различные негативные эмоции — комплекс вины, тревогу, угрызения совести и т. д. Некоторые авторы считают, что называть таких людей латентными гомосексуалами некорректно, так как человек является тем, кем он хочет быть, а гомосексуалом такой человек быть не желает. [9]
Интернализированная гомофобия может иметь различные негативные последствия для психологического здоровья индивида. При этом могут наблюдаться снижение самооценки, невротизация, развитие различных психологических комплексов, депрессия и даже суицидальные намерения и попытки. У гомосексуалов и бисексуалов, живущих скрытно (скрывающих свою ориентацию от окружающих) и страдающих интернализированной гомофобией, может также развиваться своеобразная параноидная настроенность, болезненная мнительность и подозрительность. Такому человеку всё время кажется, что его «вычислят», раскроют, что над ним за его спиной смеются, обсуждают, осуждают, а также что его могут уволить с работы, что его не принимают или к нему плохое отношение именно из-за того, что о его ориентации догадываются или знают. При этом такие опасения могут иметь или не иметь под собой реальных оснований.
Понятие «гомофобия» и общество в зеркале прессы
Гомофобия как неприязненное отношение к представителям сексуальных меньшинств представляет собой весьма распространённое явление, которое зачастую приводит к насилию и оскорблениям, институционализированной гомофобии, т. н. гетеросексизму — дискриминации людей гомосексуальной ориентации со стороны общества.
Гомофобия и дискриминация сексуальных меньшинств
Следствием распространения гомофобии является нарушение прав сексуальных меньшинств, проявляющееся как в законодательстве некоторых государств, так и вне правового поля, путём личных решений отдельных чиновников, препятствующих геям и лесбиянкам в занятии определённых должностей, проведении митингов и шествий.
Например, в России до 2003 года действовал Приказ министра обороны № 185, согласно которому гомосексуализм относился к психическим отклонениям, что означало запрет на службу в армии. В 2003 году в связи с принятием нового положения о военно-врачебной экспертизе, вводящего нормы международной классификации болезней, это ограничение было отменено.
Мнение противников гомосексуальности по поводу термина «гомофобия» и его применения
Основная статья: Антигомосексуальное движение
Большинство противников однополых сексуальных отношений заявляют, что их отношение к явным проявлениям гомосексуальности связано в основном с представлениями большинства о норме, а следовательно, не является чем-то предосудительным или ненормальным. Некоторые из них возражают против правомерности использования термина «гомофобия», считая его идеологическим клише[10], которое чрезмерно широко используется для того чтобы создавать представление о противниках гомосексуальности как о не вполне нормальных и здоровых людях. В связи с этим возникали предложения заменить его более нейтральным термином «гомонегативизм». Однако существует точка зрения, что гомофобия — форма ксенофобии и, следовательно, связана в первую очередь именно со страхом перед иными, теми, кто выделяется из общей массы.[11]
Противники гомосексуальности считают, что гомосексуальность является не вариантом нормы (как утверждают сторонники ЛГБТ), а её нарушением (клиническим расстройством, грехом, нарушением норм общественной морали), а следовательно, отвращение к этому явлению естественно.
Традиционные ценности — устойчивые моральные нормы и представления о жизненном пути человека, передаваемые из поколения в поколение и зачастую имеющие религиозные основания. В традиционных течениях христианства, иудаизма и ислама проявления гомосексуальной ориентации рассматриваются как тяжкий грех, и если живущих во грехе следует призывать к покаянию, то с пропагандой греховного образа жизни, по мнению религиозных активистов, следует бороться. Таким образом, религиозные активисты требуют от государства запрета публичных акций лиц с гомосексуальной ориентацией (гей-парадов и т. п.), а также уголовных либо административных санкций за подобные действия. Традиционалисты могут также обвинять гомосексуалов в разрушении способной к репродукции семьи.
Гомофобия в России
В связи с намерением сексуальных меньшинств провести в 2006 году гей-парад в Москве, «Фонд Общественное мнение» организовал социологический опрос[12], в результате которого были обнаружены следующие тенденции в отношении российского общества к сексуальным меньшинствам (гомосексуалам и лесбиянкам):
…в российском обществе нет однозначного отношения к представителям сексуальных меньшинств: почти половина респондентов (47 %), по их признанию, относятся к гомосексуалам и лесбиянкам с осуждением (причем такое мнение чаще других разделяют мужчины
|