Новости недвижимости
Портал города Самара samru

Алабинские разночтения. Жители дома по Ново-Садовой считают, что строительство станции метро угрожает их жилищам

В Самаре назревает очередной скандал, связанный со строительством. В этот раз дело касается стратегически важного для всего города объекта - строительства метро. Инициативная группа жильцов дома №22 на улице Ново-Садовой, в непосредственной близости от которого ведутся работы, обратилась с открытым письмом к президенту РФ, где выражают протест против строительства, опасаясь разрушений своего дома. Министерство строительства и ЖКХ Самарской области не склонно драматизировать ситуацию, госчиновники выражают уверенность, что безопасности жильцов близлежащих к строительству домов ничего не угрожает. Между тем, воспользовавшись паникой жильцов злополучного дома, на их страхах вполне могут нажиться недобросовестные инвесторы.
Vox populi
Строительство станции метро «Алабинская» может затянуться на неопределенный срок. Жители дома №22 на улице Ново-Садовой ополчились против метростроевцев. И дело даже не в том, что строительство предполагает постоянный шум, пыль и грязь. По мнению инициативной группы, работы вблизи панельного дома угрожают его сохранности. С помощью депутата Самарской губернской думы Михаила Матвеева жителям удалось встретиться с представителями застройщика - «ВТС-метро» и министерства строительства и ЖКХ Самарской области. Вопросы были заданы, ответы получены. Но граждане все равно настроены весьма решительно.
Как рассказала жительница дома №22 на улице Ново-Садовой Лариса Джунковская, строительство станции метро будет вестись открытым способом, площадка расположена в трех метрах от фасада дома. «Мер по укреплению нашего дома не проводится. Как нам объяснили, один из выходов станции метро будет располагаться с торца нашего дома. Мы уже проводили консультации с независимыми специалистами в области строительства и они считают, что наш дом 1969 года постройки не выдержит динамических нагрузок. Возможно, мы добьемся прекращения строительства этой станции. Оказалось, что документация не прошла Главгосэкспертизу. А ведь в это строительство уже вложено 300 млн рублей бюджетных денег», - отметила представитель инициативной группы.
В управлении Ростехнадзора по Самарской области на условиях анонимности «Советнику» подтвердили отсутствие у застройщика Главгосэксперти-зы. «Мы еще не приступили к осуществлению строительного надзора, поскольку отсутствие Главгосэкспертизы является препятствием для начала нашей деятельности. Но закон застройщики все равно нарушили. Мы затребовали документы по этому объекту у застройщика, после того как мы их изучим, будут применены соответствующие санкции», отметил источник «Советника» в управлении Ростехнадзора по Самарской области.
Как утверждает Лариса Джунковская, всех документов инициативным гражданам не показали, но кое-какие нестыковки обнаружить удалось. Например, проект станции «Алабинская» был утвержден в 2006 году, а гидрологические исследования проведены в 2008 году. «Как можно готовить проект без необходимых изысканий?» - удивляется она. Также граждане подозревают, что проект станции метро был изменен по сравнению с планом 1979 года. Жители уверены, что в трех метрах от их дома строительство выхода из метро не предусматривалось. Теперь они гадают, в угоду кому был изменен проект, благодаря чему дом с фасада и торцов обнесен глухим железным забором. Поднимается гражданами вопрос и о пожарной безопасности. Если котлован будет вырыт в трех метрах от окон, в случае чрезвычайной ситуации люди могут просто не спастись.
В управлении Госпожнадзора по Октябрьскому району «Советнику» пояснили, что вопрос пожарной безопасности при проведении строительных работ осуществляет Ростехнадзор по Самарской области в рамках общестроительного надзора.
По словам жильцов, для их дома уже прозвенели первые «звоночки» начавшихся работ. Недавно в доме произошла утечка газа. Как полагают жители, газовый вентиль отошел из-за строительных работ, создающих вибрацию. Жительница злополучного дома Людмила Аншакова отмечает, что после начала строительных работ в доме начались проблемы с электричеством: постоянно выбивает пробки. «В нашем ЖЭУ сказали, что сети не выдерживают такую нагрузку», - сказала она.
Чтобы хоть как-то обратить на себя внимание властей, граждане написали открытое письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором делятся своими наблюдениями. Жильцы добавляют, что если в самые кратчайшие сроки они не получат необходимых гарантий безопасности их жилища со стороны городской администрации, то оставляют за собой право на проведение акций протеста. В прокуратуру граждане уже обратились. «Мы будем требовать, чтобы экспертиза была проведена и утверждена Москвой, а после этого посмотрим. Но мы сомневаемся, что она утвердит эту документацию», -заявила Лариса Джунковская.
Слово подрядчика
Как пояснил «Советнику» заместитель генерального директора ЗАО «Водгатрансстрой» - головной компании «ВТС-Метро» Андрей Костенко, работы по укреплению дома №22 обязательно будут произведены. «Сейчас там ведутся подготовительные мероприятия, связанные с укреплением территории. Проект не претерпевал никаких критичных изменений, но он постоянно корректируется в связи с дополнительными экспертизами. Ни один здравомыслящий человек не возьмется за такую работу, если жизни людей будет что-либо угрожать. Соответствующие контролирующие органы просто не дадут нам этого сделать», - отметил представитель застройщика.
По поводу Главгосэкспертизы Андрей Костенко ответить затруднился, заметив, что функции получения всех разрешений и экспертиз лежит на заказчике, то есть на министерстве строительства и ЖКХ Самарской области, а фирма выполняет работы в соответствии с имеющейся документацией.
Откуда деньги?
Факт отсутствия у застройщика заключения Главгосэкспертизы порождает сразу несколько вопросов. Если этого документа нет, то как можно было начинать строительство? К сожалению, в Самаре к такой ситуации привыкли: сотни домов застройщики возводили без разрешения, надеясь получить документ позже, а потом в городе, да и по всей стране появились обманутые дольщики. Но с метро совершенно другая ситуация: это объект стратегический, застройщик осваивает бюджетные средства и перечислить их на строительство объекта, по которому не подготовлена вся необходимая документация, просто невозможно. Как ранее заявляли журналистам в министерстве строительства и ЖКХ Самарской области, финансирование строительства Самарского метрополитена осуществляется из двух источников: федерального и областного бюджетов, в процентном соотношении 50/50. В 2007 году из федерального бюджета выделено 482,8 млн рублей. Из бюджета субъекта Федерации - 144,375 млн рублей. Дополнительно, по итогам работы за первое полугодие 2007 года, из профицита бюджета выделено еще 300 млн рублей.
Игра на понижение
В тени осталось еще одна возможная причина протестных настроений жителей дома № 22. Существуют опасения, что их квартиры будут стремительно падать в цене. Как стало известно «Советнику», в настоящее время несколько собственников намерены продать свое жилье. При обращении в риелторские агентства они столкнулись с существенно более низкой, по сравнению со средними ценами на жилье в этом элитном районе Самары, оценкой стоимости их квартир. Если еще несколько месяцев назад 2-комнатная квартира в этом доме стоила около 3,8 млн рублей, то сегодня одному из владельцев в агентстве недвижимости «Арбат» заявили, что ему вряд ли удастся выручить за свои метры более 2 млн рублей, учитывая ситуацию вокруг дома. «Советнику» не удалось установить, была ли это официальная оценка жилья, зафиксированная в соответствующем акте, или предварительный «набросок» риелтора. Но, во всяком случае, паника среди жильцов уже началась.
По мнению генерального директора АН «Дом-ИСТ» Ирины Рязановой, предпосылок для снижения стоимости квартир в этом доме нет. «Есть неудобства, которые причиняет строительство метро, но это относительно временно. Кроме того, дому не наносится ущерб, который бы повлиял на цену жилья. Речь можно вести лишь о краткосрочном снижении ликвидности квартир, то есть их сложнее будет продать, пока ведется строительство, т. к. далеко не все покупатели будут готовы мириться с определенными неудобствами», - считает Ирина Рязанова.
По ее мнению, ситуация нагнетается искусственно, вокруг дома создается ажиотаж, имеющий с действительностью мало общего. Но истерия может действительно спровоцировать падение цен по следующей схеме: подогретый слухами о возможном обрушении здания массовый выброс в продажу квартир в этом доме еще больше отвратит покупателей, жилье будет долгое время искать новых владельцев. В условиях диктата отложенного спроса срок экспозиции жилья сегодня и без того выше, чем в предыдущие годы, но сей факт и его логика понятны лишь участникам рынка. Обычный же потребитель может усмотреть в этом знак того, что квартиры здесь, если и стоит покупать, то по очень низкой цене, а владельцы будут умерять свои запросы, лишь бы избавиться от якобы неликвида. Вся эта ситуация может быть на руку лишь недобросовестным инвесторам, которые захотят сыграть на нездоровом ажиотаже, скупив сейчас квартиры по дешевке и впоследствии продав их значительно дороже.
А в том, что после окончания строительства метро стоимость жилья в этом районе существенно возрастет, никто из аналитиков рынка недвижимости не сомневается. Как заметила Ирина Рязанова, например, в Москве в непосредственной близости от станций метро цена на квартиры заметно выше, чем в отдаленных от него районах.
А строит кто?
Традиционно в Самаре метрополитен строит компания «Волгатрансстрой - Метро» - подразделение ГК «Волгатрансстрой». Компания строит в Самаре метро с 1986 года.Дочерняя структура «Волгатрансстроя» «ВТС-Метро» является единственной самарской компанией, имеющей специализированную лицензию на строительство метрополитена.
По данным spark.interfax, размер годовой выручки «ВТС-Метро» составляет от $5 млн до $10 млн.
Как ранее сообщали федеральные СМИ, станцию «Ала-бинская» обещали построить в 2009 году. Это условие стало одним из требований на торгах по определению генеральной подрядной организации на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по объекту «Самарский метрополитен», которые прошли в конце декабря 2007 года. Предметом аукциона стало окончание строительства станции «Российская» и строительство станции «Алабинская». Победителем конкурса стала компания «Волгатрансстрой-Метро» - единственный участник торгов. Сумма государственного контракта составила более 627,5 миллиона рублей. Компания представила полный пакет документов, в числе которых график работ. В частности, подрядчик обязуется выполнить заявку в течение 18 месяцев - то есть, «Алабинская» будет построена не позднее июня 2009 года. Сегодня подрядчик назвал жителям срок строительства «Алабинской» 30 месяцев. Как пояснили представители заказчика на встрече с жителями, 30 месяцев - срок от начала работ до ввода станции в эксплуатацию. Работы около дома №22 на Ново-Садовой будут длиться максимум полтора года. Затем начнется проведение пусконаладочных работ на самой станции.
Представители инициативной группы заявили «Советнику», что строителям не доверяют. В их памяти еще свежа история со строительством жилого комплекса «Ладья», когда вырытый в опасной близости от жилого дома котлован, размытый сильнейшим ливнем, угрожал разрушениями крайнего подъезда. Жильцы тогда были эвакуированы. Обитателям дома №22 на Ново-Садовой не хотелось бы повторения такой истории.
Опасно ли метро для жилых домов?
Михаил Матвеев,
депутат Самарской губернской думы
- Я считаю, что проблема возникла из-за отсутствия информации. Факты, которые излагали жители в письме к президенту, не нашли своего подтверждения. В частности, не подтвердилось, что под домом расположены карстовые породы - там глина, и дом не построен на сваях. Остался один вопрос - сделать подземное бетонное заграждение, чтобы при рытье котлована дом был укреплен. Город объективно заинтересован в развитии метро. Понятно, что жители терпят определенные неудобства. Полагаю, что они могут ставить вопросы компенсации морального вреда перед городом.
Александр Рассказов,
руководитель управления по надзору за строительством метро министерства строительства и ЖКХ Самарской области
- Можно ли уступить жителям дома №22 на ул. Ново-Садовой?
- Расположение станции «Алабинская» заложено техпроектом еще в 70-е годы. Были проведены изыскания, проработана вся трасса, все участки для станций планировались заранее, с учетом строений, находящихся вблизи, жилых кварталов, объектов соцкультбыта, коммуникаций. Радиус кривизны трассы метрополитена не может быть менее 300 м, расстояние между станциями планируется из расчета 1-1,5 км (между «Российской» и «Алабинской» - 972 м). Даже если рассуждать теоретически, чтобы переместить «Алабинскую», нужно переложить трассу с соответствующим радиусом, соответственно, перепроектировать надо очень большой участок и не факт, что в любом другом месте ситуация будет кардинально иной.
- Правда ли, что застройщик не провел экспертизу проектной документации?
- Экспертиза была полностью пройдена в «Мосметрогипротрансе» в 1979 году. Она проводится только один раз. Дважды - лишь в том случае, если в первый раз было получено отрицательное заключение. Наш проект получил положительное заключение, что дало возможность начать строительство. Но впоследствии СНиПы изменялись, ужесточались и по нынешним нормам у нас нет экспертизы нескольких разделов, в частности, экологической. Мы дали задание проектному институту, который прорабатывает корректировку проектной документации концевых участков первой очереди метрополитена (оставшихся четырех станций) в соответствии с условиями сегодняшних СНиПов. Дополнительную экспертизу мы рассчитываем получить к концу этого года.
Я хочу подчеркнуть, что при этом не меняются ни объемно-планировочные решения станций, ни другие ключевые моменты. Более того, пока проводятся только подготовительные работы (бурение скважин, опускание балок под крепление котлована с последующей разработкой фунта и креплением котлована), а конструктивными элементами самой станции мы будем заниматься после получения положительного заключения экспертизы.
- Есть ли реальная угроза для близстоящих объектов, в частности, дома №22? Какие меры будут приняты для их защиты?
- Метро в Самаре мелкого заложения, глубина станций на уровне 14-18 м, котлован для станции «Алабинская» будет глубиной 15 м. Так как ул. Ново-Садовая на этом участке имеет изгиб, а станцию мы можем «сажать» только на прямом участке, то котлован имеет приближение к жилому массиву по нечетной стороне улицы у дома №21, а по четной стороне - у дома №22. Расстояние между котлованом и домом №22 у 5-го и 6-го подъездов доходит до 6 м. Поэтому предусмотрено усиление фундамента всего здания, чтобы избежать возможного выноса грунта водой из-под основания здания, просадок грунта и трещин. Будут делаться буронабивные скважины диаметром 400 мм и глубиной 8,5 м (что в 2 раза ниже фундамента дома) в шахматном порядке, которые заполнят бетоном. К проекту укрепления фундамента были определенные замечания, сейчас их исправляют. И после утверждения этого проекта мы приступим к укрепительным работам. Сейчас в непосредственной близости от здания никаких земляных работ не ведется. И, когда мы перейдем на второй этап строительства станции, такие же работы будут выполняться вблизи дома №21.
- Будет ли кто-то контролировать состояние здания?
- В апреле этого года по нашему заданию проводилось геологическое исследование данного района. Технический отчет о состоянии грунтов и здания позволяет делать вывод о безопасности строительства. Были сделаны снимки фасадов, лестниц, подвалов и т. д., фиксирующие их состояние на тот момент. Если во время работ появятся какие-либо дополнительные дефекты, то все работы будут прекращены до устранения этих дефектов и будут проведены мероприятия по предотвращению дальнейшего их роста. Сейчас метростроевцы ежедневно проводят обследование дома и еженедельно отчитывается нам о проделанной работе.
Лидия КУЗНЕЦОВА,
Елена ЧЕЧЕНИНА, «Самарский советник»

19.06.2008
Новости недвижимости
В Самаре после карантина вырос спрос на покупку комнат В Самаре после карантина вырос спрос на покупку комнат
10.08.20 12:04

07.08.20 Определены границы исторического поселения Самары
07.08.20 В части Самары все выходные могут быть проблемы с горячей водой
06.08.20 В историческом центре Самары хотят узаконить новую 12-этажку
06.08.20 В Самаре хотят построить многоэтажки на Печерской, Корабельной и Мориса Тореза
Обзоры
все новости нашего города

на неделю, 14 дней


11 августа 20:04


© 2006 - 2020 ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Раздел Дом - информация для владельцев недвижимости, дольщиков, инвесторов, риэлторов, строителей и архитекторов, словом для тех, кто тем или иным образом связан с недвижимостью в Самаре.

Раздел Дом: новости, советы по строительству, ремонту и дизайну. Объявления: по аренде и продаже квартир (комнат) в Самаре; продажа домов, коттеджей и земельных участков. Много предложений по аренде и продаже коммерческой недвижимости нашего города.
 
18+
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети интернет необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу сайта samru.ru, в иных случаях - публиковать или озвучивать название сайта