«Научно-технический задел, созданный еще в 80-е годы прошлого века, уже исчерпан… Отечественная промышленность практически утратила способность к разработке и изготовлению значительной части приборов и узлов. Разработчики космических комплексов вынуждены теперь закупать за рубежом необходимую аппаратуру», - заявил Сергей Иванов на прошедшей сегодня в Самаре Военно-промышленной комиссии.
В связи с этим портал SAMRU.ru задал несколько вопросов Виталию Барвинку, член-корреспонденту РАН, д.т.н., профессору Самарского аэрокосмического университета, зав. кафедрой производства летательных аппаратов и управления качеством в машиностроении.
- Виталий Алексеевич, а что Вы думаете по поводу состояния нашей космической промышленности?
- Не смотря на то, что правительство обошлось с наукой в области космонавтики не очень хорошо, ученые все-таки нашли в себе силы, чтобы сохранить потенциал и возможности для дальнейшего движения вперед. У нас есть заделы, есть работы, которые востребованы не только нашей оборонкой. Не случайно Китай проявляет большой интерес к нам. Если бы какой-то специалист приехал к нам и посмотрел на наши разработки, то убедился бы воочию, что это так.
- Иванов сегодня сказал, что «остро не хватает космических аппаратов оптико-электронной и радиолокационной разведки, топогеодезического и метеорологического обеспечения», и то, что орбитальная группировка не может обеспечить полностью нашей потребности в получении космической информации.
- В этом он, конечно, не ошибается. Здесь мы пытаемся догнать самих себя. Ведь в свое время научные институты перестали финансироваться. По сути, американцы сделали все для того, чтобы разрушить все наши разработки. Все это прекрасно известно. Поэтому мы подотстали в этом плане. Но сейчас идут наработки. Правительство стало больше обращать внимание на науку, правда пока еще не все делается из того, что озвучивается и президентом, и Сергеем Ивановым. Я имею ввиду, что говорят надо уделить этому внимание, надо финансировать, но от высказанных идей и мыслей до внедрения этих вещей в производство, в научно-исследовательские институты и крупные вузы, которые занимаются наукой остается большая дистанция. Здесь надо не только говорить об этом, но и контролировать насколько все финансируется. Потому что подчас даже по инновационным проектам, которые наш вуз выиграл, вместо того, чтобы поэтапно выдавать деньги, нам их выдают либо в конце полугодия, либо в втором полугодии, а отчеты требуют с нас заранее, например, поквартально. То есть, не имея денег мы должны отчитываться. А потом великие люди, которые заправляют финансами в России, говорят, мол, вы виноваты, не берете деньги.
Вот здесь важно навести надо порядок.