Образование в Самаре
Портал города Самара samru

Как оценить знания?

В этом году в Москве и Санкт-Петербурге опробовали новую форму сдачи экзамена по западной технологии - тестирование. И сразу после оглашения результатов сдачи ЕГЭ столичными выпускниками глава Совета Федерации Сергей Миронов предложил пересмотреть закон о повсеместном введении ЕГЭ с 2009 года. По его словам, ЕГЭ должен стать лишь одной из форм аттестации, но не более того. "Мы поторопились. Надо возвращаться к этому вопросу и пересматривать государственную политику в отношении среднего образования", - констатировал чиновник.
 
Примечательно, что в Самарской губернии, где западную технологию сдачи экзаменов и новую форму аттестации учеников "запустили" еще в 2002 году, широкого общественного резонанса со стороны родителей, самих учеников и педагогических работников уже не было.
Регион привык сдавать экзамены по кальке США и за 6 лет значительно в этом деле преуспел.
Да и в столице не все так категоричны. Ректор Московской высшей школы экономики Ярослав Кузьминовотмечает, что студенты вуза, принятые по результатам ЕГЭ начиная с 2002 года, учатся ничуть не хуже студентов, зачисленных на первый курс по результатам федеральных олимпиад. По его словам, корреляция сравнительных результатов стопроцентная.
 
Среди победителей олимпиад не было ни одного человека, кто сдал бы ЕГЭ ниже, чем на 85 баллов. (Пятерка начинается с 70 баллов). "Мы считаем, - пояснил г-н Кузьминок, - что единый госэкзамен сложился и, конечно, с огрехами, но в целом заработал. Но, разумеется, ЕГЭ не может быть единственной формой измерения результатов обучения в школе и единственной формой поступления в высшие учебные заведения". Также ректор подчеркнул, что для тех регионов, где результаты тестирования итоговых знаний учеников были совсем провальными -это первый и самый звучный сигнал руководству, что необходимо экстренно инвестировать в систему образования, чтобы наладить педагогический процесс на достойном уровне.
 
В Самарском региональном центре мониторинга образования Репортеру пояснили, что результаты ЕГЭ больше нужны для поступления в вуз. Те 10-15% выпускников школ, что сдали ЕГЭ и получили "твердые" пятерки, - закономерная и исторически обусловленная часть интеллектуальной молодежи, способная получать высшее профессиональное образование и так же достойно работать в дальнейшем по своей специальности. Результаты сдачи ЕГЭ, по информации центра мониторинга, с 2002 года по настоящее время достаточно стабильны - ежегодное колебание результатов всего 1-2%.
 
В этой связи особенно интересно звучит мнение преподавателей самарских вузов о том, что реальный уровень знаний первокурсников стал гораздо хуже за последние 5 лет. Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и историографии СамГУ Михаил Астаховрассказал Репортеру об общем уровне снижения подготовки выпускников школ. "Во-первых, это связано с формализацией обучения в последних классах средней школы, - пояснил Астахов. - А во-вторых, ориентацией не столько на содержание предмета, а главное,
его понимание, сколько на точное угадывание и воспроизведение вопросов-ответов теста". Тестирование, которое лежит в основе ЕГЭ, по мнению ученого, не может быть единственным и основным методом проверки уровня знаний выпускников по разным дисциплинам. Михаил Астахов подчеркнул, что в отечественной методике преподавания эта базовая аксиома является основой - тестирование может применяться как в различных методиках преподавания предмета, так и в различных методиках проверки и отслеживания знаний обучающихся. А преувеличение или чрезмерная оптимизация одной из методик, как в случае с ЕГЭ, неизбежно приведет к снижению и качества преподавания, и уровня знаний учеников.
 
Оценка позиции руководства в принятии судьбоносных решений со стороны педагогов однозначна. "Что мы можем, если чиновники принимают решения не думая, - поделился один из преподавателей самарского вуза. - Все последствия принятия ЕГЭ как единственной формы сдачи госэкзамена, конечно, отрицательные. Необходимо поднимать тему гласности и желания власти услышать квалифицированные аргументы специалистов, доводы родителей, мнение самих обучающихся. Первая волна протеста против ЕГЭ прошла в 2002 году. С тех пор ничего не изменилось. Уровень знаний наших выпускников неуклонно катится вниз. Прежде чем приступить, допустим, к основной программе по вузовской дисциплине, мы вынуждены целый месяц преподавать краткий, сжатый курс школьного базиса".
 
Доводы педагогов перекликаются и с мнениями самарских чиновников сферы образования о снижении реального уровня подготовки выпускников школ. Однако в региональном центре мониторинга образования Репортеру отметили, что уровень подготовки выпускников стал хуже не по причине внедрения ЕГЭ, а, по сути, из-за снижения уровня профессиональной подготовки и самих учителей, и материально-технического оснащения средних школ, и собственно дефицита молодых просвещенных кадров. "Нынешняя заработная плата педагогического работника не соответствует фактической трудовой и психологической нагрузке учителя, - рассказал чиновник. - В Германии, к примеру, учитель статусно возведен до ранга чиновника. Профессия учителя почетна и позволяет быть вполне состоятельным человеком. В нашей системе образования о таком говорить не приходится, так как существующие тарифные ставки оплаты труда педагога очень малы".
Репортер тут же вспомнил высказывание министра образования Андрея Фурсенко,который заявлял, что в российских школах в полтора раза больше учителей, чем необходимо, и что нехватка учителей в школах является мифом. Таким образом, по мнению министра образования, "это и есть резерв для увеличения финансирования школ и повышения зарплаты".
 

Пока же идут споры о том, как же все-таки оценивать знания, наши областные чиновники уже пошли своим путем. Информация о том, что в ближайшем будущем в Самарской губернии оплата труда педагогов будет осуществляться в прямо пропорциональной зависимости от уровня «знаний учеников, подтвердилась. Консультант-помощник министра образования и науки Самарской области Алексей Ливенцевподтвердил Репортеру, что с 1 сентября текущего года уровень заработной платы педагога поставлен в зависимость от достижений учащихся. "Именно достижений, а не оценочных баллов, - подчеркнул г-н Ливенцев. - Почему-то под основным показателем качества обучения у нас все привыкли понимать результаты единого госэкзамена. А это совсем не так. Результаты ЕГЭ -только один из целого ряда показателей и успеваемости учащихся, и качества работы учителя. Помимо результатов итоговой аттестации, будут установлены другие критерии качества педагогического труда".

Г-н Ливенцев подчеркнул, что весь фонд оплаты труда, согласно действующим нормативным актам, делится на "базовую часть" (80%), в которую вошли ’ все обязательные виды работ педагога, и "стимулирующую часть". По информации Репортера, министерство образования и науки Самарской области своим приказом утвердило регламент распределения стимулирующего фонда. Он содержит критерии и показатели качества труда работников образовательного учреждения, где в качестве основания для премирования предложены такие показатели, как "достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения", "позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся" и другие. (Предложены 18 критериев качества, часть которых образовательное учреждение может поменять на свое усмотрение, но не более 5-ти). Способ распределения "стимулирующей части" зависит от нормативных документов, принятых в образовательном учреждении. "Безусловно, - подчеркнул г-н Ливенцев, - разработка принципов распределения этих средств должна происходить при участии собрания трудового коллектива, профсоюзной организации, управляющего совета учреждения. Все эти принципы и условия должны быть отражены в коллективном договоре".

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Михаил АСТАХОВ,
кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и историографии СамГУ
- Попытка механического копирования чужого опыта, непринятие во внимание собственной системы образования не может привести к положительным результатам. Большинство преподавателей нашего вуза и аэрокосмического университета выступали против внедрения такой системы сдачи госэкзамена. Но это решение было принято без учета нашего мнения, административным путем.
 
Алексей ЛИВЕНЦЕВ,
консультант-помощник министра образования и науки Самарской области
- Разработан ли эффективный механизм, чтобы отслеживать реальный уровень подготовки учеников независимыми экспертами?
- В настоящее время разрабатывается региональная система оценки качества образования (РСОКО). Эта задача возложена на управление по контролю и надзору в сфере образования. В качестве механизма независимой оценки качества (или уровня общеобразовательной подготовки учащихся) действует единый государственный экзамен. Он, действительно, не зависит ни от школы, ни от учителей. Это общегосударственная процедура, введена в качестве единой нормы для всей России с 2009 года.
- Какие деньги заложены в бюджет на эти нововведения?
- На обеспечение введения новой методики расчетов труда педагогов бюджетом области предусмотрено до конца года дополнительно 200 млн рублей.
- Не пострадает ли от такого нововведения реальный уровень знаний учеников в связи желанием учителя искусственно завысить оценочный балл для высокой заработной платы?
- Если у кого-то и возникнет такое желание, то итоговая аттестация все равно покажет реальный уровень подготовки учащегося. Думаю, что свою роль должна играть и принципиальная позиция родителей. Купить знания нельзя. Рынок труда впоследствии все расставит по своим местам. Как показывает практика, успешная карьера может быть построена только на качественных знаниях.
 
 
Алена ГЕЙДА, «Репортер»

05.09.2008



Образование в Самаре
Глава Самары вручила выпускникам школ сертификаты на единовременное пособие Глава Самары вручила выпускникам школ сертификаты на единовременное пособие
16.05.24 09:45
Встреча в горадминистрации
08.05.24 Свободные места в муниципальных детских садах Самары распределят 17 мая
06.05.24 Победительница конкурса «Учитель года» в Самарской области получила автомобиль
26.04.24 В олимпиаде по финансовой грамотности приняли участие 58 тыс самарских школьников
23.04.24 Самарский политех получит корпуса для нового кампуса на ул. Антонова-Овсеенко
Обзоры
Интервью
Как уберечь ребенка от стресса во время подготовки к ЕГЭ Как уберечь ребенка от стресса во время подготовки к ЕГЭ
Светлана Карпухина, главный внештатный специалист минздрава Самарской области по детской психиатрии

Новости Самары


19 мая 5:32


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru