Обзоры самарских событий
Портал города Самара samru

Михаил КУЦЕВ: «В новом бюджете определен комплексный подход к городским проблемам»

На заседаниях согласительной комиссии продолжается обсуждение проекта городского бюджета на 2008 год, принятого депутатами в первом чтении. Своими взглядами на главный финансовый документ города с Репортером поделился депутат думы городского округа Самара Михаил Куцев.
На заседаниях согласительной комиссии уже вторую неделю идет обсуждение городского бюджета. И приходится слышать о том, что доходная часть бюджета занижена и ее необходимо увеличивать. В частности, депутаты внесли дополнительных предложений на сумму примерно 800 миллионов рублей...
- Действительно, такие предложения внесены. Я могу сказать, что подобная тенденция всегда существовала при формировании городского бюджета. И удовлетворить запросы каждого депутата в плане того, чтобы все необходимые деньги пришли конкретно на его округ, я думаю, невозможно. Что касается доходной части, то на сегодняшний день, по итогам трех заседаний согласительной комиссии, я бы не стал категорично утверждать, что она занижена Год назад она была занижена однозначно. Но тогда была другая ситуация: только что прошли выборы нового главы города, шло формирование новой команды, которой приходилось разбираться с тем "наследством", которое осталось от прежнего руководства... Было много проблем, а принятие бюджета до начала нового года являлось стратегически важным моментом. Тогда депутаты не стали так скрупулезно изучать доходную часть и пошли навстречу администрации. Но сегодня доходная часть бюджета на 2008 год без учета субсидий и субвенций составляет 9 млрд 469 млн рублей - это больше, чем планировалось на 2007 год. Прирост есть, и я считаю, что есть и резервы. Никто 100% своих возможностей на бумагу не выкладывает. Во всяком случае, я в своей жизни такого не встречал. Наверняка есть резервы. И это нельзя назвать каким-то специальным искусственным занижением и попыткой скрыть доходы. В администрации работают серьезные люди, и вряд ли они на это пойдут. Да, мы по результатам заседания всех комитетов отправили главе города свои предложения на сумму 837 млн рублей. При этом многие, если не все, депутаты понимают, что подобное увеличение - это нереально. Таких резервов у администрации города на сегодня просто нет. Однако мы будем в ходе согласительных комиссий работать с администрацией и будем стремиться увеличить доходную часть бюджета. Думаю, что реально вести разговор об увеличении на 250-300 миллионов рублей.
- Думаете, что это получится сделать?
- Хотелось бы, чтобы получилось. И для этого есть основания. В последние годы в бюджете города регулярно появляется профицит. Это идеальные условия дам администрации города - когда появляется профицит. Тем более что у депутатов нет возможности давать указания о том, куда именно использовать эти дополнительные деньга. Профицит администрация всегда распределяет по собственному усмотрению. Вот про этот резерв и идет речь. У нас будет еще несколько заседаний согласительной комиссии, и я думаю, что добиться увеличения в 200-300 млн будет вполне реально. Я знаю, что многие вопросы этим бюджетом так и не охвачены. Например, это касается сферы образования. Я знаю, что и у администрации города есть огромное желание внести изменения - оснастить все школы противопожарной сигнализацией, улучшить питание, провести ремонт, но... на все это не хватает средств. В чем-то приходится ограничиваться.
Бесспорно, бюджет в девять и даже в десять миллиардов - это мало для такого города, как Самара. Если разделить его на миллион жителей - на каждого приходится совсем немного. Надо увеличивать доходную часть. Говорят, что нет резервов по земельному налогу. На наш взгляд, резервы есть. Мы предлагали через районные администрации организовать специальные комиссии, которые учли бы все объекты недвижимости и тем самым создали налоговую базу по земле, по имуществу. Мы будем снова настоятельно рекомендовать администрации проводить эту работу; возможно, будем принимать соответствующие решения на заседании думы. Потому что без этого мы учет не наведем. А стопроцентной собираемости налогов мы тоже вряд ли когда-нибудь добьемся. На сегодняшний день на 100% не собирается ни один налог: ни федеральный, ни региональный, ни местный. Но я вижу, что городская администрация работает продуктивно, в согласительных комиссиях у нас идет конкретный деловой разговор. Надеюсь, что в декабре - может быть, даже в первой декаде - бюджет будет принят. Хотелось бы сделать именно так, для того чтобы распорядители бюджетных средств могли фазу же после новогодних каникул приступать к работе, к проведению торгов...
- На какие отрасли городского хозяйства планируется потратить те самые дополнительные 200-300 миллионов?
- Не могу сейчас назвать их конкретно. В целом же, в бюджете существуют, помимо расходов на содержание администрации, пять основных направлений: образование, здравоохранение, сфера ЖКХ, социальная политика, культура. Решение о распределении средств будет приниматься коллегиально. Есть предложения и по образованию, и по здравоохранению, и по ремонту ветхого жилого фонда.
- Может быть, ветхий фонд легче снести, а не ремонтировать?
- Не так все просто. Прежде чем кого-то из такого жилья выселить, надо предоставить ему новое жилье. А для этого нужно его сначала построить. Это при том, что практически единственный муниципальный дом уже второй год строится, и будет в нем, ну, максимум, восемьдесят квартир. Что это такое для миллионного города? Очень много вопросов, связанных с медициной. Это такая отрасль, в которую можно вложить и 250 миллионов, и 400, и 500, и это не будет избыточным. При этом депутаты - люди, не оторванные от жизни. Они прекрасно понимают, что нельзя все дополнительные доходы направить на удовлетворение пожеланий одного человека. Есть позиции, которые вопросов не вызывают. Например, имеется долгострой по первой детской поликлинике. И я, например, не буду спорить с выделением на этот социально значимый объект 20 миллионов рублей. При этом один год не похож на другой, ни в отношении сумм, ни в отношении приоритетных вопросов. Допустим, сейчас достаточно много средств направляется, так сказать, на будущее - на проектирование школ, детских садов, больниц, поликлиник. Стоит вопрос о софинансировании ремонта больниц имени Пирогова и Семашко. В одиночку город эти ремонты бы точно не потянул, а сейчас, в соответствии с законодательством, он обязан участвовать в софинансировании в тех же пропорциях, что и область. Возможно, часть дополнительных средств уйдет туда. Но пока об этом рано говорить. Сейчас проводятся подсчеты, составляются таблицы, в которые вносятся пожелания и возможности. Я, например, хочу, чтобы в моем округе были, наконец, спроектированы новая школа и детский садик. Потому что есть дефицит, как минимум, в 800 мест в детсадах. Школы же в Самарском районе мало похожи на современные здания. Так что работаем, спорим, обсуждаем - где-то идем на уступки, где-то настаиваем.
- Достаточно много вопросов вызвала строка в проекте бюджета, содержащая сумму расходов на содержание администрации. Миллиард с лишним - практически десятая часть всего бюджета.
- Извечный вопрос - много это или мало? Стоит помнить при этом, что мы, как жители города, достаточно много ожидаем и требуем от городских чиновников - от чистоты на улицах до обеспечения качественного образования. И я считаю, что десять процентов, идущих на оплату людям, которые за все это отвечают - совсем не много. По той информации, которая есть у нас в думе, практически во всех соседних регионах эта сумма на 2-3% выше. У нас миллионный город, с довольно высоким уровнем жизни и уровнем цен. Поэтому и уровень зарплат должен быть соответствующим. Тем более что в этом году - это уже официально признают все - инфляция вышла за рамки планируемого уровня. Соответственно, снижаются и реальные доходы у всех людей, включая чиновников. Хорошая зарплата у чиновника - это нормальное явление. Сейчас много говорят о коррупции. Но она так и будет продолжать существовать и расти, если людям будут платить по три копейки. Думаю, смотреть надо не только и не столько на то, сколько денег уходит на содержание аппарата, но, в первую очередь, на его эффективность. Если имеются лишние звенья, цепочки, специалисты с непонятными функциями - то вот именно с этим надо бороться. А с зарплатой чиновников бороться не надо, она у них не такая уж и большая.
- Можно ли назвать городской бюджет-2008 социально ориентированным?
- По-моему, социальная ориентированность - это основа основ любого бюджета, начиная от федерального и заканчивая местными. Львиная доля - 30% - уходит на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Собственно, если убрать расходы по содержанию администрации, все остальное - это социально направленные статьи. Взять, допустим, раздел "культура" - он весь социально ориентирован. Молодежная политика, социальная политика - это все социально ориентированные разделы. Тем более что сейчас, в соответствии с изменениями в бюджетном законодательстве, любая программа должна в обязательном порядке обеспечиваться финансированием. Раньше можно было декларировать программы и не выполнять их, теперь этого делать нельзя. И я считаю, что бюджет может быть только социально ориентированным. Ведь это общая казна, которая должна работать на интересы населения. Другое дело, что не получится сделать все и сразу. Для того чтобы привести в порядок ветхое жилье только в Самарском районе, нужно несколько городских бюджетов. И тут время работает против нас, ведь эта проблема существует еще со времен СССР. В моем районе есть дома, которым по 200 лет. И если говорить о том, чтобы привести такой дом в нормальное состояние, то тут надо сразу оперировать суммами, начинающимися от 20 миллионов рублей.
- Произошло и увеличение по разделу "Культура"...
- В течение ряда лет в культуру денег практически не вкладывалось. Библиотеки не могли пополнять фонды, музыкальные школы были не в состоянии приобрести инструменты, муниципальные театры пришли в печальное состояние. Здание театра "Самарская площадь" ремонтировалось, кажется, лет десять. На театр "Камерная сцена" нужно было около трех миллионов, а при старой администрации они получали миллион, а то и меньше. В прошлом году было найдено взаимопонимание с администрацией. Муниципальные театры у нас получают все необходимое, нет вопросов по их содержанию, по заработной плате. Сейчас идет работа по музыкальным школам. У меня в округе есть школа имени Шостаковича, которая в следующем году будет праздновать юбилей. И я знаю, что все необходимые для этого мероприятия были профинансированы по максимуму. Думаю, что эту тенденцию надо приветствовать. Если мы говорим о воспитании подрастающего поколения, то в это воспитание нужно вкладываться. Должны работать и музыкальные школы, и спортивные, и библиотеки -не у всех же есть Интернет. Как бы ни было обидно тем, у кого потолок течет, нельзя забрать деньги у театра или библиотеки и вложить их в жилищно-коммунальное хозяйство. Нужно возвращать детские коллективы и подростковые клубы. К сожалению, дети в последние десятилетия как-то потерялись. В обществе существовали взрослые проблемы, и дети преимущественно оказались предоставлены сами себе. Сейчас надо эту ситуацию менять.
- А какова ситуация с дошкольным образованием? Эти учреждения оказались "за бортом" национального проекта "Образование" и не получили прибавок к окладам.
- Мне сложно сейчас обрисовать эту ситуацию в полном объеме, но могу сказать, что в проекте бюджета заложено около 40 миллионов на увеличение размера заработной платы для работников дошкольного образования.
Вообще, хочется отметить, что те проблемы, которые достались нам по наследству от предыдущей администрации, понемногу уходят. В новом бюджете определен комплексный подход к городским проблемам, а не политика "латания дыр". Это обнадеживает.
Алена ЛУКЬЯНОВА, «Репортер»

30.11.2007




Новости Самары


20 апреля 11:57


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru