Здоровые новости
Портал города Самара samru

Андрей МОКЕЕВ: «В медицине до сих пор нет объективных критериев качества работы»

Сегодня при наличии денег люди предпочитают обращаться за помощью в частные клиники. Способны ли эти клиники предоставить качественное лечение? Кто и как должен контролировать деятельность коммерческих больниц? Об этом «Времени» рассказал главный врач лечебно-диагностического комплекса «Медгард» Андрей Мокеев.
- Как шло развитие платной медицины? Что послужило для нее толчком?
- Российская платная медицина начала зарождаться в середине 90-х годов прошлого века, когда с финансированием отрасли возникли большие проблемы. И федеральная, и муниципальная медицина оказалась, что называется, «в загоне». Это были те времена, когда в отделении сердечной недостаточности, например, имелось всего один-два препарата. И врачи даже не озадачивались, каким способом лечить пациента. Они думали, как назначить имеющиеся лекарства, лишь бы только не навредить. В этих условиях платная медицина и начала зарождаться. У первых клиник появилась возможность пользоваться дорогостоящими, качественными медикаментами, внедрять новые методики, на что государство было еще не способно.
Сейчас с более-менее нормальным финансированием и тем отношением, которое сложилось у властей, государственное здравоохранение начало подниматься. Но инновационные проекты по-прежнему остаются уделом коммерческой медицины, потому что это, как правило, технологии, требующие мобильности, на что пока не способно большинство государственных учреждений. Эта инновационность и мобильность заключаются, в первую очередь, в первоочередном внедрении достижений медицинской науки, ориентированных на повышение эффективности медикаментозного лечения и снижение травматичности при хирургическом лечении.
Другая тенденция развития частной медицины заключается в росте технологической обеспеченности и повышении профессионализма врачей. Медицинский бизнес инвестирует все большие средства и в современное оборудование (лучше вложить надежно и сэкономить на обслуживании и техническом перевооружении), и в специалистов (ведь от них зависит репутация клиники). И это - следствие возрастающей конкуренции.
- Может ли быть вся медицина платной? Или лечение определенных болезней   все  же должно оплачиваться государством?
-    Существуют   отрасли медицины, где вести речь о платной составляющей просто нельзя, по крайней мере, в нашем обществе. Например, пересадка внутренних органов. Кто сегодня может себе позволить пересадить почку за деньги? Единицы.
При этом тех, кому эта пересадка необходима, достаточно много. У большинства людей нет возможности оплатить ни гемодиализ («искусственную почку»), ни, тем более, операцию по трансплантации. В таких случаях государство обязано оплачивать такое лечение.
- Но ведь ждать своей очереди, чтобы решить проблему здоровья, часто невозможно! Хочется как можно быстрее выздороветь.
- Ритм нашей жизни, необходимость постоянно «быть в форме» ведут к росту востребованности платных медицинских услуг. Все просто - платишь в кассу и сразу получаешь то, что нужно. У многих людей, в первую очередь у представителей среднего класса, и потребность в «быстром лечении», и кредитоспособность выше. Именно поэтому они предпочитают лечение за деньги «бесплатным» очередям на получение медицинской услуги в государственном лечебном учреждении (бывает, люди вынуждены ждать ее по несколько лет).
- Но ведь быстро - не всегда качественно...
- Это проблема всей медицины: и государственной тоже. И ее надо рассматривать с момента обучения в медицинских вузах. Лишь в последние 10 лет появились унифицированные программы оценки качества медицинского образования, и сейчас предпринимаются попытки перенести их в систему здравоохранения. Появились первые методические рекомендации, посвященные этой проблеме. Но, тем не менее, внедрение стандартов находится в России на начальном этапе, в отличие от американцев и европейцев, которые уже давно так работают.
- Помимо общефедеральных стандартов существуют еще и определенные внутренние нормативы. Они у вас есть?
- Поскольку имеющиеся федеральные стандарты далеко не безупречны, мы в «Медгарде» принимаем их, а также западные стандарты оказания медицинской помощи за базу для разработки, адаптации и внедрения собственных внутренних регламентов. Главная цель этой работы - соблюдение принципа «необходимой достаточности» лечения любого заболевания. Другими словами, ничего лишнего, но и ничего не упустить: ни в диагностике, ни в назначениях, ни в лечении. Когда перед врачом лежит четкий протокол о необходимых при тех или иных симптомах мероприятиях для пациента, то качество лечения неизбежно растет. И это единственная возможность свести к минимуму врачебные ошибки.
- Очень часто в муниципальных   больницах   врач   лечит больного только по своему профилю, совершенно не обращая внимания на то, что, возможно, это заболевание спровоцировал другой недуг. Должен ли врач, особенно в частной клинике, подходить к работе комплексно и при необходимости сначала направлять пациента к другому специалисту, чтобы устранить   первопричину болезни?
- Конечно. И для этого как раз нужны стандарты качества лечения. Они подразумевают, в том числе, и комплексный подход. Мы, например, понимаем, что если будем лечить то, что заведомо вылечить нельзя, то сформируется негативное отношение пациента и к доктору, и к клинике в целом. Думаю, что в течение 10-15 лет мы придем к этому и в государственной медицине.
-   Платные услуги сегодня предоставляют и государственные больницы. Ваша оценка этого?
- Во многих зарубежных странах, в том числе и в США, уже давно существует прекрасная система здравоохранения. Она трехуровневая: частные клиники, куда человек приходит и платит за оказываемые услуги, клиники, которые работают по медицинской страховке (таких большинство), и социальные лечебные учреждения, куда попадают люди, которые не имеют ни медицинской страховки, ни средств. В таких больницах обычно проходят практику студенты медвузов. Поскольку бюджетные деньги с первых двух уровней высвобождаются, идет достаточно неплохое финансирование социальных больниц. С моей точки зрения, это наиболее оптимальный вариант.
Сегодняшнее развитие платных услуг в государственных учреждениях - это, к сожалению, лазейка, которая хоть как-то помогает финансировать государственные лечебные учреждения и в области хозяйствования, и в области развития. На первый взгляд, что ж в этом плохого? Однако существование «под одной крышей» платной и бесплатной медицины создает соблазн увеличить первую часть за счет второй. И контролировать этот процесс практически невозможно. Ну и результат, как говорится, налицо.
Какие направления частной медицины сегодня наиболее активно развиваются?
- Развиваются, прежде всего, те направления, которые обеспечивают быстрые и хорошие результаты, а соответственно, быстрый возврат вложенных средств. В первую очередь это медицинское консультирование, простая диагностика и хирургические вмешательства небольшого объема, не требующие мощных сопутствующих служб в виде больших операционных, реанимаций, лабораторий и т. д. К таковым можно отнести стоматологию, отоларингологию, пластическую хирургию. То есть все те специализации, где курс лечения не превышает двух-трех дней, результат получается быстро и надежно, а качество жизни пациента сразу возрастает.
Тем не менее, есть и другая тенденция: развитие мощных многопрофильных медицинских комплексов и сетей. Безусловно, такие проекты требуют больших капиталовложений, сроки окупаемости высоки, поэтому они развиваются медленнее.
- Только этим развитие тормозится?
- Нет. Еще высокой ответственностью, которую влечет за собой использование сложных технологий при лечении сложных заболеваний. Нет частных стационаров, нет частных хирургических клиник, мало частных родильных домов.   Высокотехнологичные   направления в частных клиниках, например кардиохирургия, - это почти всегда эксклюзив.
- Может ли частная клиника конкурировать по ценам с государственным лечебным учреждением?
- Если мы оцениваем саму услугу, то, возможно, в муниципальных клиниках, которые предоставляют ее на платной основе, она и дешевле. Но если мы оцениваем весь комплекс мероприятий, включая комфортное пребывание пациента в стационаре до и после операции, современные препараты и медикаменты, наблюдение сестринского и врачебного персонала, когда пациент не лежит несколько часов брошенный, то становится понятно, за счет чего формируется такая цена в частной клинике и за что пациент платит свои деньги.
- Какие проверяющие органы контролируют частную медицину? Куда пациент может обратиться, если ему предоставили некачественную услугу?
- Любое медицинское учреждение так или иначе относится к министерству здравоохранения, которое и является головным контролирующим органом. Другое дело, что именно внутренний контроль качества в платных медучреждениях должен быть намного выше, чем в государственных. Этот контроль заключается не только в стандартах, о которых я уже говорил, но и в мотивации персонала: низкое качество оказанной услуги - низкое вознаграждение.
- Насколько   внутренний контроль качества работы медицинского персонала надежен и не зависим от различных внутренних связей, существующих между сотрудниками, ведь не секрет, что корпоративный дух среди врачей сильно развит? Это к вопросу о врачебных ошибках.
- Врачебная корпоративность, конечно же, есть, она воспитывалась десятилетиями и свойственна не только врачам, но и другим профессиям. И даже студентам. Все закладывается со школьной скамьи! В какой еще стране мира студенты подсказывают друг другу на экзамене или дают списать домашнюю работу? Для нас же это само собой разумеющееся поведение, которое в итоге переносится и на профессиональную деятельность.
Единственный способ, позволяющий это преодолевать, - как раз введение жестких стандартов.
- К сожалению, сегодня в России просто не существует объективных   критериев   определения врачебной ошибки. Ситуация складывается так, что мы не можем объективно оценить, прав был этот доктор или нет, когда делал операцию. А вот если у врача имеется четкий алгоритм действий, как на Западе, когда все действия расписаны почасово, а то и поминутно, когда врач заносит все свои действия в специальный журнал, вот тогда и определить, была ли совершена ошибка, гораздо проще.
Но наши врачи впишут в журнал столько работы, что им еще доплачивать надо будет, хотя на деле окажется, что ничего подобного не было...
-   Это возможно. Для этого должна быть объективизация этих методов, то есть способ контроля или подтверждения проведенных для пациента мероприятий. Что касается частных клиник, у них всегда имеется такое подтверждение-- подпись клиента на акте выполненных работ. При этом клиент имеет право не ставить ее, если недоволен качеством предоставленной услуги. Ну а дальше уже руководство клиники выясняет, почему это произошло.
Принцип «клиент всегда прав» действует в частной медицине?
-    Вопрос   провокационный. Честно говоря, я не совсем согласен с этим принципом, пришедшим к нам из торговли. Мы, конечно, пытаемся следовать этой формулировке, но иногда пациент «разбирается» в медицине лучше врача (ведь в Интернете же обо всем написано). Поэтому в таких случаях лучше терпеливо и корректно попытаться убедить пациента в верности и необходимости предназначенных ему    медицинских действий. С другой стороны, у кого не бывает промахов с обслуживанием? Ну что ж, делаем выводы, исправляем погрешности.
Каковы перспективы развития платной медицины?
- Укрупнение и развитие многопрофильных частных клиник и насыщение их последними технологиями, развитие медицинских сетей, углубление специализации профильных клиник, совершенствование профессионального уровня работающих в частной медицине врачей, в том числе и за счет перехода специалистов из государственной медицины, развитие страховой медицины, внедрение и развитие стандартов медицинской помощи, повышение качества обслуживания клиентов - как следствие конкурентной борьбы. В конечном итоге частная медицина преобразится в существенный и незаменимый сегмент здравоохранения нашей страны.
ДЕНИС КУДРЯШОВ, «Время»

17.06.2008



Здоровые новости
Самарские ученые открыли быстрый способ обнаружения пародонтита с помощью лазера Самарские ученые открыли быстрый способ обнаружения пародонтита с помощью лазера
27.03.24 08:10
Заявка на патент
25.03.24 Врачи СОКБ Середавина в Самаре спасли пациента после 50 минут клинической смерти
25.03.24 Роспотребнадзор предупредил самарцев о скором сезоне активности клещей
22.03.24 Пятиэтажную поликлинику в Смышляевке построят в 2024 году в Самарской области
21.03.24 На площади Куйбышева в Самаре передали больницам 40 автомобилей для неотложки
Факты, советы
события нашего города

прогноз на 14 дней


29 марта 11:03


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Здоровье Самара - раздел о здоровом образе жизни. Экспертные статьи по диетологии, косметологии, беременности и родам. Размещаются материалы по нетрадиционной медицине. Консультации специалистов. Все об оздоролвительном отдыхе в санаториях Самарской области.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru