Туризм в Самаре. Эксперт
Портал города Самара samru

То берег левый нужен им, то берег правый… Чем грозит области открытие нового «сезона частных перевозчиков»

Сезонный бизнес частного лодочного извоза незаметно для разнообразных контролирующих органов занял весьма заметную нишу на рынке речных перевозок. За время навигации - в период с мая по ноябрь - лодочникам удается перехватить около 20% общего объема пассажирских перевозок. Их «улов» за сезон составляет примерно 7-8,млн рублей. Причем редко кто из частных перевозчиков выдает при посадке пассажирам кассовые чеки. А это, в свою очередь, является незаконной предпринимательской деятельностью, что вообще-то уголовно наказуемо. Но даже не это прискорбное обстоятельство может вызвать пристальное внимание надзорных ведомств. Профессиональные игроки рынка заявляют, что отсутствие лицензии у частников и, как следствие, их пренебрежительное отношение к безопасности на воде может стать причиной трагедии с многочисленными жертвами.
Перебраться на «тот» берег сегодня не составляет труда. За 250 рублей «за всю компанию» можно позволить себе такое удовольствие. Когда на лодке рассекаешь водную гладь, опускаешь руку в прохладную воду, щурясь от солнечных бликов и брызг, страшные картины, как правило, в голову не лезут. Не хочется думать, есть ли у перевозчика лицензия, сколько лет его лодке, есть ли в ней хотя бы один спасательный жилет, и, в конце концов, кто будет вылавливать всю честную компанию из воды, если катерок перевернется. А если врежется в такой же хаотично курсирующий объект? Как показывает статистика, чрезвычайных происшествий, связанных именно с деятельностью лодочников-перевозчиков, ни в прошлом, ни в текущем году не зафиксировано. Пока. Установить структуру, контролирующую работу таких перевозчиков, оказалось далеко не просто. Неужели, как и в ситуации со взрывом газа или пожаром в ветхом жилищном фонде, должна произойти трагедия, чтобы нашлись ответственные чиновники.
Кто может переправить
В бессмертном хите примадонны отечественной эстрады влюбленных соединял всего лишь один седой паромщик. Современным влюбленным повезло больше: в их распоряжении целый арсенал возможностей.
Во-первых, это ОАО «Самарский речной порт», суда которого на протяжении многих лет курсируют от берега к берегу. Но сегодня, когда люди привыкли к быстрому передвижению, к тому, что можно уехать на другой конец города в любое удобное время, всего лишь набрав номер такси, подстраиваться под расписание кораблей порта не всем захочется. К тому же, некоторые базы отдыха, располагающиеся на противоположной стороне, как, например, «Ладья», предоставляют своим клиентам собственный водный транспорт. «Ладье» его, в свою очередь, предоставляет компания «Флагман», осуществляющая частные перевозки. Ну и, наконец, многочисленные ожидающие клиентов по всей береговой линии частные перевозчики. Заплатив 250 рублей за рейс, можно переправиться на противоположный берег на моторной лодке или небольшом катере. Выгрузив клиента вместе с его корзиной, картиной, картонкой и маленькой собачонкой, лодочники предлагают ему свою «визитку» - вырезанную бумажку с напечатанным номером мобильного телефона и незатейливой подписью «Сергей» или «Вася», чтобы можно было таким же способом вернуться обратно. В этом, казалось бы, еще одно преимущество частников: они не привязаны, к конкретным точкам, им не нужны специальные пристани, они легки и мобильны. Да и стоимость переправы у них меньше, чем у того же речного порта. «Они берут ценой, демпингом», - подтверждает заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам ОАО «Самарский речной порт» Виктор Назаров. Но могут ли частники гарантировать безопасность пассажиров во время переправы? Кто следит за соблюдением соответствующих норм и правил во время поездки?
Как получают лицензию
Чтобы стать официальным перевозчиком, нужна лицензия. Получить ее - дело непростое. Сначала необходимо пройти процедуру технического осмотра судна. Ее осуществляет Средне-Волжский филиал Российского речного регистра. Российский речной регистр - это федеральное государственное учреждение классификации судов, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта.
Классификации Российского речного регистра подлежат самоходные суда внутреннего плавания с двигателями мощностью более 75 лошадиных сил, несамоходные суда вместимостью не менее 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, суда смешанного (река-море) типа плавания, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, все суда, перевозящие опасные грузы. По словам директора Средне-Волжского филиала Российского речного регистра Юрия Старостина, все суда, которые по кодексу внутриводного транспорта подлежат надзору, состоят на учете в Российском речном регистре. «Мы эти суда технически осматриваем для определения годности их технического состояния, - пояснил Юрий Старостин. - Назначаем им районы и условия плавания, в ряде случаев ограничиваем. Выдаем документы. Допускаем к эксплуатации - перевозке людей, грузов. Без наших документов лицензию никто не даст, потому что мы определяем условия безопасности перевозки согласно существующим нормам».
Что касается лодок, то они не классифицируются и не состоят на учете в речном регистре. «Переправлять людей в коммерческих целях они не имеют права. Какая здесь безопасность? Кто несет ответственность? Перевозчики? Ничего они не несут, - продолжает Старостин. - Мы несем юридическую ответственность за охрану человеческой жизни, загрязнение окружающей среды.   Организаций,   имеющих
право перевозить, - единицы. Все они состоят у нас в регистре, иначе лицензию на перевозку не получат. Непросто подготовить судно. Это весьма хлопотное и дорогостоящее мероприятие».
По утверждению их руководителей, Самарский речной порт и «Флагман» и в регистре состоят, и нужную лицензию имеют, чем не могут похвастаться лодочники. По словам исполнительного директора «Флагмана» Нэли Саранцевой, суда компании прошли все необходимое согласование и оборудованы должным образом. Есть спасательные жилеты и круги, трапы находятся в нужном техническом состоянии, даже есть матрос, помогающий пассажирам занять места и контролирующий соблюдение правил безопасности.
Кому мешают лодочники
По признанию Виктора Назарова, бывает, что лодочники мешают движению регулярных судов: «У Рождествено, например, довольно узкий фарватер. Там лодочники мешают». Хаотичность их передвижения и отсутствие четко зафиксированного маршрута следования создает помехи «узаконенным» перевозчикам, использующим, как правило, более крупные суда и следующие по отработанному маршруту. Произвольное движение лодочников приводит, в частности, и к тому, что лодки садятся на мель, происходит своеобразная «свалка» судов, напоминающая беспорядочное движение автомобилей на оживленном перекрестке при неисправном светофоре.
А, например, на Ульяновском спуске в Самаре место вообще не предназначено для посадки и высадки пассажиров, что может привести к печальным последствиям.
В федерации парусного спорта городского округа Самара сообщили, что им лодочники не мешают, а как раз наоборот - «заполняют пустую нишу, которая сегодня существует в переправе на противоположную сторону». «Мы с ними не пересекаемся. Мы сами пользуемся их услугами иногда, когда не успеваем вовремя переехать», - объяснили в федерации.
В прокуратуре Самарской области сообщили, что пока ни одного обращения с жалобами на частников не поступало. Сама прокуратура инициировать какие-либо рейды с проверками не уполномочена. Это возможно только при поступлении жалобы со стороны контролирующего органа.
Между тем, согласно данным специалистов Самарского речного порта, за время навигации - в период с мая по ноябрь - лодочникам удается перехватить около 20% общего объема пассажирских перевозок. Их «улов» за сезон составляет примерно 7-8 млн рублей. Причем редко кто из частных перевозчиков выдает при посадке пассажирам кассовые чеки. А это, в свою очередь, является незаконной предпринимательской деятельностью, что вообще-то уголовно наказуемо.
Чего уж говорить о соблюдении условий для транспортировки грузов. Как правило, в обычную моторную лодку (именно такие суда в основном находятся на вооружении частников) впихиваются и люди, и животные, и огромные тюки с вещами. Буквально на днях «Советник» наблюдал, как на «казанке» переправляли сначала холодильник, потом осла, ну и, разумеется, людей. О какой технике безопасности может идти речь, когда люди руководствуются исключительно коммерческими интересами. В принципе, понять можно и пассажиров. Если они платят фиксированную плату за переезд, не зависящую от количества пассажиров, то попытаются затолкаться всей компанией, чтобы заплатить не 500, а всего 250 рублей. Так что ослу еще повезло - удалось совершить путешествие с комфортом.
Не оказаться бы «в хвосте»
На вчерашнем заседании областного правительства, рассматривая постановление о выделении компенсаций гражданам, у которых погибли родственники, сгорело имущество или они пострадали сами, губернатор Самарской области Владимир Артяков отметил, что «мы постоянно находимся в хвосте ситуации». Другими словами, приходится разгребать последствия, а не устранять причину еще до свершения трагедии. Неужели никто не знал, что этот дом ветхий? Об этом говорили. И только. Неужели нужно было ждать взрыва, чтобы обратить внимание на состояние внутридомового газового оборудования? Или ждать обрушения крыши в аквапарке, чтобы в экстренном режиме кинуться проверять наличие снега (зимой!) на крышах аналогичных объектов? Судя по всему, должна произойти трагедия, чтобы кто-то все же начал заниматься вопросами перевозки граждан частными лодочниками. Ведь Волга - это не перекресток Московского шоссе и улицы Советской Армии, на него светофор или регулировщика не поставишь.
Как сообщили «Советнику» в министерстве транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, этот орган исполнительной власти к частным лодкам имеет такое же отношение, как и к частным автомобилям. То есть никакого. «Мы работаем с транспортом, осуществляющим пассажирские перевозки, а не с лодочниками-частниками. Они все муниципальные», - сообщили в министерстве. Заместитель начальника по поисково-спасательным работам поисково-спасательной службы по Самарской области Александр Нестеров весьма удачно сравнил лодочников с «газелистами». Тем не менее, последние имеют лицензию на осуществление своей деятельности. Должны проходить систематический техосмотр и освидетельствование водителей перед рейсом. А сегодня даже владельцев маршрутов стали выводить на конкурсы. Опять же потребовалось произойти нескольким несчастным случаям, чтобы на проблему «ГАЗелей» обратили внимание.
Как оказалось, большое значение придается техническому состоянию лодок. Этим занимаются сразу несколько организаций, в том числе и ГИМС.
Как сообщил «Советнику» заместитель начальника центра ГИМС по Самарской области Вячеслав Охроменко, разрешение на перевозку пассажиров маломерных судов органами ГИМС не выдается: «Мы следим за техническим состоянием маломерных судов и правильным их использованием. Законность перевозки людей ГИМС не устанавливает». Тем не менее, как выразился Вячеслав Охроменко, какой бы пассажир в судне ни сидел - это, прежде всего, человек: «В соответствии с правилами пользования водными объектами для маломерных плавсредств на каждом судне должно быть спасательное средство, судно должно быть технически исправным и оборудовано всем необходимым для безопасной эксплуатации. Неважно, кого там будут перевозить - пассажиров или друзей. Я не знаю, где выдается разрешение».
Кто контролирует, работу именно частных перевозчиков, «Советнику» установить не удалось. Все профильные службы настаивали на том, что работают только с лицензированными перевозчиками. А чего их контролировать, если у них есть лицензия? Возможно, контролем самодеятельных перевозчиков занимается государственная речная судоходная инспекция по Волжскому бассейну. Но до начальника дозвониться было невозможно. А взявший трубку специалист ответить на этот вопрос не смог.
«Советник» взял на себя смелость предположить, на кого обрушится гнев высшего руководства и народный, если, не дай Бог, произойдет трагедия. Не исключено, что на главного федерального инспектора по Самарской области Сергея Сычева. На областное правительство. Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, например. Список, с кого могут полететь погоны, лычки и должности, может быть весьма обширным.
Переправа на лодке опасна?
Александр Нестеров,
заместитель начальника по поисково-спасательным работам поисково-спасательной службы по Самарской области
- Лодочники вашей службе работы не прибавляют?
- Мы не имеем полномочий для работы с ними, это прерогатива ГИМ-Са. Ни задерживать, ни проверять их мы права не имеем. Если говорить, например, о переправе на спуске Шмидта, то здесь беспокойства не доставляют, там переправа разрешена. Беспокойство вызывал пляж на Поляне Фрунзе. Там перевозчики практически на самом пляже занимаются посадкой-высадкой пассажиров.
- Несчастные случаи по вине перевозчиков припомните?
- С перевозчиками ничего чрезвычайного не случалось. Чрезвычайных происшествий, травмирования, фактов гибели людей, связанных с работой перевозчиков, у нас не зарегистрировано. Были случаи столкновения судов, но это другая тема, это отдыхающие, по пьяной лавочке. А по перевозчикам, слава Богу, обошлось. В прошлом году было все нормально.
- А в этом году?
- Сейчас сезон только начался, только с прошлого воскресенья тепло пошло. Сейчас недельку-другую поработают спасатели, и картина будет ясна, на что нужно обратить внимание. На данном этапе, судя даже по набережной у пивзавода, довольно слабое движение. Может быть, затянувшаяся весна сказалась. Сейчас даже еще не все суда сброшены на воду.
- Переправляться таким способом вообще неопасно?
- Если судно не перегружать, то опасности никакой нет, так как судно без перегруза не может уйти под воду, даже по причинам неисправности двигателя. В ненастную погоду эти лодки просто не ходят. Это не опасней, чем ездить на наших маршрутках. Большей частью частники нарушают правила загрузки тогда, когда берут своих друзей, семью. А от чужих и получить можно.
- А если лодка старая?
- Сколько я видел катеров, то в основном у них стоят мощные моторы. Люди зарабатывают деньги, поэтому не скупятся на оснащение.
Виктория ГЛУМОВА,
Валерий УЛЬЯНОВ, «Самарский советник»

10.07.2008
Справочник Самары
описание, цены на путевки


7 апреля 23:28


© 2006 - 2020 ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Туризм Самара - раздел для любителей путешествий и отдыха. Сервис ПОИСК ТУРА (собраны предложения ведущих федеральных и самарских туроператоров) предлагает туры: Турция из Самары, Испания из Самары, Египет из Самары и много других. При выборе тура можно ознакомиться с ценами, описанием, фотографиями по выбранному отелю. Понравившийся тур можно заказать по телефону или воспользоваться он-лайн формой в турагентствах Самары.

Сервис Горящие туры из Самары - это выгодные предложения по турам с вылетом из Самары и Москвы. Описания, цены самарских турбаз. Речные круизы по Волге и туры выходного дня с полным описанием маршрутов, теплоходов и цен на каюты в рубрике круизы. Возможность покупки и бронирования он-лайн путевок на базы отдыха, горящие туры и теплоходы.
 
18+
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети интернет необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу сайта samru.ru, в иных случаях - публиковать или озвучивать название сайта