Гость samru.ru
Портал города Самара samru

Два дня из жизни Сергея Павловича Королева

Алферов Владимир Александрович, с 1959 г. по 1964 г. зам. начальника (с 1966 г. по 1974 г. начальник) отдела эксплуатации и полевого ремонта завода им. Фрунзе г. Куйбышева.
 
Раньше я никогда не задумыалась где работал мой дед. Для меня он был просто дедом, который забирал меня из школы, делал сначала уроки по рисованию, а чуть позже по черчению и физике, рисовал стенгазету и учил на даче пилить дрова. И только сейчас, спустя столько лет я узнаю, что он был начальником ЭРО1, знал С.П. Королева, подписывал летное задание Гагарину и общался с Туполевым.
Я попросила его рассказать о его знакомстве с С.П. Королевым и об их первой работе на "Байконуре".
Мне пришлось работать с Сергеем Павловичем Королевым всего несколько раз, т.к. он лично присутствовал только на наиболее важных запусках с «Байконура» (это он теперь так называется). Сейчас уже не секрет, что на заводе им. Фрунзе выпускали двигатели для ракет, поэтому ответственный представитель завода всегда присутствовал при запусках . Это сейчас все разговаривают открыто о таких секретных объектах, а тогда за нашу беседу меня могли бы самое меньшее - уволить или вообще… В то время все было строго. Находясь на «Байконуре» и, увидев там знакомого, мы даже не могли поздороваться. Там не говорили ни о чем кроме работы.  А когда я уезжал в командировку, даже семья не знала куда.
Наиболее яркие впечатления от встречи с Сергеем Павловичем  у меня остались после запуска на «Байконуре» экспериментальной ракеты, кажется, это было в году 59-60-м. Меня отправили туда как ответственного представителя по двигателям. Тогда я был зам. начальника ЭРО1 (отдела эксплуатации и полевого ремонта) завода им. Фрунзе.
Там, на «Байконуре» и произошла моя первая встреча с СП (так между собой мы называли Королева). Чтобы было понятно, я расскажу этапы подготовки ракеты к запуску...
Так вот, ракету привезли в монтажно-экспериментальный корпус (МЭК). Расположили в горизонтальном положении. Вокруг нее поставили ограждение (столбики с ленточками) и по каждой их 4-х сторон поставили по лейтенанту, чтобы те следили за периметром и не пускали посторонних. Я стоял на лестнице в рабочем комбинезоне и осматривал двигатель.  Вдруг я увидел человека за ограждением, он внимательно разглядывал ракету. Я возмутился, и сказал, стоящему рядом, лейтенанту: «Почему посторонние на объекте? Скажи, чтоб ушел!». А он мне с улыбкой: «А ты сам скажи, чтоб он ушел!». Тут я понял, что это не спроста. И тихо спросил у лейтенанта: «А это кто?». «Это сам Королев» - ответил тот. Так я впервые увидел Королева. Мое с ним знакомство произошло чуть позже.
После того, как ракету смонтировали в горизонтальном положении, провели испытания. Замечаний не было. Сергей Павлович сразу созвал совещание с группой ответственных представителей, на котором присутствовал и я. Он назначил запуск ракеты через 2-ое суток. Начался завершающий  этап подготовки ракеты к запуску - постановка в вертикальное положение в пусковую шахту. И начались генеральные испытания.
И тут был выявлен сбой в работе агрегата одного из двигателей.
 СП вызвал меня и спросил, когда я смогу заменить этот агрегат? Так как запасных агрегатов в наличие на «Байконуре» не было, да и на заводе они были только в сборе на двигателях, я стал в уме перебирать, сколько мне потребуется времени на оформление всех документов. Я начал перечислять ему все, что нужно было сделать.  Прежде всего, необходимо было связаться с ВВС и оформить разрешения на рейс самолета из Куйбышева на привоз нового агрегата - это не менее 2-х суток. Потом составить на заводе документы на замену, т.е. новое тех. задание со всеми подписями от технолога и военпреда, до гл. инженера и гл. конструктора и многих других. Это еще не менее 2-х суток. Я резюмировал - в лучшем случае через 5 суток. Королев сказал, что надо завтра привезти, чтобы послезавтра ракета ушла в назначенное время. Надо сказать, что Сергей Павлович был очень жестким, требовательным и авторитетным человеком. Я уже мысленно распрощался со своей должностью и работой. Королев мне сказал: "Иди в пункт связи и по прямой линии свяжись с заводом, чтобы немедленно высылали агрегат!". 
Аппарат был занят, и мне пришлось ждать часа 2. Поэтому,  когда я связался с дежурным по заводу, в Куйбышеве был уже вечер. Я с удивлением услышал голос главного  инженера, который взволнованно говорил: «Что у вас случилось? Сейчас все готовится. К вам вылетает самолет №…, пилот… и еще 2 слесаря (и назвал их фамилии)».
Я был в шоке.  Оказывается, за 2 часа до этого Королев сам связался с заводом, и вот результат. Утром следующего дня СП собрал совещание, в том числе со мной. До этого я опять связывался с заводом и мне сказали, что он прибудет к нам в18.00. СП распустил нас, и мы собрались снова в 18.00. Нам сообщили, что самолет произвел посадку. Начальник стартовой позиции  велел  послать вертолет, но Королев сказал, что есть машина, и это гораздо безопаснее, а то люди не спали всю ночь, еще разобьются.
Добираться с летной площадки до стартовой позиции нужно было часа  полтора . Через 2 часа мы собрались снова, уже все и с агрегатом. СП спросил у слесарей, сколько им нужно времени на замену агрегата. Один из слесарей сказал, что если нам никто мешать не будет, то сделаем за 1,5-2 часа. На что Королев ответил: «Вам никто мешать не будет» (в дальнейшем это действительно было так). Потом он обратился ко мне: «Теперь отведи их в генеральскую столовую и накорми, посели их в гостинице в отдельном номере, чтобы они выспались, а завтра в 7.00 утра на стартовую позицию».
Комиссия стала возмущаться, особенно зам. главного конструктора, который говорил: «Давайте  заменим сейчас». Все его громко поддерживали: «Да, давайте, сейчас, зачем  ждать утра». Тогда СП сурово сказал: «Что здесь профсоюзное собрание?» И все сразу замолчали. Все встали и пошли на выход. Королев подошел ко мне и слесарям и повторил свое распоряжение. Добавив, «налей им по 100 грамм». На что один из слесарей сказал: «А мы не пьем». СП ответил: «Нужно знать когда, с кем и сколько, а пить можно».
В генеральскую столовую слесаря пойти постеснялись и их накормили в буфете. А вот насчет гостиницы я сильно сомневался. В то время с этим было очень сложно. Номеров свободных никогда не было, тем более отдельных. Но когда мы подошли к дежурному по гостинице, он сразу сказал мне фамилии слесарей и что номер на 2-м этаже уже выделен. В общем СП договорился и здесь.
В 7 утра я отвез их на стартовую позицию и к 8.30 агрегат был уже заменен, и мы начали проводить генеральные испытания. Ракета ушла в назначенное время и попала в цель, как нам потом сообщили.
 
В заключение  хотелось бы отметить,  какой авторитет был у Королева! Если бы не он, эта замена в обычном режиме длилась бы дней 10. Он ни на кого не перекладывал то, что мог сделать сам. Особенно если знал, что эти вопросы кроме него никто не решит быстрее и лучше.   
 
Сергей Павлович был необыкновенным человеком. Он, выслушав подчиненных, мог быстро принять самое правильное, гениальное решение, о котором никто даже не догадывался. Королев был человеком требовательным, жестким, но удивительно чутким. Он мог резко командовать генералами, и ногой открывать дверь в ЦК, но в тоже время просто общаться с обыкновенными слесарями. Авторитет Сергея Павловича был непоколебим, его слово было закон.
( Рассказ  своего "секретного" деда записала Владлена Грихно)
 
© Любое   использование    материала, полное или частичное цитирование, разрешается только со ссылкой на SAMRU. ru

 



Гость SamRU.ru
 
В Самаре начали бесплатно лечить гепатит С: как попасть в программу В Самаре начали бесплатно лечить гепатит С: как попасть в программу
Елена Стребкова, заведующая инфекционным отделением №2 клиники инфекционных болезней СамГМУ
 
Новости Самары

  11:38 
Выпущена в оборот монета «Город трудовой доблести», посвященная Самаре
  10:57 
Участок в районе Вертолетки в Самаре выставят на торги для КРТ со сносом 6 домов
  10:34 
Для благоустройства бульвара по Чернореченской в Самаре ведется монтаж теплосети
  09:52 
Прямые авиарейсы из Самары в Алматы стартуют с 7 июня
  09:45 
Филиал Третьяковской галереи откроется в Самаре в здании Фабрики-кухни 30 мая
  09:10 
Места в детсадах Самары на новый учебный год получили почти 10 000 детей

Новости Самары


20 мая 15:10


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Новости Самары - хроника городских событий. Общество, политика, происшествия, культура, спорт, образование - рубрики раздела Новости. Интервью с известными жителями города. Комментарии и мнения. Сообщения пресс-служб, органов власти и организаций Самары.

Путеводитель по городу. Метеоновости, прогноз погоды городов и поселков Самарской области в ближайшие дни и на 2 недели.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru