С 1 июля 2009 года ко всем российским ООО поступил сигнал: в обязательном порядке пройти процедуру перерегистрации. Директор юридической компании «Адвоком» Виталий Паймуков рассказал samru.ru о тонкостях этого процесса.
- В связи с чем требуется перерегистрация обществ с ограниченной ответственностью?
- В связи с тем, что 31 декабря 2008 закон был принят, а с 1 июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты», который включает в себя изменение порядка учреждения обществ с ограниченной ответственностью, а также приведение уже существующих обществ в соответствие с законом.
- О каких изменениях идет речь?
- Их довольно много. Во-первых, Учредительный договор теперь заменен термином Договор об учреждении, который учредительным документом не является, а Учредительным документом признается Устав. Договор об учреждении будет нужен только при регистрации нового ООО в налоговой инспекции. В Уставе же теперь не обязательно указывать сведения об участниках общества. Во-вторых, изменения коснулись порядка передачи доли в уставном капитале - система усложнилась. Если раньше свою долю можно было безвозмездно передавать, то сейчас её можно только продать, составив договор купли-продажи и заверив его у нотариуса, а при этом еще и необходима предварительная оценка уставного капитала у независимого оценщика. Соответственно, затраты на весь этот процесс возросли в несколько раз: оценка стоит от 5 тысяч рублей и выше, от 8 тысяч возьмет нотариус за заверение - вот и считайте. Раньше вся операция могла обойтись в 2 тысячи рублей. К тому же теперь, чтобы продать свою долю, необходимо еще согласие супруга, которое тоже нужно заверять у нотариуса.
- В чем же смысл этих изменений?
- Вообще, основная идея была - борьба с рейдерством, то есть то, что в Уставе не обязательно прописывать список участников общества, должно защитить от рейдеров. Этот список может храниться отдельно от всех документов, его необязательно кому-то показывать при заключении договоров. Его могут потребовать предъявить только по решению суда. Соответственно, исключено, что рейдеры смогут этот список подделать. Мне все это сейчас не совсем понятно: как это может от чего-то защитить, если те же самые рейдеры могут стребовать список силовыми методами?
- В чем заключается процедура перерегистрации?
- В принципе, это стандартная юридическая процедура, но тут есть свои сложности. Сейчас идет разъяснение закона, потому что налоговым и нотариальным органам не вполне ясно, как именно производить изменения. Например, написано, что оценке подлежит уставной капитал свыше 20 тысяч рублей, а заставляют делать оценку капитала даже до 10 тысяч. То есть все это еще очень сыро, и каждый нотариус по-своему трактует закон, возникают неразберихи. Доходит до того, что налоговая выставляет одни требования, ты их выполняешь, а нотариус не хочет такие документы заверять, потому что на его усмотрение они не верны. Поэтому сейчас для разъяснения изменений, которые двойственно трактуются, принимаются дополнительные законы
- С чего начинать перерегистрацию?
- Нужно начать с подготовки пакета документов. Тут лучше, конечно, обратиться к опытному юристу, чтобы избежать лишней беготни. Нужно оценить комплектность документов дабы нотариус не отказал в приеме, особенно если фирма существует давно.
Юридическая фирма осуществляет приведение документов в соответствие с требованиями закона, потом они заверяются у нотариуса, оплачивается госпошлина, а затем уже фирма проходит регистрацию в налоговых органах.
- А какие документы нужно предоставить?
- Все учредительные документы, в которых делались изменения, и свидетельства об этом. Нужен Устав старого образца, решение о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговые органы, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, а также свидетельства об изменениях, произошедших за период существования фирмы - таких у некоторых организаций бывает десять и больше.
- В какую сумму обойдется процедура перерегистрации?
- Услуги юридической фирмы по Самаре - это 3,5 тыс. рублей и выше. Я знаю, что и за 5, и за 6 тысяч перерегистрируют. Плюс расходы на нотариуса - порядка 1,5 тысячи, госпошлина - 400 рублей. А если какие-то изменения вносятся, то могут быть дополнительные затраты в связи с выписками, заказом копий в налоговой - 200 рублей за документ.
- В какие сроки нужно уложиться с перерегистрацией?
- По закону надо успеть до 31 января 2009. Но юридических лиц в России свыше 20 миллионов, а нотариусов гораздо меньше. При средней нагрузке на одного нотариуса 10-15 фирм в день, все равно не все успеют пройти перерегистрацию. Не говоря уж о том, что у нотариуса, кроме возни с фирмами, есть и другая работа. То есть, с перерегистрацией лучше поторопиться.
- А если кто-то не успеет закончить все в срок, какие-то санкции к ним применят?
- По этому вопросу есть две нормы закона: общество может быть ликвидировано или последует административное наказание от 200 тысяч рублей. А по какому принципу налоговые органы будут выбирать форму наказания, пока не известно.
Ирина Якоби