Отдых в Самаре
Портал города Самара samru

Юрий АНТИМОНОВ: Туризм требует не так уж и много вложений

Каковы перспективы развития внутреннего туризма Самарской области? Есть ли будущее у речных круизов по Волге? Что сейчас происходит с проектом комплекса «Жигулевская жемчужина» на территории села Ширяево?

На эти и другие вопросы сегодня в интервью отвечает руководитель департамента развития туризма Самарской области Юрий Антимонов.

- Как бы вы оценили сейчас присутствие туризма в экономике Самарской области?

- У нас есть очень много замечательных мест, которые, к сожалению, пока не развиты в туристическом плане. Совсем недавно мы предоставили туристам возможность посещения уникального храма, в котором покоятся мощи Петра Чагринского. Уже не первый год ведем активную работу с Алексеевским районом по восстановлению маршрута Льва Толстого и проведению скачек. Областным бюджетом выделены средства на восстановление традиций кумысолечения. Сейчас мы начали открывать туристам ресурсы Сергиевского района - Голубое озеро, форелевое хозяйство, оздоровительные программы с использованием местных целебных трав. Впереди знакомство с великолепными источниками в селе Старое Вечканово Исаклинского района, сейчас они благоустраиваются при помощи местных властей. Мы можем конкурировать своей «глубинкой». У нас много мастеров кузнечного, гончарного дела, многие владеют искусством лозоплетения, вышивания. Я уже не говорю о нашей традиционной кухне, чем мы здесь, в городе, себя не балуем.

Надо заметить, что сейчас представители районных администраций наконец-таки начинают признавать, что туризм надо развивать. Это принесет деньги и рабочие места. Чего стоит в этом смысле только изготовление сувениров - деятельность, являющаяся основной составляющей туризма. Я убежден, что на сегодняшний день необходима областная программа по развитию этого направления. Ранее предпринятые подобные попытки не дали результатов. Вполне очевидно, что сувенир - это эффективная реклама, а ее отсутствие в первую очередь негативно сказывается на развитии и позиционировании туристического продукта губернии в целом. В этой связи департаментом развития туризма уже в текущем году будут предприняты первые шаги в данном направлении, а по возможности и принят комплекс мер, направленных на создание туристического брэнда и, как следствие, разнообразной сувенирной продукции, являющейся его неотъемлемой частью.

Мы сейчас прилагаем все силы к развитию внутреннего туризма в Самарской области. Эту ситуацию хорошо понимает и губернатор. Несколько лет назад была принята областная целевая программа «Развитие туризма в Самарской области» на 2004-2008 годы. А наше общество до сих пор с недопониманием относится к тому, что туризм необходимо развивать. Один самолет вывозит из Самары до $1 млн за рубеж. Если бы мы развивали туризм на территории Самарской губернии и предлагали конкурентоспособный туристический продукт, деньги бы остались в области.

К тому же туризм требует не так уж и много вложений, если сравнить с его прибылью инвестиции в развитие промышленности, и люди охотно вкладывают средства в туризм. Например, к нам поступают предложения и вопросы об инвестициях в канатную дорогу, предусмотренную проектом освоения территории Самарской Луки. Стоимость создания данного объекта составляет порядка 3 млн евро, а срок окупаемости - около пяти лет. Я нисколько не сомневаюсь, что на этот проект мы найдем инвесторов раньше всех. Не думаю, что для создания канатной дороги потребуются бюджетные средства.

- Услуги туристических компаний, предлагающих речные круизы, сейчас находятся под угрозой, поскольку суда сильно изношены. Как вы планируете решать эту проблему?

- К сожалению, никак. Наша область речных судов не выпускает. Мы, со своей стороны, не сможем содействовать решению данного вопроса. В принципе, круиз по Волге - это уникальнейшее явление. Я даже не могу привести в пример аналоги столь насыщенных и больших круизов. Рейсы по Дунаю давно закрыты, на Украине суда полностью проданы. Этот вопрос надо решать не на региональном, а на федеральном уровне. Здесь и бизнес не сможет что-то изменить: строительство судна на коммерческой основе никогда не окупит затраты. Сегодня же у нас круизы стоят дороже поездки за рубеж, потому что дорого топливо, высока оплата причалов для круизных стоянок. Потеря такой уникальной возможности будет существенна, ведь дело касается не только Волги, но и такого заповедника, как Кижи. Изменение ситуации в лучшую сторону возможно только по волевому решению правительства РФ. Суда действительно все старые: четырехпалубникам уже под сорок лет, а трехпалубники перешагнули шестой десяток, двухпалубные суда еще старше. Сейчас принимают какие-то меры по возрождению самолетостроения. Думаю, рано или поздно государство займется и речными судами. Хотя пока я не слышал, чтобы где-нибудь обсуждался этот вопрос. Мы пополнили в свое время парк судов за счет Украины. Ни Австрия, ни Чехия больше подобных судов не выпускают, потому что на них нет спроса.

- Когда начнутся работы по возведению туристско-рекреационного комплекса «Жигулевская жемчужина» на территории Ширяево? Кто инвестирует данный проект? Что препятствует его развитию?

- На самом деле все совсем не так, как пишет пресса. Работы по возведению туристско-рекреационного комплекса «Жигулевская жемчужина» никогда не приостанавливались. Тот проект, разработка которого поручена губернатором, выполнен. Рабочей группой предложена концепция развития Самарской Луки и ее освоения в туристско-рекреационных целях, созданы два макета, в которых отражены основные объекты, строительство которых планируется. Все вышеперечисленное произведено за счет средств областного бюджета, выделенных из профицита губернатором. Проект он лично одобрил, и в настоящее время департамент готовит документы для рассмотрения всей концепции на заседании правительства Самарской области.

Работа идет, но мы немного «забуксовали» - нас остановили финансисты, и я считаю, что правильно. Первостепенно должен быть решен вопрос по отводу земель. Это колоссальная работа, на которую уходит очень много времени и труда. Земля отведена под строительство памятника Николаю Угоднику, 5 гектаров нам Жигулевск уже выделил. По остальным направлениям развития комплекса мы сейчас готовим документы и все необходимые обоснования, после чего обратимся в правительство. Земли, предусмотренные под освоение в туристско-рекреационных целях - для создания комплекса, находятся в ведении либо Жигулевска, либо федеральных структур.

Развивать инфраструктуру невозможно и без наличия качественных дорог. В первую очередь необходима дорога от села Подгоры до села Ширяево. Надо восстанавливать в обязательном порядке дорогу с М5 на Рождествено, чтобы приезжие из Сызрани или Москвы не кружили через Самарскую Луку, а напрямую оказывались в Ширяеве. Однозначно надо строить дорогу на Каменную Чашу.

Я не понимаю и того, что на территории охраняемых природных зон находится более тысячи нефтяных скважин. Даже к нефункционирующим скважинам подойти невозможно - столько пролито нефти. Вот уж действительно  где птицы не поют, деревья не растут. К тому же все эти точки выведены из территории заповедника. 330 кв. км заповедной зоны выделено под нефтяные скважины, линии электропередач, газопроводы и всевозможные вышки. У нас еще прекрасно работает Карьерный завод, который добывает открытым способом щебень буквально в нескольких километрах от Ширяева. Один день работы завода наносит гораздо больший урон национальному заповеднику и парку, чем если бы туда приехал одновременно миллион туристов. Мы говорим о цивилизованном туризме. Мы не собираемся ввести вероломный туризм и проводить проекты, которые нанесут ущерб природе.

И никаких проблем с экологическими службами у нас не было. На совещаниях при разработке проекта присутствовали, как правило, все экологи нашей области. В конце позапрошлой недели мы получили официальное соглашение на наш проект и от Национального парка, и от заповедника. Для себя мы определили закончить в этом году проектно-изыскательные работы и начать строительство памятника Николаю Угоднику. Необходимо сейчас предусмотреть четкую систему взаимодействия государственных и частных структур. Затраты по формированию строительных площадок и подводу необходимых сетей возьмет на себя государство, но впоследствии часть расходов будет возвращена в бюджет. Строительство дорог, вероятнее всего, будет вестись за счет средств бюджета. Хотя их стоимость можно будет потом включить в стоимость, например, горнолыжного комплекса, то есть частично разложить эту сумму на объекты и выставить их на торги.

- К вам уже поступали предложения от частных инвесторов?

- Конечно, многие хотят скорее что-нибудь приобрести в Ширяеве. В этом и опасность рекламы проекта. Люди сразу начинают думать, как бы сейчас купить там объекты, чтобы потом втридорога перепродать.

- Чем объясняется необходимость строительства дороги «Ширяево - Каменная Чаша»?

- Меня умиляет, когда в наш адрес раздаются обвинения в преднамеренной порче окружающей среды. Сейчас там есть абсолютно разбитая дорога, которая после дождя превращается в грязное месиво. В хорошую погоду на этом пути можно встретить очень много людей. Каждый добирается как может. Молодые родители с маленькими детьми, тут же велосипедисты, туристы на машинах, грузовики, а навстречу им едут тракторы с косилками или дровами. Когда я сегодня предлагаю организовать тур туда, мне возражают, мотивируя это тем, что в этой местности есть уникальные реликтовые растения.

У нас сейчас много любителей экстремального направления «джип-сафари». Мне непонятно, неужели только заповедная зона - лучшее место для подобных развлечений? Так ли нужно обращаться с национальным парком?

Мы предлагаем сделать дорогу экологически чистой. Национальный парк и заповедник им. Спрыгина предлагают не покрывать дорогу асфальтом во избежание нанесения ущерба животным. Сейчас есть разнообразные дорожные покрытия. Можно вообще ничего не асфальтировать, но перекрыть ныне существующий вероломный и наносящий ущерб доступ. Например, разделить дорогу для ведомственного транспорта, велосипедистов и пешеходов, сделать шлагбаум у Ширяева, у контрольного пункта открыть прокат велосипедов, предоставить возможность верховой прогулки на лошади или в повозке. Даже электромобили для путешественников можно поставить, параллельно дав путевую информацию о заповеднике и национальном парке.

Много ли такие туристы принесут вреда окружающей среде в сравнении с тем, что творится на охраняемых природных территориях сейчас? К тому же можно установить лимит на пропускную способность, например, не более 700 человек.

- Разрешилась ли ситуация с представлением областной прокуратуры губернатору, где речь шла о нарушении вами ФЗ, запрещающего госслужащему осуществлять предпринимательскую деятельность?

- Все началось с публикации в одной из самарских газет, где ситуация была подробно описана: некий господин выиграл тендер по изданию каталога «Добро пожаловать в Самарскую область». Работать над каталогом он не стал и, пугая большими фамилиями, попросил перечислить ему деньги. Принесенная им продукция вызывала просто смех, хотя он пытался убедить, что это на самом деле стоит безумных денег. Мы предложили ему расторгнуть договор, так как он не смог ничего предоставить и не выполнил заказ. Договор расторгать он отказался и подал заявление в суд. Разумеется, мы написали встречное заявление. Побывав на предварительных слушаниях, он понял, что однозначно проиграет дело. Тогда он написал лично на меня заявление в прокуратуру, и в течение полугода ОБЭП и прокуратура занимались мной вплотную. Все необходимые документы мы им предоставили, в результате чего более месяца назад получили отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления.

В итоге полгода вместо выполнения непосредственных обязанностей на работе мне пришлось посвятить этому делу. У меня возникает вопрос: это было давление на меня со стороны того гражданина? На что он рассчитывал? Что в следующий раз, выиграв также тендер, он придет к нам и тут же получит деньги?

На мой взгляд, ситуация дошла до смешного. Более того, мой заместитель недавно купила в его магазине за 500 рублей туристический каталог, который мы делали на бюджетные деньги как рекламный материал, то есть для бесплатного распространения на международных выставках. Мы вынуждены были обратиться в прокуратуру за объяснением происходящего.

ВРЕЗ:
«Договор расторгать он отказался и подал заявление в суд. Разумеется, мы написали встречное заявление. Побывав на предварительных слушаниях, он понял, что однозначно проиграет дело. Тогда он написал лично на меня заявление в прокуратуру, и в течение полугода ОБЭП и прокуратура занимались мной вплотную».

Екатерина ШУЛЕПОВА
Время. События. Мнения. Тенденции

07.07.2007




Новости Самары



28 марта 22:07


© 2006 - 2024
ООО «Связьконсалт»
г. Самара, ул. Мирная, 3
Раздел Досуг - как отдохнуть в Самаре. Афиша: кинотеатры, театры, филармония, концерты, выставки, ночные клубы, цирк, телепрограмма. Советы по домоводству: рецепты, дача, сад. Советы кинолога. Конкурс красоты. Фотоальбомы. Хобби и увлечения в Самаре. Бани и рестораны Самары. Все о развлечениях Самары.
 
Сетевое издание "Сайт Самары СамРУ.ру" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 января 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 68518 Выходные данные
При использовании текстовых материалов необходимо указывать прямую гиперсылку на страницу заимствования сайта samru.ru